Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, шпаргалка

Описание работы

1. предмет административного права.
2. общее понятие управления. Особенности социального управления.
3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.

Файлы: 1 файл

ответы на административное право.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

1. предмет административного права.

Выделяют два критерия: предмет и метод права. Метод права - это способ воздействия на его предмет. Способ воздействия может выражаться в запрете, дозволения и предписания. Место административного права в системе права. В 1936 году административное право стало самостоятельным, отделившись от государственного (конституционного). Административное право взяло часть правоотношений от конституционного право и стало их развивать, детализировать, и стало таким какое оно есть. Предмет административное право (ребенок) похож на конституционное право (родитель). В гражданском праве есть группа правоотношений, которые носят имущественный характер, также как и административное право (своя материя). Уголовное право (преступление) сходно с административным (правонарушение) на ответственности ее проявлении и применении. Право - это совокупность норм. Нормы административное право воздействует на финансовое и земельное правоотношение на их предмет. Предмет административного права подвержен воздействию: предписание, запрет, дозволение.

Предмет административного  права - это общественное отношение, которое обладает рядом признаков, т.е. присущих черт.

- управленческий характер, он самый главный, все остальные произвольны

- организационные (между государством и обществом), постоянно что-то организовывается

- отношение неравенства (стороны административных правоотношений юридически неравны, обусловлено наличием государством, органом или должностным лицом)

- административное правоотношение возникают по инициативе любой из сторон и согласие других не требуется

- участники административного права несут ответственность ни друг перед другом, а перед государством в лице уполномоченных органов

- участники административного  права несут разные юридические  ответственности (административная, материальная, уголовная, дисциплинарная…), кто угодно может быть субъектом административного правоотношения.

Функции административного  права, направление развития права:

- установление административно-правового положения граждан России

- получение позитивных социально-экономических результатов

- совершенствование правовых  основ организации самого государственного  управления

- повышение эффективности местного или муниципального управления

- формирование административно-правового положения других субъектов

- улучшение административно-правовой охраны и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов административного права при выполнении своих обязанностей.

 

Принципы административного  права:

- приоритет личности ее прав и свобод

- принцип разделение властей

- федерализм. Воплощен  в нормах о разграничении предметов  ведении и полномочий органов  государственной власти

- принцип единства  системы органов исполнительной  власти в РФ п.7 ст.77

- законность

- гласность

- ответственность

Соотношение административного права с другими  отраслями.

Смежность - объединение.

Административное право  смежно с другими отраслями права. Проявляется через предмет АП. Две группы общественных отношений. Первая группа общественных отношений  регулируется АП (нормами), вторая группа регулируется во взаимосвязи с другими отраслями (основном отрасли публичного права).

  1. Связь с КП. В 1936 году АП отделилось от КП. АП заимствовало часть предмета от КП. АП развивая свой предмет, АП детализировалось и конкретизировалось, и АП превзошло КП. АП (дети) заимствовал предмет КП (родители). Характеристика присущая КП присуща АП.
  2. Связь с ГП. ГП носит большей части предмет имущественное права. АП тоже имеет элемент имущественного права, но носит  другой характер. ГП рассматривает этот предмет с одной стороны, а АП другой. Общее между ГП и АП - это имущественное право.
  3. С Гражданским Процессуальным Правом (ГПР) и Арбитражным Процессуальным  Правом (АПП) соприкасается в той мере, в какой они регулируют порядок разрешения судами подведомственных им дел, возникающих из публичных отношений.
  4. С УП. Эта взаимосвязь обусловлена наличием смежных и даже общих объектов административных правоотношений и преступлений.
  5. С ЭП, ФП, ЗП. Тут соотношение не с предметом, АП очень часто воздействует на правоотношения, составляющие их предмет.

 

2. общее понятие управления. Особенности социального управления.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо).

1. Управление есть  функция организованных систем  различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

2. Управление служит  интересам взаимодействия составляющих  ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление - внутреннее  качество целостной системы, основными  элементами которой являются  субъект (управляющий элемент)  и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает  не только внутреннее взаимодействие  составляющих систему элементов.  Существует множество взаимодействующих  целостных систем различного  иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей  сути сводится к управляющему  воздействию субъекта на объект. Это - целенаправленное упорядочивающее  воздействие, реализуемое в связях  между субъектом и объектом  и осуществляемое непосредственно  субъектом управления.

6. Управление реально  тогда, когда налицо известное  подчинение объекта субъекту  управления, управляемого элемента  системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее)  воздействие - прерогатива субъекта  управления.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие  управления. Они полностью приемлемы  и для понимания управления в социальной сфере. Социальное управление- управление обществом или в обществе.

Признаки социального  управления:

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется  совместная деятельность людей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет  упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта  воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими  отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности  воли людей. Воля управляющих приоритетна  по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме  его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых  выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

СУ имеет свои подвиды:

1. Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли - административного права.

2. Муниципальное  (самоуправление) управление: субъект  - муниципия 

3. Суть общественного  управления  (общество любителей пива, профсоюзы, партии)

 

 

 

 

3. исполнительная власть. Понятие, соотношение с государственным управлением.

ИB- ветвь единой гос. власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей.Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления. Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.

 

Признаки  исполнительной власти

(первые 3 присущи только исполн.власти)

Наличие субъекта и объекта.

Органы , осуществляют реализацию исполн власти  только посредством гос. управления.

Государственно-властная сущность, характер, что проявляется в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной формах. 

 Вторичность, подчиненное  положение.  

 Подзаконный характер  деятельности.  

 Организующий характер  деятельности.  

 Универсальный характер  деятельности во времени и пространстве.  

 Систематическая,  непрерывная деятельность, направленная  на сохранение социальной системы,  ее укрепление и развитие.  

 Наличие в непосредственном  ведении огромных ресурсов.  

 Исполнительно-распорядительная  деятельность.  

 Принудительность, опора  на силу, возможность самостоятельно  осуществлять меры принуждения  в административном порядке.  

 Подконтрольность  другим ветвям власти (парламенту, суду, прокуратуре и другим органам).  

Единая, большая по объему, иерархически построенная государственная система.

 

Признаки гос.управления:

1. Гос. Управление - правовое управление, осуществляется на основании норм права.

2. Гос. Управление  подзаконно: оно осущ-ся на основании  и во исполнении законов.

3. Гос. Управление  отличается предметным содержанием: распространяется в своих сферах ( круг вопросов, подлежащих правовому регулированию: экономическая, социально-культурная. политическая)

 

Принципы  государственной исполнительной власти :

Принципы – это теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства.  

 федерализм;  

 демократизм;  

 разделение властей;   

 законность;  

 гласность. 

Функции исполнительной власти  

 исполнительная (правоприменительная);  

 правозащитная;  

 социально-экономическая;  

 функция обеспечения  законности и соблюдения конституционного  порядка в стране;  

 регулирующая;  

 нормотворческая;   

 охранительная (юрисдикционная).

Функции гос.управления

 

1. Информационная

2. Прогнозирование  (близость)

3. Планирование (правило)

4. Организационная:  программирование, создание различных  систем органов

5. Регулятивная - ф-я позволяющая воздействовать  на процесс, устанавливая правила  поведения. Антимонопольное регулирование.

6. Финансирования кредитования

7. Координационная - налаживание работы по взаимодействию между системами, согласованность работы различных управленческих звеньев.

 

Изложенные  положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.

Право на жизнь имеют  обе эти государственно-правовые категории. Государственное управление — реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнителгмая власть.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"