Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 18:15, дипломная работа

Описание работы

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
3

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….

6

1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........

10

1.2 Государственная служба…………………………………..
19

1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...
31

1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….
32

1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….

34

1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..


49

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........

54

2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...

56

2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........

63

2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….

68

3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ


3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..
76

3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........
80

3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..

84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

Файлы: 1 файл

Диплом 2а.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Где же выход? Его не надо придумывать, он есть во многих странах мира, он был в своё время и в нашей стране. Прежде всего это формирование и активное проведение в жизнь специальной политики вовлечения широкого круга граждан, практически всего населения в открытый процесс очищения государственного аппарата от взяточников.

Так, во Франции существуют десятки общественных организаций, целью которых является контроль за соблюдением законов, выявление аморальности, нечестности чиновников в разных областях государственной деятельности, выпускаются десятки печатных изданий по этим проблемам, есть специальные «окна» — отдельные передачи, программы, целые каналы на ТВ для вещания оппозиции, практически во всех государственных организациях существуют этические комиссии, отслеживающие нравственные аспекты поведения своих сотрудников, и т.д. Следует особо подчеркнуть, что всё это в той или иной мере поощряется (в том числе и материально) государством.

В Великобритании функцию общественного контроля выполняет созданная в соответствии с королевским указом комиссия по государственной службе, наделённая большими правами. Этические стороны деятельности парламентариев Великобритании определяют более 400 специальных правил!

В Германии успешно работает важнейший институт гражданского контроля над чиновниками — специальный административный суд. Он действует как на общефедеральном уровне, так и на уровне всех областей (земель) страны. Ежегодно эти суды рассматривают большое количество жалоб и заявлений граждан по вопросам нарушений госслужащими установленных в стране норм морали и права.

Официальная статистика США говорит о том, что более 60 процентов всех разоблачённых в стране взяточников, коррупционеров были выявлены не в результате деятельности специально предназначенных для этого служб, а по письмам населения. Люди сообщали этим службам, что такой-то чиновник живёт явно не по средствам, построил дом, купил машину, стоимость которых значительно превышает возможности его служебного положения. У нас подобные письма называются доносом, презрительно осуждаются общественностью, у них — гражданским долгом. К тому же в России почти никогда не одобрялся способ личной закрытой (внеобщественной) борьбы с несправедливостью, с коррупцией.

В Советском Союзе гражданин мог пожаловаться на несправедливость, сообщить о злоупотреблениях в парткомы, в месткомы, в товарищеские суды, в Комитет народного контроля, своему депутату, а если он злостно ничем не помогает людям, то и отозвать его, написать в газету, которая по закону должна была ответить ему в установленные сроки, и т.д. Конечно, во многих случаях всё это работало недостаточно эффективно, зачастую формально. Но главное, существовала система, канал не просто связи людей с властью, но и их возможности контроля над нею. Сегодня подобных каналов практически нет.

Проводимая в настоящее время в России реформа государственного аппарата предполагает ряд мер, относящихся к развитию системы государственной службы: подготовка нового законодательства в этой сфере, расширение составов коррупционных правонарушений, разработка правил служебного поведения и кодексов поведения государственных служащих, создание комиссий по служебной (профессиональной) этике, организация мер предупреждения коррупционных проявлений. Это требует и активной позиции учебных заведений в проблемах подготовки государственных и муниципальных служащих как в плане их общей профессиональной, так и антикоррупционной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В США, в большинстве государств Европы и многих других странах управление административной этикой является отдельно быстро развивающейся областью государственного управления. За последнее время в рамках этических инфраструктур государственной службы было создано множество различных институтов и нормативных актов, направленных на преодоление коррупции, улучшения морального климата государственного управления. Более эффективное использование ресурсов и повышения доверия населения к государственной власти.

Одна из важнейших особенностей управления административной этикой в западных странах заключается в системном подходе к борьбе с коррупцией и реформированию этики государственной службы. Именно системный подход делает эффективными различные мероприятия в сфере административной этики. Будущим реформаторам этики государственной службы необходимо принимать во внимание, что отдельные элементы этической инфраструктуры государственной службы взаимосвязаны:

- прежде чем будут разработаны  стандарты поведения государственных  служащих, в законодательстве, в  первую очередь уголовном, должны  быть урегулированы наиболее  серьезные случаи недолжного  поседения чиновников

( например, такие, как получение  взятки);

- в законодательстве должна  быть установлена эффективная  процедура расследования деятельности  государственных служащих. При этом  следует предусмотреть наличие  «индикаторов коррупции», например, с помощью законодательства о декларировании;

- этические реформы не принесут  результатов, если не будет обеспечен  режим прозрачности и подотчетности  государственной службы. Отсутствие объективной информации о деятельности государственных органов позволяет им эффективно противодействовать любым реформам. Поэтому важным элементом этической инфраструктуры государственной службы является закон о свободе информации;

- для реализации стандартов  поведения государственных служащих  необходимо. Как минимум, создать  специальный государственный орган, координирующий этическую реформу. Также следует решить вопросы взаимодействия органа-координатора с другими государственными органами, занятыми в управлении административной этикой;

- подробные стандарты поведения  государственных служащих требуют создания развитой системы консультирования и обучения.

