Так, должностные лица, осуществляющие
контрольно-надзорные полномочия, могут
применять к нарушителю соответствующих
правил поведения одну из предусмотренных
административно-правовой нормой меру
административного принуждения. Например,
должностные лица Государственного
комитета РФ по охране окружающей среды
(Госкомэкологии России) при осуществлении
государственного контроля за соблюдением
природоохранительного законодательства
вправе давать обязательные предписания
по устранению обнаруженных нарушений
законодательства; ограничивать или
приостанавливать хозяйственную или
иную деятельность, осуществляемую с
нарушением требований законодательства;
давать предписания о прекращении
финансирования этой деятельности; рассматривать
дела об административных правонарушениях
в области охраны окружающей среды;
аннулировать лицензии; запрещать ввод
в эксплуатацию объектов, строительство
которых выполнено с нарушением
экологических норм и т.п. Очевидно,
что применяется не вся совокупность
названных средств воздействия,
а лишь те, которые, по мнению полномочного
должностного лица, являются наиболее
эффективными.
- стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).
- рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).
По
предметам действия:
- по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)
Действие административно-правовых
норм в пространстве связано с
положением органа, издавшего акт.
- по кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)
По
кругу физических лиц действие административно-правовых
норм связано с распространением
устанавливаемых ими правил на всех
граждан либо на отдельные их группы
(военнослужащие, беженцы, работники
определенного министерства и т.д.)
– это так называемые специальные
субъекты.
По
юридической силе:
- законодательные акты
- подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.
Решения
Конституционного и других судов
имеют большую юридическую силу,
чем подзаконные акты и даже законы.
По
сроку действия:
- временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.
- постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.
9.
Источники административного права
К
источникам административного права
относятся нормативные правовые
акты органов государственной власти
и государственного управления, которые
содержат нормы административного
права (например, КоАП РФ или положение
о конкретном министерстве). Особенность
предмета административно-правового
регулирования определяется большим
количеством нормативных актов.
Правовые свойства актов неодинаковы.
Законы среди всех источников административного
права обладают высшими юридическими
свойствами. Различаются законы: 1) Основной
Закон (Конституция) РФ; 2) федеральные
конституционные законы; 3) федеральные
законы; 4) законы Российской Федерации;
5) основные законы (конституции, уставы)
субъектов РФ; 6) законы субъектов
РФ. Указы Президента РФ также регулируют
важные вопросы организации государственного
управления; принято большое число
указов по всем областям государственного
руководства. Издаются решения местных
представительных органов по вопросам
местного управления, охраны порядка
и другим вопросам, определенным законодательством.
Акты управления составляют следующую
группу источников административного
права. Их принимают высшие органы (Правительство),
центральные органы управления субъектов
РФ и муниципальные органы. Форма источников
административного права не зависит от
их юридических свойств. Формы источников
определяются исключительно структурой
нормативного акта и особенностями входящих
в него норм – их технико-юридическими
качествами. Положение как источник административного
права – самая распространенная и многочисленная
форма нормативов. Их следует разделить
всего на два вида с условными теоретическими
названиями: положения предметные и положения
органические. Уставы занимают по своему
удельному весу второе среди источников
административного права. Они учреждены
и действуют во многих отраслях государственного
управления. Кодексы как источники административного
права имеют свои особенности. Есть два
вида кодексов. Одну группу составляют
кодексы о том или ином виде юридической
ответственности (КоАП РФ). Вторая группа
кодексов имеет целью упорядочение организации
отрасли (например, Воздушный кодекс, Кодекс
торгового мореплавания, Водный кодекс,
Земельный кодекс, Градостроительный
кодекс, Трудовой кодекс и др.). Инструкции
содержат общие разъяснения о порядке
проведения в жизнь того или иного акта,
а также устанавливают дополнительные
правила к ним.
10. Понятие и характеристика
административно-правовых отношений.
Административно-правовые
отношения – общественные отношения
в сфере исполнительной власти, урегулированные
административно-правовыми нормами.
