Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:54, дипломная работа
Целью предлагаемой работы является обобщение выводов по проблеме бандитских нападений, нашедших свое подтверждение в судебной практике, в анализе отдельных положений о бандитизме в отечественном законодательстве.
Основными задачами данной работы является изучение проблем бандитизма, индивидуализация отграничения бандитизма от других смежных составов, назначение наказания членам бандитского формирования, а также история развития бандитизма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНДИТИЗМЕ…………………………………….6
2 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНДИТИЗМА:….……………………20
2.1 Объективные признаки…………………………….………….……....……..21
2.2 Субъективные признаки……….……………………………….……………38
3 ОТГРАНИЧЕНИЕ БАНДИТИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ
СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:……………………………………………….50
3.1 Отграничение бандитизма от вооруженного разбоя,
совершенного организованной группой……………………………………….50
3.2 Отграничение бандитизма от преступного сообщества………………….56
3.3 Отграничение бандитизма от вымогательства……….……………………58
3.4 Отграничение бандитизма от вооруженного формирования…….……….59
4 НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА БАНДИТИЗМ……….………………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………82
Бандитизм, но уже в значительной меньшей степени, существовал и в период перехода Советского государства на мирную работу по восстановлению народного хозяйства страны. В это время он характеризуется участием в вооруженных шайках остатков разбитых отрядов белогвардейцев. Нередко объектами их нападений становились государственные учреждения, представители Советской власти на местах, целые эшелоны и простые граждане. Впоследствии, учитывая ответственность за бандитизм, была предусмотрена ст.76 УК РСФСР 1922года, в которой бандитизм определялся как « организация и участие в бандах (вооруженных шайках) и организуемых бандитами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей. Безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались». Стоит отметить, что в русском языке слово «шайка» и «банда» рассматриваются как синонимы и отмечается, что это «группа людей, объединившихся для разбоя, преступной деятельности». Слово «банда» обычно употребляется по отношению к «вооруженной шайке». В русском языке слово «банда» заимствовано из итальянского языка «banda, cricca, combriccola» и означало разбойничью или хулиганскую шайку.14
Статья 76 УК определяла бандитизм и по конкретным признакам, и по санкции как одно из серьезных посягательств на авторитет и силу власти, как один из видов наиболее опасных противодействий нормальной ее деятельности. Наказание устанавливалось в виде расстрела с обязательной конфискацией всего имущества. Снижение наказания допускалось на срок не ниже 2 лет лишения свободы со строгой изоляцией только при наличии смягчающих обстоятельств. Пособничество в банде и укрывательство ее членов, а также сокрытие добытого и следов преступной деятельности, наказывалось наравне с бандитизмом.
Термин «банда» трижды упоминается в УК 1922года в ст.ст. 25, 58, 76, но четкое определение банды ни в одной из статей не дается. В ст.76 законодатель приравнивает банды к «вооруженным шайкам». Тем самым дан один из признаков банды – «вооруженность». Банда считалась вооруженной, если и не все, а хотя бы один из бандитов вооружен, а остальные об этом осведомлены.
Трудно определимым является характер объединения, необходимый для состава бандитизма. Банда определялась, как объединение, направленное на совершение нескольких конкретно еще не определенных преступлений. То есть, в качестве основного признака банды выступало сплочение на совершение не одного, а нескольких. Эта точка зрения подвергалась критике А.Н. Трайниным: « Если три участника планируют совершение двух преступлений, например, подлог или мошенничество, и ограничиваются этим, то господствующая теория признает здесь, несомненно – банду. Если же другие лица, организовав сплоченную вооруженную группу, замышляют только один налет, например, на государственный банк, то эта теория говорит: «здесь нет признаков банды», поэтому нельзя понимать совершение нескольких преступлений как единственный основной признак шайки. Основным признаком является: организация банды, руководство ею. Этот признак заостряет внимание не на формальном признаке – числе преступлений, а на материальном – особенностях банды, как организованной единицы.15 Ст.76 УК РСФСР 1922 года предусматривала ответственность как за участие в банде, так и за организацию банды, что должно было способствовать пресечению преступной деятельности на самом раннем этапе – этапе создания банды. Банда понималась как «организационно-спаянный коллектив, подчиняющийся некоторому внутреннему регламенту»16, занимающаяся бандитизмом в качестве своей постоянной профессиональной деятельности. Из этого следует, где нет организационной структуры, а только соучастие нескольких лиц, необходимо говорить не о бандитизме, а о совершении других преступлений, как грабеж или разбой. Исходя из этого, не являлось решающим признаком для признания банды количество лиц, согласившихся неоднократно совершать преступления, иначе была ба группа лиц по предварительному сговору.
