В соответствии с законодательством
ликвидация предприятия производится
по решению его учредителей либо
их органа, уполномоченного на то учредительными
документами. Основанием для такого
решения могут быть истечение
срока, на который создано предприятие;
достижение цели, ради которой создано;
признание в судебном порядке
его регистрации недействительной;
осуществление деятельности без
лицензии; грубое нарушение закона;
признание его несостоятельным (банкротом).
Что касается муниципальных предприятий
и учреждений, то ряд вопросов их правового
положения, взаимоотношений с органами
исполнительной власти разных уровней
определен ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» от 28 августа
1995, Законом РФ «О краевом, областном Советах
народных депутатов и краевой, областной
администрации» от 5 марта 1992, Указом Президента
РФ «Об Управлении Президента РФ по вопросам
местного самоуправления» от 25 мая 1998
и др. прав. актами.
Органы МСУ вправе создавать
предприятия, учреждения и организации
для осуществления хозяйственной
деятельности, решать вопросы их реорганизации
и ликвидации. Они определяют цели,
условия и порядок деятельности
предприятий, учреждений и организаций,
находящихся в муниципальной
собственности, осуществляют регулирование
цен и тарифов на их продукцию
(услуги), утверждают их уставы, назначают
и увольняют руководителей данных
предприятий, учреждений и организаций,
заслушивают отчеты об их деятельности.
Органы МСУ непосредственно
управляют жилищно-коммунальным хозяйством
населенных пунктов. Они решают вопросы
организации, содержания и развития
муниципальных учреждений образования,
здравоохранения, культуры и других
сфер, отнесенных к предметам ведения
МСУ.
Органы МСУ вправе координировать
участие предприятий, учреждений и
организаций в комплексном социально-экономическом
развитии территории муниципального образования.
Их долг – создавать благоприятные
условия для предпринимательства,
эффективного использования местных
природных ресурсов и координации
деятельности всех предприятий малого
и среднего бизнеса по выполнению
работ для населения и оказанию
ему услуг, обеспечению его продуктами
питания и товарами народного
потребления. Но они не вправе устанавливать
ограничения хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений и организаций,
за исключением случаев, предусмотренных
ФЗ и законами субъектов Федерации.
22,23. Административно-правовое
положение профессиональных союзов(религиозных
объединений)
Право
граждан на объединение предусмотрено
ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого
права, основные государственные гарантии,
статус общественных объединений, порядок
их создания, деятельности, реорганизации
и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об
общественных объединениях» от 19 мая
1995 (с последующими изменениями), «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» от 12 января
1996, «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных
объединений» от 28 июня 1995, «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях» от 11 августа 1995, «О политических
партиях» от 11.07.2001 (с изм. от 25 июля 2002
г.) и другими актами.
Действие
ФЗ «Об общественных объединениях»
распространяется на все общественные
объединения, созданные по инициативе
граждан, за исключением религиозных
организаций, а также коммерческих
организаций и создаваемых ими
некоммерческих союзов (ассоциаций), а
также на деятельность созданных
на территории РФ структурных подразделений
– организаций, отделений или
филиалов и представительств – иностранных
некоммерческих неправительственных
объединений.
Общественное
объединение – добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное
по инициативе граждан, объединившихся
на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных
в уставе общественного объединения,
что способствует реализации прав и
законных интересов граждан.
Для
общественных организаций как для
субъектов административного права
характерны признаки: добровольность
объединения; наличие устава или
положения, регулирующего правовое
положение данной организации; организационная
имущественная обособленность; наличие
органов самоуправления; материальное
участие членов организации в
создании материальной базы; как правило,
стабильный состав, сочетающийся с
возможностью обновления.
Формы
общественных объединений:
- Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное для общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
- Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.
- Общественный фонд – это один из видов некоммерческих объединений, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
- Общественное учреждение – не имеющая членства общественная организация, создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения.
- Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
- Политическое общественное объединение – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы МСУ посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
- Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
- Молодежные и детские объединения – им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами гос. власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
- Благотворительные организации понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.
Запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели или
действия которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного
строя и нарушение целостности
РФ, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований,
разжигание социальной, расовой, национальной
или религиозной розни. Учредителями,
членами и участниками общественных
объединений являются граждане (в
т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных –
с 14 лет, а детских общественных объединений
– с 10 лет.
возникает с момента государственной
регистрации данного объединения
в органах юстиции. В этом случае
ему выдается соответствующее свидетельство.
Для регистрации общественного
объединения необходимо: заявление
в регистрирующий орган; устав; выписка
из протокола съезда; сведения об учредителях;
документ об уплате регистрационного
сбора. Органы юстиции, регистрирующие
обществ. объединения, включают их в единый
государственный реестр юридических лиц,
открытый для всеобщего ознакомления.
- Религиозные объединения – добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений; других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их правовое положение определено ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997.
Религиозные
объединения не имеют права вмешиваться
в дела государства, участвовать
в выборах в органы гос. власти
и в органы МСУ, в деятельность
политических партий и политических
движений, а также оказывать им
материальную и иную помощь.
24. Понятие и признаки органов
исполнительной власти,его правовой
статус
Орган исполнительной власти – государственное учреждение,
обладающее относительной самостоятельностью,
структурной организацией, наделенное
государственно-властными полномочиями
исполнительно-распорядительного характера
и действующее в пределах определенной
территории.
Признаки органа исполнительной власти:
- является государственным учреждением;
- вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
- наделен полномочиями государственно-властного характера;
- решает задачи, определенные государством;
- обладает соответствующей компетенцией;
- деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
- деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
- осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
- осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
- располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
- обладает внутренней организацией, структурой;
- наделен административной правосубъектностью;
- действует в пределах определенной территории;
- подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.
Административная правосубъектность (правоспособность
– дееспособность) органов исполнительной
власти возникает с момента издания (обретения
юридической силы) правового акта об их
образовании с закреплением компетенции;
прекращается в связи с их ликвидацией.
25. Классификация органов исполнительной
власти
По признаку федеративного устройства органы
исполнительной власти делятся: на федеральные
органы исполнительной власти (Правительство
РФ, федеральные министерства, федеральные
службы, федеральные агентства и др.); органы
исполнительной власти субъектов РФ (правительства,
администрации и их обособленные структурные
подразделения в субъектах РФ).
По территориальному масштабу деятельности существуют:
федеральные органы исполнительной власти,
которые осуществляют деятельность в
масштабе Российской Федерации; территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти, которые создаются федеральными
органами исполнительной власти для осуществления
своих полномочий в масштабе федерального
округа, субъекта РФ, муниципального образования;
органы исполнительной власти субъектов
РФ, которые осуществляют свою деятельность
в масштабе субъекта РФ. В зависимости от
объема и характера компетенции:
- органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
- органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
- органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
- органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
- органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.
По организационно-правовым формам выделяют
следующие органы исполнительной власти:
правительства, министерства, государственные
комитеты, комитеты, комиссии, службы,
надзоры, агентства, администрации, мэрии,
инспекции, главные управления, управления,
департаменты, центры, отделы и т. д.
По порядку и способу образования -
создаваемые органы исполнительной власти,
которые образуются в исполнительно-распорядительном
порядке на основе правоприменительного
акта (подавляющее большинство органов
исполнительной власти), и избираемые,
которые образуются на основе прямого
или опосредованного волеизъявления.
По порядку разрешения вопросов -
единоначальные, в которых подведомственные
им вопросы разрешаются единолично руководителем
органа (министерство, управление, отдел),
и коллегиальные, в которых большинство
подведомственных вопросов, наиболее
важных, обсуждаются и принимаются коллегиально
(Правительство РФ).
По источнику финансирования -
бюджетного финансирования – осуществляют
деятельность на основе финансовых средств,
выделяемых из соответствующего бюджета,
и смешанного финансирования – осуществляют
деятельность на основе как бюджетных
средств, так и средств, полученных от
ведения хозяйственной и иной коммерческой
деятельности.
26. Понятие, принципы и звенья
системы органов исполнительной
власти
27. Полномочия Президента Российской
Федерации в сфере исполнительной
власти
Президент
РФ – глава государства. Президент
РФ является гарантом Конституции, прав
и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией порядке
он принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).
Полномочия Президента РФ:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
- имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;
- принимает решения об отставке Правительства РФ;
- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
- использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
- имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
- осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;
- руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.