Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 09:34, шпаргалка

Описание работы

Теория права. Понятие, сущность и социальная ценность права. Нормы права.
Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности.

Файлы: 1 файл

shpory_gosy.docx

— 261.64 Кб (Скачать файл)

 

16. Крайняя необходимость: понятие, условия правомерности, значение. Превышение пределов крайней необходимости. Обоснованный риск: понятие, условия правомерности, ответственность за необоснованный риск

Глава 8 УК. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 
Крайняя необходимость – вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам для предотвращения неотвратимого в данных условиях иными средствами большего вреда, угрожающего личности, обществу, государству. 
Основание причинения вреда при крайней необходимости – опасность, угрожающая охраняемым уголовным законам интересам (источники опасности – силы природы, неисправности машин, состояние здоровья, нападения животных (не спровоцированные человеком), опасное поведение человека, столкновение обязанностей). 
Опасность должны быть реальной (действительной) и наличной (реальность (существует в действительности); наличность (она уже возникла и еще не миновала)). 
Условия правомерности деяния по защите поставленного в опасность блага: 
1) Направленность на защиту правоохраняемых интересов (защита незаконного интереса не является оправданной). 
2) Действительность опасности. 
3) Наличность опасности. 
4) Невозможность осуществления защиты иным способом, без причинения вреда охраняемым законом интересам (правомерна только в случае, если другими средствами, не связанными с причинением вреда, устранить опасность нельзя). 
Уголовный закон не требует от лица, осуществляющего защиту в данных условиях, выбирать способ, причиняющий наименьший вред. 
Вред, причиненный при крайней необходимости многообразен (вред правам и законным интересам личности, вред отношениям собственности, организационный вред) (если выполнены все условия крайней необходимости – поведение, повлекшее причинение вреда, общественно опасным не является). 
5) Причинение вреда третьим лицам. 
Если источником опасности является общественно опасное поведение человека, при крайней необходимости (в отличие от необходимой обороны) вред причиняется третьим лицам (пример: человек, на которого напала группа лиц, разбивает витрину, рассчитывая, что сработавшая сигнализация отпугнет преступников). 
6) Отсутствие превышения пределов крайней необходимости. 
Превышение пределов (ч.2 ст.39 УК) имеет место (если умышленно причиняется вред, явно не соответствовавший характеру (определяемому ценностью общественных отношений) и степени (выражающей интенсивность, продолжительность воздействия опасности) угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась (когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный)). 
Соразмерность причиненного и предотвращенного вреда определяется с учетом важности спасаемого блага, степени угрожавшей опасности и их сопоставления с реально причиненным вредом. 
Нет специальных составов причинения вреда при превышении пределов крайней необходимости (за умышленное причинение вреда лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях) (совершение преступления при нарушений условий правомерности крайней необходимости – обстоятельство, смягчающее наказание). 
Отличие от необходимой обороны: 
- по источнику опасности 
- причиняется третьим лицам, а не посягающему 
- по объему причиненного вреда, при необходимой обороне может быть равен или больше, а при крайней необходимости – только меньше.

Глава 8 УК. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели (ч.1 ст.41 УК). 
Риск признается обоснованным: 
1) если цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием); 
2) лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. 
Виды обоснованного риска (выделяются в юридической литературе) (производственный, хозяйственный, коммерческий, научно-технический, организационно-управленческий)
Условия правомерности риска (характеризующие цель и характеризующие сами действия). 
Критерии необходимости риска (обоснованный риск отсутствует, если цель может быть достигнута иными действиями). 
Обоснованный риск предполагает только возможные действия (а не обязательные) (лицо просчитывает все возможные ситуации, препятствующие достижению поставленной общественно полезной цели, и меры по их предотвращению, чтобы исключить причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам). 
Решение о совершении связанных с риском действий должно приниматься только после принятия достаточных мер по предотвращению вреда (а также, если получение предполагаемого результата не может быть достигнуто действиями, не связанными с риском). 
Предполагаемые вредные последствия при обоснованном риске должны осознаваться лицом (возможно наступление не предполагаемого вреда, а другого, который не предусматривался (пример: вместо материального ущерба был причинен вред здоровью – ответственность наступает за неосторожное причинение вреда здоровью)). 
Принятие лицом достаточных мер – внутренняя субъективная оценка обстоятельств рискованных действий (не требуется, чтобы лицо предприняло только все объективно достаточные меры для допущения вредных последствий рискованных действий). 
Рискованные действия должны одобряться в обществе моралью и правом (если при обоснованном риске причиняется вред, такие действия не должны признаваться преступлением). 
Риск не может признаваться обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой (ч.3 ст.41 УК) (заведомость – осознание лицом, совершающим рискованные действия, угрозы последствий, указанных в законе) (субъективная сторона при необоснованном риске характеризуется неосторожной виной): 
1) Для жизни многих людей (под таким риском понимается также фактическое наступление смерти хотя бы одного человека при рискованных действиях (рискующий человек должен осознавать это до начала совершения своих действий)). 
2) Экологической катастрофы (предполагается создание опасности и реальное причинение вреда природе на значительных территориях, могут происходить необратимые, крупномасштабные изменения окружающей среды, угрожающие существованию всего живого (пример: авария на Чернобыльской АЭС)). 
3) Общественного бедствия (нарушение состояния защищенности жизненно важных общественных интересов) (крупномасштабный пожар, наводнение, эпидемия) (носят не стихийный характер, а вызываются деятельностью человека). 
Отличия обоснованного риска от крайней необходимости: 
1) Риск обусловлен правомерным созданием опасности наступления последствий (крайняя необходимость – появление источника опасности для правоохраняемых интересов). 
2) При риске действия лица направлены на достижение общественно полезной цели, улучшение уже имеющегося результата, который не может быть получен обычными средствами (причинение вреда не обязательно, его наступление предполагается) (при крайней необходимости действия направлены на предотвращение вреда от грозящей опасности, причинение вреда – единственное, вынужденное и неизбежное). 
3) При риске вред может причиняться только третьим лицам (при крайней необходимости также лицу, создавшему угрозу). 
4) Для риска не предусмотрен размер причиняемого вреда (при крайней необходимости причиненный вред должен быть меньше предотвращенного). 
Совершение преступления при нарушении условий обоснованного риска – обстоятельство, смягчающее наказание.

 

 

 

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

1.Понятие  и методы финансовой деятельности  государства. Финансовая система  и ее структура

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), совокупность этих звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему. Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и МСУ. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд гос социального страхования, Фонд занятости населения, фонды обязательного мед страхования. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного ФЛ и ЮЛ стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию.

Финансовая деятельность гос — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности гос органов. Финансовая деятельность органов гос власти общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные гос целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей применяется и при гос страховании. Наряду с этим используются и добровольные методы для формирования гос и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д. При распределении гос денежных средств применяются два основных метода: финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение гос, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами.

 

2. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,— проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п. Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. В ведение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации передан Контрольно-бюджетный комитет, созданный ранее при Верховном Совете РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от Правительства и администрации Президента Российской Федерации орган. В компетенцию Контрольно-бюджетного комитета входят, помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности расходования государственных средств, выделяемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны и правоохранительных органов; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

 

 

3. Финансовое право: понятие, предмет и метод. Источники финансового права. Принципы финансового права. Система финансового права.

ФП — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) гос и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. Предмет ФП составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности гос и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. В нормах ФП закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности гос и органов МСУ, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы гос органов, органов МСУ, но и для соблюдения интересов гос, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения госм своих функций.

Это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупные подразделения российского ФП — части: Общая и Особенная. К Общей части относятся нормы ФП, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности гос и муниципальных образований, систему гос органов, общие положения организации финансового контроля. Нормы Общей части ФП конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Главный источник ФП — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности гос (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы. Источники ФП РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. Нормы ФП содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства РФ. Большую группу источников ФП составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты).

 

4. Финансово-правовые нормы: понятие, структура и виды

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит ФП как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования госм и органами МСУ финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед госм и муниципальными образованьями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов; включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и др., т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования гос и муниципальных денежных фондов (доходов).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"