Организация банд, участие в организуемых бандами нападениях и участие в бандах – три вида действий, которые охватывались ст.76 УК РСФСР 1922 года. Любого из этих действий было достаточно для привлечения виновного к уголовной ответственности за бандитизм:
-лицо может являться организатором банды, даже не входя в состав банды, и не участвуя в ее нападениях;
-лицо может входить в состав банды, не являясь организатором банды, и, не участвуя в нападениях, совершаемых бандой;
- лицо может не являться организатором или участником (постоянным членом) банды, принимать участие в организуемых ею нападениях.
В первых двух случаях возможна ответственность, даже если организовавшаяся банда и не совершала конкретных нападений, в третьем случае, напротив, необходимо, чтобы имело место конкретное нападение банды.
Ст.76 УК 1922 года устанавливала весьма широкий круг действий, образующих состав преступления бандитизма. Бандитские нападения могли совершаться с целью противодействия новой власти, целью устранения населения.
Дальнейшим этапом развития законодательства об ответственности за бандитизм стало принятие Уголовного Кодекса РСФСР 1926 года. В нем бандитизму была посвящена статья 59. Содержание данной статьи во многом осталось прежним, однако было внесено существенное изменение. В УК РСФСР 1926 года и в последующем законодательстве термин «вооруженная шайка» больше не применяется, в юридической терминологии используется только слово «вооруженная банда», под которой следует понимать наличие у банды любого оружия, используемое в процессе нападения.
В ст.17 «Положения о преступлениях государственных» от 25 февраля 1927 года из состава бандитизма были исключены «разбойные нападения, налеты, ограбления», как цели бандитских нападений, поскольку цели бандиты преследовали не только корыстные, но и иные, например, убийства.
4 августа 1933 года Президиум
Верховного Суда РСФСР «
После коллективизации сельского хозяйства уголовная ответственность за бандитизм стала применяться реже, так как всякая вооруженная организованная деятельность, особенно связанная с разрушением железных дорого и иных средств сообщения и связи, стала квалифицироваться по иным статьям о государственных преступлениях и организованная уголовная преступность была в значительной мере подавлена. Это дало основание Саратовскому юристу Антонову в 1936 году заявить, что «бандитизм находится в состоянии разложения: он вырождается в воровство, в измену Родине и террористический заговор».
Также интересен тот факт, что 7 августа 1932 года было принято совместное постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий». Исходя из этого, совершенное бандой хищение социалистической собственности, квалифицировалось по совокупности преступлений - хищение социалистической собственности и бандитизм и не допускалось применение амнистии к лицам, осужденным по этому закону. Это свидетельствует о том, что подход к бандитизму был довольно серьезным.
К концу 30-х, началу 40-х
годов с уменьшением
В связи с обширным толкованием си.59-3 УК РСФСР и ее применением в судебной практике в довоенный и послевоенный период (только с 1947 по 1949 в суде Иркутской области было рассмотрено 9 уголовных дел, связанных с применением ст.59-3 УК РСФСР), требовалась более точная квалификация признаков бандитизма. В связи с этим в 40-50 года Пленум Верховного Суда СССР издает ряд постановлений, которые сужают применение статьи за бандитизм и расширяют толкование по составу данного преступления. Как видно, с одной стороны, Верховный Суд говорит о невозможности расширительного толкования ст.59-3 УК РСФСР, с другой сам нарушает это правило. Так же вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1953 года «О мерах по усилению борьбы с особо злостными проявлениями бандитизма среди заключенных в исправительно-трудовых лагерях».21 Понятие бандитизма в Указе не раскрывалось, а сам Указ широко применялся при подавлении массовых беспорядков среди заключенных в системе ИТЛ.