Если эти и подобные им факторы не будут учтены, этическая реформа государственной службы приведет лишь к осуществлению отдельных мероприятия декларативного характера, не обеспеченных эффективными механизмами реализации. К сожалению, вероятность подобного развития этических реформ государственной службы в России достаточно велика.

В России пока не созданы основные элементы этической инфраструктуры государственной службы, такие, как орган-координатор и кодекс поседения государственных служащих. Приняты лишь некоторые необходимые нормативные акты, например, в сфере декларирования доходов и имущества государственных служащих. Однако и они нуждаются по крайней мере в серьезной доработке.

Подобное положение объясняется тем, что управление административной этикой не считалось в России необходимой самостоятельной сферой государственного управления. Этическая составляющая административных реформ в лучшем случае воспринималась как незначительное дополнение к регулированию более важных проблем государственной службы.

Одной из причин такого подхода к этическим реформам государственного управления в России является, на мой взгляд, недостаточное знание мирового опыта управления административной этикой. Российские реформаторы не всегда правильно представляют сложность и комплексность этических мероприятий, обращая внимание лишь на наиболее известные виды или нормы актов, например, такие, как кодексы поведения государственных служащих. На мой взгляд, понимание комплексности управления административной этикой и знание различных вариантов конкретных этических мероприятий могут оказаться полезными при проведении реформ этики государственной службы в России.

В настоящее время в России проводится новая реформа государственного аппарата. В связи с этим предлагаются и некоторые меры, относящиеся к управлению административной этикой: подготовка нового законодательства о свободе информации, разработка правил служебного поведения и кодексов поведения государственных служащих, создание комиссии по служебной (профессиональной) этике. Пока рано говорить о появлении в России этической инфраструктуры государственной службы, еще не до конца осознается необходимость развития в нашей стране управления административной этикой как отдельной области государственного управления. Однако приятно отметить, что в действиях исполнительной власти, ответственных за проведение реформы государственной службы, явно просматривается подход, при котором стандарты поведения чиновников и государственные органы, регулирующие конфликт интересов, становится органичной часть создаваемой системы государственной службы. Это позволяет с осторожным оптимизмом оценить перспективы развития управления административной этикой в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

НОРМАТИВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. - М., 2002.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Российская газета. 31.05.2003г

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Рссийская газета. 31.08.2003г.

«О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110. Российская газета. 03.02.2005.

«О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 112. Российская газета. 03.02.2005.

«О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим». Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113. Российская газета. 03.02.2005г.

«О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)». Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. Российская газета. 23.11.2002г.

 «О Реестре должностей федеральной  государственной гражданской службы». Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574. Российская газета. 03.01.2006г.

«О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474. Российская газета.29.12.2006г.

 

«Об испытании при назначении на государственную должность федеральной государственной службы Правительством Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 05.07.2000г. Государственная служба: Сб. нормативных документов. - М., 2003.

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2003.

Барбашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. - М., 1988г.

Бизюкова И.В. Кадры управления: Подбор и оценка: Учебное пособие. - М.: Экономика, 1998.

Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России. Государство и право. 1994г. - N°4

Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. – М.: РАГС, 2006.

Государственная политика и управление. Учебник: В 2 ч. Под редакцией Л.В. Сморгунова. – М.: РОССПЭН, 2007.

Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом. Под редакцией В.П. Иванова. - М.: Известия, 2004.

Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. Мат. методол. семинара. – М.: РАГС, 2002.

Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. – М.: РАГС, 1998. 

Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. – М.: РАГС, 1999.

Государственный аппарат и политические реформы в современной России. Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов на Дону: СКАГС, 2006.

Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Уч. пособие. Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: РАГС; Статут, 2006.

История государственного управления в России. Учебник. Под ред. Р.Г. Пихои. - М.: РАГС, 2002.

Кадровый менеджмент: Практическое руководство для руководителей и специалистов кадровых служб. О.Ю. Артемов, Н.И. Архипова, И.М. Ермакова, Н.И. Овчинникова. - М.: ПРИОР, 2001.

Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации».  Пред. ред. совета Медведев Д.А. – СПб., 2008.

Коваленко А.И. Муниципальное Право. – М., 1997

Кутафин О.Е., Фадеев В.И.. Муниципальное право России. - М., 1997.

Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. - М.: Дело, 2002.

Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: Проблемы организации, управления, контроля. – М.: РАГС, 2004.

Махов Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере. - М.: РАГС, 2001.

Мельников В.П. Государственная служба в России: Исторический опыт. –  М.: РАГС, 2005.

Муниципальная кадровая политика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Гладышева. – М.: Муниципальный мир, 2003.

Рогожин М.Ю. Справочник кадровика. Оформление документов. –  М.: Бератор-Пресс, 2003.

Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля. Уч. пособие. Под ред. А.М. Беляева, Е.Д. Богатырева и др. – М.: Финакадемия при Правительстве РФ, 2007.

Социологические исследования в системе государственной службы. 1992–2002. - М.: РАГС, 2003.

Старилов Ю.К. Государственная служба в РФ. Воронеж, 1996

Столяров А.В. Эффективность труда руководителей органов государственного управления. – М.: МТиСР, 2003.

Столярова В.А. Функции и оценка труда работников аппарата управления. - М.: МтиСР, 1995.

Столярова В.А., Богатырев Е.Д., Черепанов В.В. и др. Современные технологии оценки профессиональной компетентности кадров государственной службы. – М.: МЗСР, 2006.

Информация о работе Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего