Шпаргалки по предмету "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Ответы по адм. праву

Файлы: 1 файл

Ответы по админ праву.docx

— 108.21 Кб (Скачать файл)

Негосударственные организации как субъекты административного  права:

  • общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
  • трудовые коллективы;
  • органы местного самоуправления;
  • коммерческие структуры;
  • частные предприятия и учреждения.

Лица  и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений  – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим  законодательством являются участниками  управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами  и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.

16. Административно-правовой статус граждан Российской Федирации.

Физические лица участвуют  в политической, государственной  деятельности после приобретения статуса  личности, а затем гражданства.Для  того, чтобы заняться трудовой, профессиональной деятельностью, учиться в образовательном  учреждении, служить в Вооруженных  силах и т.д., необходимы дополнительные права и обязанности, кроме правового  статуса личности и гражданина. Здесь  гражданин вступает в профессиональную деятельность, где отношения регулируются другими нормами права. На сегодняшний  день в трудовой деятельности насчитывается  несколько тысяч профессий и  специальностей, каждая имеет свой правовой статус (рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры, из числа служащих можно  выделить государственных служащих, муниципальных, военнослужащих и т.д.).

Особый правовой статус –  это полномочия граждан, которые  они приобретают по доброй воле, в своих интересах, в целях  достижения своих потребностей (любители-охотники, любители-рыбаки, спортсмены-непрофессионалы, туристы и др.).

В правотворческой, в правоприменительной  деятельности государства, его органов  и должностных лиц разделение правового статуса личности, гражданина и т.д. очень важно. Например, трудовое законодательство отдает преимущество рабочим и служащим, законодательство об административной ответственности  имеет перед собой гражданина, должностных лиц. В таких видах  деятельности нужно уметь разграничить все правовые статусы между собой, гражданина например в деятельности внутренних дел при привлечении  к административной ответственности  за нарушение общественного порядка.

Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами  возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать  соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность  за их реализацию.

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и  создавать для себя юридические  обязанности, реализовывать их в  рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так  как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают  одновременно, то есть с момента  образования и юридического закрепления  их компетенции.

17. Административно-правовые гарантии  прав граждан

Обеспечение защиты прав, свобод и  законных интересов субъектов административного  права проходит по следующим направлениям: 1) нормы административного права  обеспечивают необходимую полноту  и определенную законченность в  правовом урегулировании конкретных оснований, условий и порядка реализации основных конституционных и производных  от них прав и обязанностей граждан. Административно-правовые нормы как  уже было отмечено выше, развивают, детализируют, наполняют конкретным содержанием конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы  и обязанности граждан, а также  устанавливают и регламентируют в сфере управления права и  обязанности, составляющие особенные  и специальные административно-правовые статусы отдельных категорий  граждан; 2) правовой статус и компетенция  государственных органов, их структурных  подразделений и должностных  лиц, призванных обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина во всей их совокупности или по отдельным  вопросам устанавливаются нормами  административного права; 3) дисциплинарная и в некоторых случаях административная ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан  государственными и муниципальными органами исполнительной власти, их должностными лицами и служащими установлена  административно-правовыми нормами. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан  по действующему законодательству относится  к всеобщим основным обязанностям всех государственных и муниципальных  служащих; 4) административно-правовые нормы регулируют порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан  во всевозможные органы публичной власти и организации по поводу реализации своих прав несвобод. Основными юридически значимыми формами устных и письменных обращений граждан как участников управленческих административно-правовых отношений к аппарату публичной власти являются их предложения, заявления и жалобы. Предложения – обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных органов и организаций и т.д. Заявления – обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам по поводу реализации своих прав, свобод и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ и другим действующим законодательством. Жалобы – обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественных объединений и других организаций различных форм собственности.

18. Иностранные граждане и лица  без гражданства: понятие и  основы администратвно-правового  статуса

Правовой  статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в первую очередь охарактеризован в КРФ, а также в ФЗ (о правовом положении  иностранных граждан в РФ), и  законодательных актах. В Конституции  и законодательстве говорится о  том, что они пользуются теми же правами  и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено  законодательством. Поэтому можно  сделать вывод, что иностранные  граждане и лица без гражданства  не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов РФ, участвовать  в референдумах; не несут обязанностей по военной службе; не имеют права  находиться на государственной и  муниципальной службе, занимать иные служебные должности, если в соответствующем  федеральном законе содержится подобный запрет; временно проживающие иностранные  граждане не в праве по собственному желанию изменять разрешенное им место проживания. Конституция позволяет  иметь иностранным гражданам  двойное гражданство и предоставляет  политическое убежище в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Мерой административной ответственности  является выдворение за пределы РФ (ст. 34 закона и ст. 3.10 КоАП РФ).

Существует  три вида административно-правовых режимов пребывания иностранных  граждан в РФ:

  • временное пребывание (на срок действия выданной визы; на срок не более 90 суток при прибытии в Россию в порядке, не требующем визы; на срок действия заключенного);
  • временно проживающие (сроком на 3 года в соответствии с разрешением на временное проживание). Возможен отказ в выдаче или аннулировании разрешений на временное проживание и вида на жительство в соответствии со ст.ст. 7 и 9 закона; соблюдение правил оформления приглашений на въезд в страну ст.ст. 16-19;
  • регистрации иностранных граждан в РФ. Их учет, а также контроль за их пребыванием и проживанием в стране ст.ст. 20-32.

19. Органы местного самоуправления  как субъекты административного  права.

Организация – это коллектив работников, возглавляемый  своим органом управления, имеющий  в собственности, хозяйственном  ведении, оперативном управлении обособленное имущество.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли. Предприятие может быть государственное и не государственное. Может быть на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Учреждение  – это организация, которая выполняет  социально-культурные и административно-политические функции.

ФЗ  «Об общественных объединениях».

ФЗ  «О не коммерческих организациях».

ФЗ  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях».

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) –  это комплекс прав и обязанностей, которые они приобретают и  реализуют в процессе совершения следующих действий:

  • Создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества;
  • Получение разрешения на занятие определенными видами деятельности;
  • Ведение и предоставление бухгалтерских и статистических отчетов.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, кооперативной и  иных форм собственности являются субъектами административного права, однако они  не могут быть органами государственного управления, так как их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные  и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение  экономических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач.

20 Административно-правовой  статус  государственных и негосударственных  объединений

Государственные учреждения – как субъекты административного  права осуществляют оперативную  и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения  и в объеме полномочий, определяемых для них прежде всего органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ.Основной объем  функций государственного управления (в первую очередь функции правового  регулирования) реализуют не только органы исполнительной власти, компетенция  которых определяется, прежде всего, Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, но и  многочисленные государственные учреждения.

Анализируя ст. 23 КоАП РФ, можно заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного рассматривать  дела об административных правонарушениях, значительное большинство является государственными учреждениями, осуществляющими  функции правового регулирования  в своей сфере и объеме полномочий, при этом практически каждый из этих органов, кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних, входит в состав какого-то Федерального Органа Исполнительной Власти. Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, кооперативной и иных форм собственности являются субъектами административного права, однако они не могут быть органами государственного управления, так как их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение экономических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач. Органы местного самоуправления также являются субъектами административного права. Особое место имеет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который определил основные этапы и направления государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. В период проведения реформы местного самоуправления основной вопрос стоит не в мере самостоятельности в процессе реализации основных задач и функций на местах, а в обеспечении механизма ответственности за результаты деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является укрепление государственности, единства и целостности  органов исполнительной власти РФ, что и делается Президентом. Поэтому  особое внимание должно уделять формированию и укреплению целостной системы  исполнительной власти РФ, оптимизации  организационных структур Федеральных  Органов Исполнительной Власти в  целях эффективного осуществления  их функций и задач государственного управления и правового регулирования. Представление Президентом кандидатур глав субъектов РФ на утверждение  их местными парламентами также служит задаче укрепления исполнительной власти. Организация – это коллектив работников, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения. В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные). Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Влияние на негосударственные предприятия со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Государство не участвует в комплектовании состава администрации негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, который является общим для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима.

Порядок управления негосударственным  предприятием определяется законодательством  и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет. Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные им органы. Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом. Руководитель предприятия нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. Руководитель предприятия без доверенности действует от его имени, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

Информация о работе Шпаргалки по предмету "Административное право"