Шпаргалки по предмету "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Ответы по адм. праву

Файлы: 1 файл

Ответы по админ праву.docx

— 108.21 Кб (Скачать файл)

Пр-ки

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Ф-ии

  • подзаконодательное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти

1. Исполнительная власть: понятие,  сущность и структура.

Характерные черты исполнительной власти:

  • исполнительная власть самостоятельна и независима;

Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно  взаимодействующая с ее законодательной  и судебной ветвями.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном  масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

  • является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;
  • осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.
  • субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени.
  • исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
  • Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
  • В непосредственном ведении и распоряжении реализующих ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.

Полномочия  и возможности осуществления  исполнительной власти предоставлены  Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным  службам и иным федеральным органам  исполнительной власти, их территориальным  органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Что касается Президента, то, согласно ст. 80 Конституции РФ, он является главой государства и не возглавляет, как  это было ранее, систему органов  исполнительной власти. Президент РФ согласует, координирует деятельность всех ветвей и структур государственной  власти; в то же время он обладает широкими полномочиями и может активно  влиять на формирование и деятельность органов исполнительной власти.

2. Административное право как  отрасль российского права.

Административное  право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования  управленческих отношений в сфере  деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной  власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере  деятельности института президентства  и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной  палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи  с осуществлением общественными  объединениями некоторых функций  государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

Административное  право как понятийная категория  означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования  его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными  и подвластными субъектами права.

Инициативной  стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает  субъект управления, обладающий государственно-властными  полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Административное  право как отрасль права –  это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных  государством, его уполномоченными  органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования  управленческих отношений, возникающих  в сфере деятельности органов  исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных  организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

Административное  право как отрасль законодательства – это совокупность юридических  норм и правил, регулирующих поведение  субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов  исполнительной власти (государственной  и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и  отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной  палаты РФ, центрального банка России и др.

3.Общественные отношения, регулируемые  административным правом

Административное право - отрасль  правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи  с организацией и функционированием  системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных  уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет  административного права. Предмет  административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в  рамках управленческой деятельности между  субъектами исполнительной власти, с  одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды: " между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и  нижестоящие органы); " между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей); " между  субъектами исполнительной власти и  находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и  пр.), предприятиями и учреждениями; " между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и  учреждениями (по вопросам финансового  контроля, административного надзора  и т. п.); " между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; " между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.); " между субъектами исполнительной власти и общественными  объединениями; " между субъектами исполнительной власти и гражданами. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой  совокупность правовых норм, предназначенных  для регулирования общественных отношений, возникающих в связи  и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком  понимании - в процессе осуществления  государственно-управленческой деятельности). 

4. Понятие, предмет и метод административного права.

Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и  задач для достижения целей административно-правового  регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного  права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями  права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом  АП являются также административно-процедурные  и другие организационно-правовые отношения  в сфере деятельности аппаратов  исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные  управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной  избирательной комиссии и др.

Если  сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой  отрасли права, так как она  смыкается с предметами других отраслей права.

Административный  метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам  на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления  правонарушителя и составления  административного протокола).

Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о  прохождении военной службы или  иной специализированной службы в государственных  органах. Во время заключения административного  договора действует принцип равноправия  сторон, когда же договор о контрактной  службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается  равноправный административный договор  между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом  исполнительной власти субъекта РФ и  федеральным органом исполнительной власти.

В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые  льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие  методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования  в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения  в соответствии с условиями и  действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и  должностных лиц государства  как субъектов административно-правовых отношений.

5. Система административного права.

Система отрасли административного права  – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных  и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное  правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений  в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной  власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом  субъектами административного права.

Система отрасли административного права  включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть:

  • Государственное управление, исполнительные органы власти;
  • АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  • Субъекты административного права;
  • Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  • Административное правонарушение и административная ответственность;
  • Административная юрисдикция;
  • Административный процесс и виды административного производства;
  • Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особенная часть:

  • Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
  • Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
  • Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
  • Административно-правовое регулирование в иных сферах.
  • Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческаяприрода отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

6.Место  административного права в системе  Российского права

Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в  его предмете и методе, тесно взаимодействует  с другими отраслями российского  права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни. Это, как уже  отмечалось выше, предопределяется многообразием  практического применения действующего в Российской Федерации механизма  исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалки по предмету "Административное право"