Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 09:34, шпаргалка
Теория права. Понятие, сущность и социальная ценность права. Нормы права.
Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности.
По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности гос; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других гос органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.
5. Финансовые правоотношения: понятие, признаки и структура.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами ФП общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию гос и муниципальных денежных фондов и доходов. Основная особенность, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования гос денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности гос и органов МСУ. Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает гос и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган МСУ. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение госм или органами МСУ в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.
6. Финансовый контроль: понятие и принципы. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Формы финансового контроля. Ревизия – основная форма финансового контроля.
Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов гос и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: а) проверка выполнения органами гос власти и МСУ функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; б) проверка выполнения финансовых обязательств перед гос и органами МСУ организациями и гражданами; в) проверка правильности использования гос и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и. гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба гос, организациям, гражданам.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организацийПредварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций. Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Обязательный контроль проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению компетентных гос органов. Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль: а) представительных органов гос власти и МСУ; б) аппарата Президента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж)аудиторский.Контрольные функции в области финансов осуществляют представительные органы гос власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы МСУ. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, МСУ — уставы муниципальных образований, положения и др.На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего гос финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ. Представительные органы МСУ также образуют на своем уровне контрольные органы.Налоговые органы действуют как система специализированных органов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. В сфере налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют контроль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль. Функции гос страхового надзора, осуществляемые Департаментом страхового надзора Минфина России также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений, в связи с чем производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков. Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осу На Минфин РФ возложено: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств гос внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью гос фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков; контроль за качеством аудиторских проверок. В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств. Важной стороной в деятельности в данной области Минфинав РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, утверждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осуществление лицензирования и т.п. Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Минфин РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения финансового контроля или надзора: Департамент гос финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство и др. органы.ществление страховой деятельности.
7. Правовой аспект бюджета: понятие, признаки и виды. Бюджетное право и его источники.
Бюджетное право
России - это подотрасль российского
права, часть финансового права, его ведущий
институт; совокупность устанавливаемых
государством общеобязательных норм,
определяющих основы бюджетного устройства
страны, составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения государственного бюджета
и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную
систему государства. Бюджетное право
России также включает в себя перечень
доходов и расходов бюджета, порядок распределения
доходов и расходов между различными видами
бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно-
Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.
2. Система источников бюджетного права
Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2-4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).Президент РФ имеет право издавать указы, которые регулируют бюджетные правоотношения на основании и во исполнение положений БК РФ. Правительство РФ имеет право принимать нормативные правовые акты. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, установленных БК РФ, а также указами президента и нормативными актами Правительства РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, только по вопросам, отнесенным к ведению РФ.Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты соответствующего субъекта РФ, регулирующие бюджетные правоотношения на его территории. Органами местного самоуправления принимаются нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения внутри муниципального образования.В случае противоречия между нормами БК РФ и других нормативных правовых актов всех уровней, регулирующих бюджетные правоотношения, применяются положения БК РФ.В качестве источников бюджетного права предусматриваются также международные договоры РФ, нормы которых превалируют над национальным законодательством.Основным источником бюджетного права является БК РФ. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации", а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне. Помимо этого, в систему источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций
8. Бюджетные правоотношения: понятие и структура.
Бюджетный кодекс РФ относит к бюджетным правоотношениям отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета Российской Федерации, бюджетов ее субъектов, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением. При этом БК РФ не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений, а лишь ограничивается перечислением основных их видов.
Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:
1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом;
3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
1) Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом;
2) представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения) - получатели бюджетных средств.
Негосударственные организации, а также граждане субъектами бюджетных правоотношений не являются. Исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств.
Особенностью бюджетных правоотношений является то, что они ограничены во времени сроком действия бюджета: бюджетные правоотношения возникают 1 января соответствующего финансового года и прекращаются 31 декабря соответствующего финансового года.
В пункте 2 ст. 1 БК РФ указывается, что кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.