Пр-ки
- является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
- является проводником государственной политики в жизнь;
- подзаконна по своему характеру и задачам;
- объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
- её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
- является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Ф-ии
- подзаконодательное регулирование;
- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
- административное правоприменение;
- осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
- охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
- информационное обеспечение органов государственной власти
1. Исполнительная власть: понятие,
сущность и структура.
Характерные
черты исполнительной власти:
- исполнительная власть самостоятельна и независима;
Исполнительная власть – относительно
самостоятельная ветвь (вид, разновидность)
единой государственной власти, тесно
взаимодействующая с ее законодательной
и судебной ветвями.
Исполнительная власть самостоятельна
в функционально-компетенционном
смысле. Ее функции прямо определяются
ее наименованием: практическая реализация
законов в общегосударственном
масштабе, для чего используется определенная
часть государственно-властных полномочий.
- является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;
- осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.
- субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени.
- исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
- Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
- В непосредственном ведении и распоряжении реализующих ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.
Полномочия
и возможности осуществления
исполнительной власти предоставлены
Правительству, федеральным министерствам,
государственным комитетам, федеральным
службам и иным федеральным органам
исполнительной власти, их территориальным
органам, органам исполнительной власти
субъектов Федерации и ряду определенных
должностных лиц.
Что
касается Президента, то, согласно ст.
80 Конституции РФ, он является главой
государства и не возглавляет, как
это было ранее, систему органов
исполнительной власти. Президент РФ
согласует, координирует деятельность
всех ветвей и структур государственной
власти; в то же время он обладает
широкими полномочиями и может активно
влиять на формирование и деятельность
органов исполнительной власти.
2. Административное право как
отрасль российского права.
Административное
право является одной из основных
публичных отраслей права и предназначено,
прежде всего, для регулирования
управленческих отношений в сфере
деятельности органов исполнительной
власти (государственного и местного
самоуправления).
Административно-правовые
нормы регулируют также управленческие
отношения в процессе деятельности
иных форм осуществления государственной
власти (законодательной, судебной), их
обслуживающих аппаратов, в сфере
деятельности института президентства
и обслуживающих его структур,
а также в аппаратах прокуратуры,
государственного контроля. Военного
управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной
палаты и иных государственных органах.
А также управленческие отношения.
Возникающие в сфере негосударственного
управления, направленные в связи
с осуществлением общественными
объединениями некоторых функций
государственного управления (ДНД, товарищеские
суды, комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав и др.).
Административное
право как понятийная категория
означает прежде всего государственно-управленческое
право как публичную отрасль,
так как объектом регулирования
его норм и правил являются управленческие
отношения, возникающие между властными
и подвластными субъектами права.
Инициативной
стороной в административно-правовых
отношениях, как правило, выступает
субъект управления, обладающий государственно-властными
полномочиями по отношению к субъекту
управления, обладающему правомочиями,
то есть правом требовать соблюдения,
исполнения и защиты своих прав,
свобод и законных интересов.
Административное
право как отрасль права –
это совокупность норм, правил поведения,
установленных или санкционированных
государством, его уполномоченными
органами власти, должностными лицами,
обеспеченных мерами государственного
принуждения, в целях регулирования
управленческих отношений, возникающих
в сфере деятельности органов
исполнительной власти, государственного
управления, а также в деятельности
иных государственных органов власти
и их аппаратов, в деятельности негосударственных
организаций, уполномоченных в законном
порядке осуществлять управленческие
функции.
Административное
право как отрасль законодательства
– это совокупность юридических
норм и правил, регулирующих поведение
субъектов правоотношений в процессе
осуществления ими прав и обязанностей
в сфере деятельности органов
исполнительной власти (государственной
и местного самоуправления), государственного
управления, их должностных лиц и
отношения управленческого характера,
возникающих при реализации других
форм государственной власти: законодательной,
института президентуры, судебной,
органов прокуратуры РФ, счетной
палаты РФ, центрального банка России
и др.
3.Общественные отношения, регулируемые
административным правом
Административное право - отрасль
правовой системы Российской Федерации,
регулирующая общественные отношения,
которые возникают в связи
с организацией и функционированием
системы исполнительной власти на всех
национально-государственных и территориальных
уровнях Российской Федерации. Такого
рода отношения, многообразные по своему
характеру, и составляют предмет
административного права. Предмет
административного права - общественные
отношения, возникающие, как правило,
на основе власти и подчинения, в
рамках управленческой деятельности между
субъектами исполнительной власти, с
одной стороны, а с другой стороны,
ими же или гражданами, государственными
(негосударственными) предприятиями, учреждениями,
организациями, общественными объединениями,
профсоюзами и другими субъектами
права. Управленческие отношения, регулируемые
административным правом, многообразны.
