Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 18:15, дипломная работа
Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….
6
1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........
10
1.2 Государственная служба…………………………………..
19
1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...
31
1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….
32
1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….
34
1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..
49
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........
54
2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...
56
2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........
63
2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….
68
3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ
3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..
76
3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........
80
3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..
84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...
Где же выход? Его не надо придумывать, он есть во многих странах мира, он был в своё время и в нашей стране. Прежде всего это формирование и активное проведение в жизнь специальной политики вовлечения широкого круга граждан, практически всего населения в открытый процесс очищения государственного аппарата от взяточников.
Так, во Франции существуют десятки общественных организаций, целью которых является контроль за соблюдением законов, выявление аморальности, нечестности чиновников в разных областях государственной деятельности, выпускаются десятки печатных изданий по этим проблемам, есть специальные «окна» — отдельные передачи, программы, целые каналы на ТВ для вещания оппозиции, практически во всех государственных организациях существуют этические комиссии, отслеживающие нравственные аспекты поведения своих сотрудников, и т.д. Следует особо подчеркнуть, что всё это в той или иной мере поощряется (в том числе и материально) государством.
В Великобритании функцию общественного контроля выполняет созданная в соответствии с королевским указом комиссия по государственной службе, наделённая большими правами. Этические стороны деятельности парламентариев Великобритании определяют более 400 специальных правил!
В Германии успешно работает важнейший институт гражданского контроля над чиновниками — специальный административный суд. Он действует как на общефедеральном уровне, так и на уровне всех областей (земель) страны. Ежегодно эти суды рассматривают большое количество жалоб и заявлений граждан по вопросам нарушений госслужащими установленных в стране норм морали и права.
Официальная статистика США говорит о том, что более 60 процентов всех разоблачённых в стране взяточников, коррупционеров были выявлены не в результате деятельности специально предназначенных для этого служб, а по письмам населения. Люди сообщали этим службам, что такой-то чиновник живёт явно не по средствам, построил дом, купил машину, стоимость которых значительно превышает возможности его служебного положения. У нас подобные письма называются доносом, презрительно осуждаются общественностью, у них — гражданским долгом. К тому же в России почти никогда не одобрялся способ личной закрытой (внеобщественной) борьбы с несправедливостью, с коррупцией.
В Советском Союзе гражданин мог пожаловаться на несправедливость, сообщить о злоупотреблениях в парткомы, в месткомы, в товарищеские суды, в Комитет народного контроля, своему депутату, а если он злостно ничем не помогает людям, то и отозвать его, написать в газету, которая по закону должна была ответить ему в установленные сроки, и т.д. Конечно, во многих случаях всё это работало недостаточно эффективно, зачастую формально. Но главное, существовала система, канал не просто связи людей с властью, но и их возможности контроля над нею. Сегодня подобных каналов практически нет.
Проводимая в настоящее время в России реформа государственного аппарата предполагает ряд мер, относящихся к развитию системы государственной службы: подготовка нового законодательства в этой сфере, расширение составов коррупционных правонарушений, разработка правил служебного поведения и кодексов поведения государственных служащих, создание комиссий по служебной (профессиональной) этике, организация мер предупреждения коррупционных проявлений. Это требует и активной позиции учебных заведений в проблемах подготовки государственных и муниципальных служащих как в плане их общей профессиональной, так и антикоррупционной подготовки.
Заключение
В США, в большинстве государств Европы и многих других странах управление административной этикой является отдельно быстро развивающейся областью государственного управления. За последнее время в рамках этических инфраструктур государственной службы было создано множество различных институтов и нормативных актов, направленных на преодоление коррупции, улучшения морального климата государственного управления. Более эффективное использование ресурсов и повышения доверия населения к государственной власти.
Одна из важнейших особенностей управления административной этикой в западных странах заключается в системном подходе к борьбе с коррупцией и реформированию этики государственной службы. Именно системный подход делает эффективными различные мероприятия в сфере административной этики. Будущим реформаторам этики государственной службы необходимо принимать во внимание, что отдельные элементы этической инфраструктуры государственной службы взаимосвязаны:
- прежде чем будут разработаны
стандарты поведения
( например, такие, как получение взятки);
- в законодательстве должна
быть установлена эффективная
процедура расследования
- этические реформы не принесут
результатов, если не будет обеспечен
режим прозрачности и
- для реализации стандартов
поведения государственных
- подробные стандарты поведения государственных служащих требуют создания развитой системы консультирования и обучения.
Если эти и подобные им факторы не будут учтены, этическая реформа государственной службы приведет лишь к осуществлению отдельных мероприятия декларативного характера, не обеспеченных эффективными механизмами реализации. К сожалению, вероятность подобного развития этических реформ государственной службы в России достаточно велика.
В России пока не созданы основные элементы этической инфраструктуры государственной службы, такие, как орган-координатор и кодекс поседения государственных служащих. Приняты лишь некоторые необходимые нормативные акты, например, в сфере декларирования доходов и имущества государственных служащих. Однако и они нуждаются по крайней мере в серьезной доработке.