Стороны
участвуют в них как носители
взаимных прав и обязанностей, установленных
и обеспеченных административно-правовыми
нормами. В этих правоотношениях
выражен государственный интерес,
т.е. практически реализуются задачи
и функции государства. Такие
отношения возникают, изменяются или
прекращаются в связи с организацией
и функционированием органов
исполнительной власти в соответствии
с действующим законодательством
и (или) подзаконными административно-правовыми
нормами.
Административно-правовое
отношение, как и все другие правоотношения,
имеет структуру, а именно системную
совокупность взаимосвязанных обязательных
элементов: участники (стороны) правоотношения
– субъект и объект управления;
их субъективные права и юридические
обязанности; поощрения и ответственность
участников; юридический факт (факты).
Субъект
– это участник (сторона) правоотношения
в сфере исполнительной власти, наделенный
соответствующими государственно-властными
полномочиями по осуществлению управленческих
функций.(по учебнику Д.М.Овсянко)
Объект
управления – другой участник (сторона)
правоотношения, т.е. физические и юридические
лица, которые наделены правами и
обязанностями в сфере исполнительной
власти, но в качестве управляемой
стороны.(по учебнику Д.М.Овсянко)
Каждое
материальное и процессуальное административно-правовое
отношение есть определенная системная
взаимосвязь прав и обязанностей
его участников. Этим характеризуется
содержание правоотношения. Правомочию
- субъективному праву одного участника
правоотношения – всегда соответствует
юридическая обязанность другого,
и наоборот. Административно-правовая
норма устанавливает объем полномочий
сторон, их взаимные права и обязанности,
юридическую ответственность за
неисполнение обязанностей или нарушение
прав.
Административно-правовое
отношение предполагает такое поведение
его участников (сторон), которое
соответствует требованиям, сформулированным
в административно-правовых нормах.
Именно оно считается правильным
и не только оценивается положительно,
но в соответствующих случаях
и поощряется.
Особенности
административно-правовых отношений:
- Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.
- Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.
В административно-правовом отношении
одной из сторон всегда является официальный
и полномочный субъект исполнительной
власти (исполнительный орган, должностное
лицо). А это означает, что, несмотря
на то, что в правовых отношениях
подобного рода практически могут
участвовать самые различные
стороны, в них всегда имеется
обязательная сторона. Из этого, в частности,
вытекает и следующая особенность
административно-правовых отношений:
они не могут возникать между
гражданами или негосударственными
объединениями.
- Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. С одной стороны – авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой - подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов, в которых участвуют люди, наделенные волей и сознанием.
Таким образом, объектом административно-правового
отношения является воля, сознание
и опосредованное ими поведение
(действия) управляемых в сфере
реализации исполнительной власти
- Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
- Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).
- Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны. Условиями возникновения являются также: наличие административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и ответственность сторон; их дееспособность; юридический факт.
- Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
- Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.
Действующее законодательство в целях
усиления гарантий законности рассмотрения
административных споров нередко предусматривает
судебный порядок их разрешения.
- Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.
11. Юридические факты в
административном праве.
Юридические
факты – это фактические обстоятельства,
с которыми правовые нормы связывают
возникновение, изменение или прекращение
правоотношений. Только при наличии
юридического факта (фактов) субъект
административного права становится
субъектом административных правоотношений.
В
правовых нормах субъектом административного
права называется лицо или организация,
которые при определенных условиях
могут быть участниками (сторонами)
управленческих отношений. Они определяются
общим (родовым) образом – как
индивидуальные объекты (граждане, государственные
служащие) или как коллективные.
В течение длительного времени
они могут не вступать ни с кем
в административные правоотношения,
т.е. не становиться их участниками
(субъектами или объектами управления).
Субъект
же правоотношения всегда конкретен. Это
конкретное лицо или организация, сторона
правоотношения (субъект или объект
управления), наделенная правами и
обязанностями в сфере исполнительной
власти и способная осуществлять
их.
Субъекты
административного права могут
стать субъектами (участниками, сторонами)
административных правоотношений при
наличии трех условий:
- административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;
- административной правоспособности и дееспособности субъекта;
- юридического факта (фактов), т.е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
В
качестве юридических фактов выступают,
как правило, действия или события.
Действия
являются результатом активного
волеизъявления (т. е. результатом сознательной
деятельности) субъекта.