Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 09:34, шпаргалка

Описание работы

Теория права. Понятие, сущность и социальная ценность права. Нормы права.
Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности.

Файлы: 1 файл

shpory_gosy.docx

— 261.64 Кб (Скачать файл)

Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, имеет следующие характерные черты, позволяющие отличать ее от деятельности представительных и судебных органов:

1. Выполнение общезначимых  функций:

прогнозирование - обеспечивает научность и рациональность деятельности;

планирование - определяет цели, задачи на предстоящий период деятельности, средства их достижения и выполнения;

организация - направлена на упорядочение состояния тех или иных социальных образований;

координирование - в процессе ее производится подстройка уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

надзор - метод государственного управления, применяемый с целью выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур;

контроль - метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности.

2. Нормативно-распорядительное  регулирование, которое осуществляется  при помощи законов, указов, постановлений  и других нормативных правовых  актов.

3. Деятельность  органов исполнительной власти  носит подзаконный характер, то  есть она осуществляется на  основе и во исполнение закона. Поэтому по последовательности  в механизме реализации государственной  воли она вторична по отношению  к деятельности представительной (законодательной) ветви власти, основным  предназначением которых является  формирование законодательной базы  для деятельности исполнительной  и судебной ветвей власти. При  этом деятельность исполнительной  власти, как и других ветвей  власти, носит самостоятельный и  только присущий исполнительной  власти характер.

4. Использование  в своей деятельности властных  полномочий. Это выражается в  осуществлении единой государственной  власти. Субъект государственного  управления в рамках выполнения  конкретных функций вправе применять  различные формы и методы руководящего  воздействия на управляемые объекты: осуществлять нормативное, методическое  руководство и контроль; применять  административное принуждение.

5. Непрерывный и  оперативный характер государственной  деятельности выражается в том, что государственное управление  осуществляется в процессе повседневного, непосредственного руководства  всеми сферами: экономикой, хозяйственным, административно-политическим и  социально-культурным строительством.

6. Осуществление  специализированных функций, требующих  использования единообразной технологии. Виды и содержание таких функций  обусловливаются сферой или областью  государственного управления. К  специальным функциям относятся  следующие основные функции: защита  конституционных прав и свобод  субъектов права; обеспечение обороноспособности  страны; охрана общественного порядка  и собственности; охрана государственной  границы; обеспечение экологической  безопасности; развитие образования, науки, культуры, здравоохранения; создание  соответствующих условий, необходимых  для всестороннего и полного  развития личности; социальная и  иная защита граждан и т.д.

7. При необходимости  применение мер административной  ответственности, представляющей собой  вид юридической ответственности, которая выражается в применении  уполномоченным органом или должностным  лицом административного наказания  к лицу, совершившему правонарушение.

8. Государственное  управление представляет собой  деятельность иерархически построенного, обладающего логической завершенностью  и системным характером аппарата  управления. Единство действий органов  государственного управления выражается  их соподчиненностью на основе  единства государственно-управленческой  деятельности.

9. Высокий профессионализм  государственных служащих. Приоритет  при комплектовании штатов органов  государственного управления должен  отдаваться лицам, обладающим прежде  всего: высокими личностными качествами; соответствующим опытом работы; наличием специального образования; профессионально компетентным лицам.

 

 

2. Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей. Основные функции исполнительной власти

Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Виды органов исполнительной власти:

1) по федеративному  устройству:

• федеральные органы исполнительной власти(министрества,фед.службы и т.д.);

• органы исполнительной власти субъектов Федерации(Высшее должностное лицо субъекта РФ (Мэр, Губернатор и т.д.Правительство, территориальное органы исполнительной власти);

• территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

2) по характеру  компетенции:

• общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);

• органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

3) по составу  руководства:

• единоличные (различные министерства);

• коллегиальные (Правительство РФ);

4) по организационно-правовым  формам:

• на федеральном уровне;

• на уровне субъекта Федерации;

5) по источникам  финансирования:

• финансируемые за счет средств федерального бюджета;

• финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Правовое положение. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Статья 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ

Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, федеральные службы и т.д.Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство обороны РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики и т.д.). Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

 

 

3. Понятие, предмет и методы  административного права. Функции административного права. Принципы административного права. Взаимодействие административного права с другими отраслями права. Система и источники административного права.

 

ПРЕДМЕТ  административного  права – это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения. 

Административное право использует 3 юридическиt возможности: 

предписание 

запрет 

дозволение 

Предписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях.

Запрет – это возложение прямой юридической обязанности не совершать  те или иные действия в определённых условиях.

Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

5. Система и источники  административного права.

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений. 

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"