Шпаргалки по предмету "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Ответы по адм. праву

Файлы: 1 файл

Ответы по админ праву.docx

— 108.21 Кб (Скачать файл)

Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям  административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные  действия граждан, их объединений и  всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного  административного правоотношения между ним и адресатом (как  правило, исполнительным органом, должностным  лицом).

Особенностью  юридических фактов по административному  праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному  лицу и делу. Их прямое юридическое  последствие – возникновение, изменение  или прекращение административно-правового  отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение  государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям  административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки  или административные правонарушения как наиболее характерные для  сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение  административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также  и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых  мер по обеспечению общественного  порядка).

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное  бедствие и проч.).

12. Виды административно-правовых  отношений.

Административно-правовые отношения – общественные отношения  в сфере исполнительной власти, урегулированные  административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений  участников различаются:

  • Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
  • Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
  • правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По  конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:

  • внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
  • внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

·  Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

·  Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку  реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

  • материальные (административно-правовые), административно-процессуальные
  • административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения  административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между  различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:

  • защищаемые в административном порядке;
  • защищаемые в судебном порядке.

13. Структура административного правоотношения: субъекты,объекты , содержание правоотношения, основания возикновения администаривных  правоотншений

  Все  правоотношения  состоят   из  определенных  элементов:   субъектов, объекта и содержания правоотношения.

В содержании административного правоотношения различаются две  стороны:материальная (поведение субъектов) и юридическая  (субъективные  юридические права и обязанности). Непосредственным объектом административных правоотношений  является волевое поведение человека, его деяния. Нормами  административного  права  точно  определяется,  между   какими субъектами  должны  возникать   правоотношения,   каковы   будут   права   и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на  военную службу, получением прав на управление транспортными  средствами,  возникают при  заранее  определенных   обстоятельствах,   с   определенными   органами

исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко  закреплены юридическими  нормами.  В определенные  сроки,   по   определенной   форме, определенным   адресатам   организации,   к   примеру,   должны   направлять статистические данные, отчеты, справки. Существующие в административно-правовых  отношениях  права  и  интересы могут  защищаться  в  судебном   порядке,  но  такие  случаи   не   являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений,  споры  между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который  был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом  исполнительной  власти.  Субъекты  исполнительной  власти  наделены правом решать, а другие участники отношений  имеют  право  обжаловать  такие решения. Более того, субъекты исполнительной власти во многих  случаях  наделены

правом применять самые разнообразные  меры  воздействия  к  другим  субъектам правоотношений. В частности,  они могут потребовать объяснений,  дать  указания, отказать   в   просьбе,   не   присвоить   звание,   использовать   средства

административного, дисциплинарного  принуждения. Следует  также  подчеркнуть,  что  для  гражданско-правовых   отношений характерна ответственность  одной  стороны  перед  другой.  Административным правом  установлен  иной  порядок  ответственности  сторон  административно- правовых  отношений  в  случае  нарушения  ими  требований  административно-правовых норм. В  этом случае ответственность одной стороны не перед  другой стороной правоотношения, а непосредственно перед  государством  в  лице  его соответствующего органа (должностного лица).  Именно  исполнительные  органы (должностные лица) наделяются полномочиями по  самостоятельному  воздействию

на нарушителей  требований  административно-правовых  норм  (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления  также  отвечают за    нарушение    аналогичных    требований    (например,    дисциплинарная

ответственность работника аппарата исполнительной федеральной  власти  перед Президентом или Правительством Российской Федерации).Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть  на  основе квалификации административных  правоотношений  на  виды.  В  зависимости  от особенностей  участников  административных отношений  выделяются   наиболее типичные их виды:

а)  между  несоподчиненными  субъектами  исполнительной  власти, находящимися  на  различном  организационно-правовом  уровне   (к   примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);

б)  между  субъектами  исполнительной  власти,  находящимися  на  одинаковом организационно-правовом уровне (например, 2  министерства,  администрация  2 областей);

в)  между   субъектами   исполнительной   власти   и   находящимися   в   их организационном   подчинении   (ведении)   государственными    объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г)  между  субъектами  исполнительной  власти  и  не   находящимися   в   их организационном подчинении  государственными объединениями, предприятиями  и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора  и т.п.);

д)  между  субъектами  исполнительной  власти  и  исполнительными   органами системы местного самоуправления;

е)    между    субъектами    исполнительной    власти    и    хозяйственными негосударственными и социально-культурными объединениями и  предприятиями  и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или  иной

исполнительный орган.

14. Понятие  субъекта административного  права, система субъектов административного  права 

Субъектом АП признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (админ. правоспособностью).

Субъекты  АП могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

  • административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
  • административная правоспособность и дееспособность субъекта;
  • основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная  правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной  и охраняемой государством правовыми  нормами возможности данного  субъекта (гражданина, исполнительного  органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность  приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность  за их реализацию.

Административная  дееспособность – это способность  субъекта своими действиями приобретать  права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать  их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административные правоспособность и  дееспособность неразделимы, так как  являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают  одновременно, то есть с момента  образования и юридического закрепления  их компетенции.

В качестве субъектов АП можно рассматривать  Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные  организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или  управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические  качества.

15. Индивидуальные и коллективные  субъекты административного права

Субъекты  административного права могут  быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также  специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они  фактически являются официальными представителями  того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие  от иных индивидуальных субъектов административного  права.

К коллективным субъектам относятся  различного рода объединения граждан. В их числе государственные и  негосударственные организации.

Государственные организации как субъекты административного  права:

  • органы исполнительной власти (государственного управления);
  • государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Информация о работе Шпаргалки по предмету "Административное право"