Так, в зависимости от особенностей
участников выделяются следующие наиболее
типичные их виды: " между соподчиненными
субъектами исполнительной власти, находящимися
на различном организационно-правовом
уровне (например, вышестоящие и
нижестоящие органы); " между несоподчиненными
субъектами исполнительной власти, находящимися
на одинаковом организационно-правовом
уровне (например, два министерства,
администрация двух областей); " между
субъектами исполнительной власти и
находящимися в их организационном
подчинении (ведении) государственными
объединениями (корпорации, концерны и
пр.), предприятиями и учреждениями;
" между субъектами исполнительной
власти и не находящимися в их организационном
подчинении (ведении) государственными
объединениями, предприятиями и
учреждениями (по вопросам финансового
контроля, административного надзора
и т. п.); " между субъектами исполнительной
власти и исполнительными органами
системы местного самоуправления; "
между субъектами исполнительной власти
и негосударственными хозяйственными
и социально-культурными объединениями,
предприятиями и учреждениями (коммерческие
структуры и т. п.); " между субъектами
исполнительной власти и общественными
объединениями; " между субъектами
исполнительной власти и гражданами.
Административное право - отрасль российской
правовой системы, представляющая собой
совокупность правовых норм, предназначенных
для регулирования общественных
отношений, возникающих в связи
и по поводу практической реализации
исполнительной власти (в более широком
понимании - в процессе осуществления
государственно-управленческой деятельности).
4. Понятие, предмет и метод административного
права.
Предмет
отрасли АП – управленческие отношения,
возникающие в процессе реализации
государственно-властных функций и
задач для достижения целей административно-правового
регулирования органами исполнительной
власти, государственного управления
и их уполномоченными должностными
лицами. Кроме того, нормами административного
права охраняются общественные отношения,
регулируемые другими отраслями
права, например земельного, горного, водного,
финансового, таможенного, налогового,
муниципального, жилищного и др.
Объектом
АП являются также административно-процедурные
и другие организационно-правовые отношения
в сфере деятельности аппаратов
исполнительной власти, государственного
управления, а также внутриорганизационные
управленческие отношения в аппаратах,
обслуживающих институт Президента,
органы законодательной власти, суда,
прокуратуры, Счетной палаты, Центральной
избирательной комиссии и др.
Если
сильно сужать предмет отрасли права,
то сама отрасль обедняется, многое
теряет; если расширять границы предмета
до границ объекта, то можно утратить
самостоятельность предмета самой
отрасли права, так как она
смыкается с предметами других отраслей
права.
Административный
метод – это властный метод, осуществляемый
от имени государства органами исполнительной
власти, государственного управления
и их уполномоченными должностными
лицами, гарантируется и обеспечивается
его реализация государственными мерами
убеждения и принуждения. В определенных
случаях законодательством этот
властный метод может делегироваться
иным негосударственным органам
на основании и в порядке, определенных
законом (например, ДНД для доставления
правонарушителя и составления
административного протокола).
Кроме
административного (властного) метода
в административном праве широко
используются методы административно-договорные,
например заключение контракта о
прохождении военной службы или
иной специализированной службы в государственных
органах. Во время заключения административного
договора действует принцип равноправия
сторон, когда же договор о контрактной
службе подписан сторонами, то в действие
вступают административные методы. Однако
есть исключение, когда заключается
равноправный административный договор
между органами исполнительной власти
субъектов РФ или между органом
исполнительной власти субъекта РФ и
федеральным органом исполнительной
власти.
В
административном праве используются
и методы стимулирования управленческой
деятельности, различные поощрения
(моральные и материальные), налоговые
льготы и др. Значительно реже используются
методы административного принуждения,
так как это дорогостоящие
методы и не всегда эффективные. Методы
государственного управления и регулирования
в новых экономических условиях
претерпевают серьезные изменения
в соответствии с условиями и
действиями факторов внешней среды,
уровня правосознания граждан и
должностных лиц государства
как субъектов административно-правовых
отношений.
5. Система административного права.
Система
отрасли административного права
– это совокупность норм, правил
административного права, взаимосвязанных
и взаимозависимых и образующих
специфическое информационно-правовое
единство, обеспечивающее эффективное
правовое регулирование управленческих
отношений в сфере деятельности
органов исполнительной власти, государственного
управления, а также отношений
в сфере управленческой деятельности,
осуществляемой другими органами государственной
власти и их обслуживающими аппаратами
и иными уполномоченными законом
субъектами административного права.
Система
отрасли административного права
включает в себя две основные подсистемы
– Общую и Особенную части,
которые, в свою очередь, можно подразделить
и на меньшие подсистемы.
Общая
часть:
- Государственное управление, исполнительные органы власти;
- АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
- Субъекты административного права;
- Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
- Административное правонарушение и административная ответственность;
- Административная юрисдикция;
- Административный процесс и виды административного производства;
- Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Особенная
часть:
- Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
- Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
- Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
- Административно-правовое регулирование в иных сферах.
- Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческаяприрода отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.
6.Место
административного права в системе
Российского права
Административное право,
сохраняя свою специфику, выраженную в
его предмете и методе, тесно взаимодействует
с другими отраслями российского
права. Характеризуя это взаимодействие,
необходимо иметь в виду, что административное
право охватывает своим регулятивным
воздействием широкие области государственной
и общественной жизни. Это, как уже
отмечалось выше, предопределяется многообразием
практического применения действующего
в Российской Федерации механизма
исполнительной власти.