В 50-е, 60-е годы ученые, занимавшиеся исследованием бандитизма, продолжали делать вывод о том, что бандитизм перестал иметь черты государственного преступления. «Бандитизм практически изжит. В настоящее время о бандитизме чаще всего приходится говорить в связи с разбойными нападениями, совершаемыми группами», - писал в 50-е года Гришанин П.Ф.22
Нельзя не отметить тот факт, что в УК РСФСР 1926 года статья о бандитизме помещена не в главу «Преступления против порядка управления», а в главу «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления». В связи с этим можно говорить о том, что государство признавало бандитизм одним из наиболее опасных преступлений.
25 декабря 1958 г. был
принят закон: «Уголовная
Уголовный кодекс 1960 года в ст.77 предусматривал уголовную ответственность за бандитизм в редакции ст.14 «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления».24 В этой норме бандитизм определялся как «организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятия, либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях». Новая конструкция ст.77 стала более четкой в плане отграничения бандитизма от иных форм. В ней четко оговаривалась цель создания банды, т.е. совершения тяжких преступлений, а не любого посягательства. 17 июня 1960 года было принято постановление Пленума Верховного Союза ССР, в котором выделялись ряд признаков необходимых для наличия банды: «банда представляет собой устойчивую вооруженную группу двух или более лиц, предварительно сорганизовавшихся для нападений на государственные и общественные учреждения или предприятия, либо на отдельных лиц».25 Бандитизмом являлась и организация банды.
Верховный Суд СССР в то время показал, что «под оружием следует понимать предметы, предназначенные исключительно для поражения живой цели, не имеющие иного хозяйственного назначения, и при этом предметы, для права пользования которыми, но даже ношения и хранения которых требуются специальные разрешения. Не могут рассматриваться как оружие такие предметы, как макеты огнестрельного и холодного оружия, так как никакой реальной убойной силы они не имеют».26
Под устойчивостью понималось «предварительный сговор и преступные связи между участниками, единство преступных целей, распределение функций между участниками преступного сообщества, предварительное установление объектов и способов преступной деятельности.27
Из статьи о бандитизме исчезли такие способы данного преступления как «остановки поездов и разрушение железнодорожных путей и иных средств сообщения». В санкции статьи о бандитизме появился новый вид наказания: в качестве дополнительной меры наказания может назначаться ссылка сроком от двух до пяти лет.28
С течением истории по-разному решался вопрос о соотношении бандитизма с другими общественно-опасными деяниями, например, убийством или хищениями. Так, в этот период времени «в случае совершения во время бандитского нападения убийства, изнасилования или грабежа, содеянное должно квалифицироваться только как бандитизм, без ссылки на соответствующие статьи, предусматривающие ответственность за преступления против личности и собственности, поскольку объективная сторона бандитизма охватывает, в частности, и совершения подобных преступлений».29
В силу ряда известных политических причин о бандитизме, который воспринимался как государственное явление, с 50-х и до середины 80-х годов предпочитали, в основном, вспоминать в ракурсе исторического прошлого страны. Однако с середины 80-х годов в условиях стихийного неконтролируемого накопления капитала и слияния его с теневым капиталом, накопленным за предыдущие годы, привело к появлению организованных форм реагирования криминальной среды в виде рэкета и других форм корыстно-насильственных преступлений, посягающих на образование класса – обладателей крупного капитала.30
Рост бандитизма и потребности следственной судебной практики вызвали необходимость появления новых рекомендаций Верховного Суда РФ, что проявилось в принятии пленумом Верховного Суда постановления №9 от 21 декабря 1993 года «О судебной практике по делам о бандитизме». В п.10 названного постановления предложено квалифицировать дополнительно преступные последствия бандитских нападений, образующие самостоятельный состав тяжкого преступления (ст.7 УК РСФСР).
Представляется актуальным Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». В нем предусматривалось в целях борьбы с бандитизмом: «… к подозреваемым и обвиняемым…не применяются подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций и залог, задержание к ним может быть применено на срок до 30 суток…; при наличии достаточных данных о причастности лица к банде,… до возбуждения уголовного дела могут быть проведены экспертизы, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовным делам данной категории». Этот Указ говорит о том, что бандитизм широко шагает по стране, а правоохранительные органы не готовы к борьбе с ним в рамках действующего законодательства. Данный указ, значительно противоречил не только УПК РСФСР, но и Конституции РФ и был признан недействительным. Позже он утратил силу.31