Шпаргалки по предмету "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Ответы по адм. праву

Файлы: 1 файл

Ответы по админ праву.docx

— 108.21 Кб (Скачать файл)

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП фиксирует принципиальные позиции, общие для всех вариантов установления и применения административной ответственности  как на федеральном, так и региональном уровнях. В последнем случае имеется  в виду уровень субъектов РФ. В  числе названных юридических  позиций - определение компетенции  Российской Федерации в лице ее органов  государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление  единственного основания административной ответственности - административного  правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы  применения административной ответственности  не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение  круга органов и должностных  лиц, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях  и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.

Содержание КоАП освобождено от многих устаревших и не отвечающих современным реалиям позиций, во многом изменившихся в ходе реформации государственной и общественной жизни России. При этом следует  учитывать, что КоАП РСФСР принципиальных изменений за более чем двадцатилетний период не претерпевал.

По существу введение в действие нового КоАП можно квалифицировать  как общегосударственного значения акцию, суть и назначение которой  заключаются в реальном, отвечающем интересам сегодняшнего дня совершенствовании  административного законодательства путем давно ожидаемого его обновления.

2. Характеризуя КоАП в его  настоящем виде, нельзя не обратить  внимание на присущие ему особенности  принципиального юридического значения. Как известно, юридическая ответственность  за противоправное поведение  не составляет прерогативу КоАП. Действующее российское законодательство, имеющее своим непосредственным  предметом отношения юридической  ответственности, состоит из Уголовного  кодекса РФ, Гражданского кодекса  РФ, дисциплинарного законодательства (например, Трудовой кодекс РФ, Федеральный  закон от 31 июля 1995 г. "Об основах  государственной службы Российской  Федерации", специальные нормативные  правовые акты о дисциплине  отдельных категорий служащих  и иных работников - военнослужащих, служащих системы налоговых органов  и т.п.).

Как правило, для основных видов  юридической ответственности характерна раздельная правовая регламентация  материальных и процессуальных норм. Наиболее показательны в этом смысле действующие наряду с УК, ГК, УПК, ГПК и АПК.

Для законодательства, регламентирующего  отношения административной ответственности, характерно иное. КоАП объединяет нормы  материального и процессуального  административного права. Основные аспекты процессуального назначения сосредоточены в разд.IV "Производство по делам об административных правонарушениях". По своему объему он занимает в содержании КоАП второе место после раздела, посвященного юридической характеристике конкретных составов административных правонарушений (Особенная часть). Административно-процессуальным нормам посвящены 102 статьи КоАП.

38. Освобождение от административной  ответственности

Кодекс  об административных правонарушениях   Российской Федерации (ст. 2.9) (далее КоАП РФ) устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка. 

Освобождение  от административной ответственности  может также проявляться  и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях в том пли ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.  

Своеобразным  «освобождением» oт административной ответственности является пропуск  юрисдикционным органом и его  должностными лицами по тем или иным причинам срока давности назначения административного наказания, т.е. привлечения  виновного к административной ответственности.

Законодательство  РФ закрепляет систему «гибкого реагирования»  на административные правонарушения и  не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах срока давности. Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ)

39.Понятие и виды административных наказаний.

Административное  наказание имеет преимущественно  профилактические цели, и поэтому  раннее используемый термин «административное  взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Административное  наказание — это мера юридической  ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное  административное правонарушение, которая  применяется прежде всего в целях  воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию  предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими  лицами.

Цель  административного наказания —  предупреждение совершения новвых правонарушений как самим правонарушителем, так  и другими лицами.

Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

Виды  административных наказаний:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация.

В отношении юридического лица могут  применяться административные наказания, перечисленные в п. 1-4.

Административные  наказания, перечисленные в п. 3-8, устанавливаются только КоАП.

Основные  и дополнительные административные наказания:

  1. В качестве основных административных взысканий могут устанавливаться и применяться только перечисленные в п. 1, 2, 6 и 8.
  2. Остальные могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
  3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.

40. Назначение административного наказания.

К общим правилам наложения административного  наказания относятся (ст. 4.1 КоАП):

  1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.
  2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
  5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2. К0АП):

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законами  субъектов РФ могут быть предусмотрены  и иные обстоятельства, смягчающее административную ответственность.Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах  субъектов РФ (принцип целесообразности).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.3 КоАП):

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости  от характера совершенного административного  правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.Отягчающие обстоятельства не могут учитываться  как отягчающие в случае, если указанные  обстоятельства предусмотрены а  качестве квалифицирующего признака административного  правонарушения соответствующими нормами  об административной ответственности  за совершение административного правонарушения.


Информация о работе Шпаргалки по предмету "Административное право"