Подобное положение объясняется тем, что управление административной этикой не считалось в России необходимой самостоятельной сферой государственного управления. Этическая составляющая административных реформ в лучшем случае воспринималась как незначительное дополнение к регулированию более важных проблем государственной службы.
Одной из причин такого подхода к этическим реформам государственного управления в России является, на мой взгляд, недостаточное знание мирового опыта управления административной этикой. Российские реформаторы не всегда правильно представляют сложность и комплексность этических мероприятий, обращая внимание лишь на наиболее известные виды или нормы актов, например, такие, как кодексы поведения государственных служащих. На мой взгляд, понимание комплексности управления административной этикой и знание различных вариантов конкретных этических мероприятий могут оказаться полезными при проведении реформ этики государственной службы в России.
В настоящее время в России проводится новая реформа государственного аппарата. В связи с этим предлагаются и некоторые меры, относящиеся к управлению административной этикой: подготовка нового законодательства о свободе информации, разработка правил служебного поведения и кодексов поведения государственных служащих, создание комиссии по служебной (профессиональной) этике. Пока рано говорить о появлении в России этической инфраструктуры государственной службы, еще не до конца осознается необходимость развития в нашей стране управления административной этикой как отдельной области государственного управления. Однако приятно отметить, что в действиях исполнительной власти, ответственных за проведение реформы государственной службы, явно просматривается подход, при котором стандарты поведения чиновников и государственные органы, регулирующие конфликт интересов, становится органичной часть создаваемой системы государственной службы. Это позволяет с осторожным оптимизмом оценить перспективы развития управления административной этикой в России.
Список литературы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. - М., 2002.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Российская газета. 31.05.2003г
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Рссийская газета. 31.08.2003г.
«О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110. Российская газета. 03.02.2005.
«О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 112. Российская газета. 03.02.2005.
«О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим». Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113. Российская газета. 03.02.2005г.
«О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)». Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. Российская газета. 23.11.2002г.
«О Реестре должностей
«О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474. Российская газета.29.12.2006г.
«Об испытании при назначении на государственную должность федеральной государственной службы Правительством Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 05.07.2000г. Государственная служба: Сб. нормативных документов. - М., 2003.
ЛИТЕРАТУРА
Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2003.
Барбашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. - М., 1988г.
Бизюкова И.В. Кадры управления: Подбор и оценка: Учебное пособие. - М.: Экономика, 1998.
Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России. Государство и право. 1994г. - N°4
Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. – М.: РАГС, 2006.
Государственная политика и управление. Учебник: В 2 ч. Под редакцией Л.В. Сморгунова. – М.: РОССПЭН, 2007.
Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом. Под редакцией В.П. Иванова. - М.: Известия, 2004.
Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. Мат. методол. семинара. – М.: РАГС, 2002.
Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. – М.: РАГС, 1998.
Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. – М.: РАГС, 1999.
Государственный аппарат и политические реформы в современной России. Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов на Дону: СКАГС, 2006.
Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Уч. пособие. Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: РАГС; Статут, 2006.
История государственного управления в России. Учебник. Под ред. Р.Г. Пихои. - М.: РАГС, 2002.
Кадровый менеджмент: Практическое руководство для руководителей и специалистов кадровых служб. О.Ю. Артемов, Н.И. Архипова, И.М. Ермакова, Н.И. Овчинникова. - М.: ПРИОР, 2001.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Пред. ред. совета Медведев Д.А. – СПб., 2008.
Коваленко А.И. Муниципальное Право. – М., 1997
Кутафин О.Е., Фадеев В.И.. Муниципальное право России. - М., 1997.
Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. - М.: Дело, 2002.
Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: Проблемы организации, управления, контроля. – М.: РАГС, 2004.
Махов Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере. - М.: РАГС, 2001.
Мельников В.П. Государственная служба в России: Исторический опыт. – М.: РАГС, 2005.
Муниципальная кадровая политика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Гладышева. – М.: Муниципальный мир, 2003.
Рогожин М.Ю. Справочник кадровика. Оформление документов. – М.: Бератор-Пресс, 2003.
Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля. Уч. пособие. Под ред. А.М. Беляева, Е.Д. Богатырева и др. – М.: Финакадемия при Правительстве РФ, 2007.
Социологические исследования в системе государственной службы. 1992–2002. - М.: РАГС, 2003.
Старилов Ю.К. Государственная служба в РФ. Воронеж, 1996
Столяров А.В. Эффективность труда руководителей органов государственного управления. – М.: МТиСР, 2003.
Столярова В.А. Функции и оценка труда работников аппарата управления. - М.: МтиСР, 1995.
Столярова В.А., Богатырев Е.Д., Черепанов В.В. и др. Современные технологии оценки профессиональной компетентности кадров государственной службы. – М.: МЗСР, 2006.
Информация о работе Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего