Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:00, дипломная работа
Объектом исследования является содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус правоохранительных органов и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус правоохранительных органов, а также системные свойства последних, которые должны найти закрепление в конституционном праве.
Введение………………………………………………..…………………..8
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма…………………12
1.1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации….12
1.2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……………………………………………………………………..27
1.3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………………….36
Глава 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел………………………………………47
2.1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности органов внутренних дел…………………47
2.2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов внутренних дел с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России……………………………………………………………..51
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений……………………………………………….64
3.1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………..64
3.2. Современная система органов внутренних дел……………………70
3.3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………….79
Заключение……………………………………………………………….92
Список использованной литературы…………………………………97
Исторические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, потребовали по-новому определить место и принципы деятельности органов внутренних дел в изменившемся общественно-политическом устройстве государства. Стала очевидна необходимость новой правовой платформы, которая бы отвечала современным реалиям. Действовавший закон «О милиции» неоднократно корректировали, но это не дало желаемых результатов. Он так и не стал документом, отвечающим приоритетам в сфере защиты интересов личности, общества и государства.
Одним из факторов реформы органов внутренних дел послужила и существенно изменившаяся преступность, возникновение новых вызовов и угроз XXI века. Речь идет о терроризме, экстремизме, коррупции и транснациональной организованной преступности, преступлениях в сфере высоких технологий.
Поэтому перед министерством
внутренних дел встала задача - реорганизовать
ведомство так, чтобы система
работала по самым высоким международно-
Не менее важным было и поднять престиж органов внутренних дел, существенно повысить авторитет полиции и доверие к ней со стороны населения.
Принципиальное отличие проводимой реформы от всех предшествующих преобразований состояло в том, чтобы создать не очередную модификацию силового инструмента государственного принуждения, а действительно правоохранительный орган, нацеленный на защиту прав и свобод человека, надежно обеспечивающий безопасность личности, общества и государства.
Было семь основных направлений процесса реформирования. Во-первых, обновление нормативно-правовой базы. Во-вторых, проведение организационно-штатных мероприятий, направленных прежде всего на освобождение от несвойственных функций, избавление от излишних управленческих звеньев и повышение роли оперативных служб.
Важным направлением стала и гуманизация форм и методов работы полиции, переход взаимоотношений органа правопорядка и общества к партнерской модели, направленной на обеспечение эффективной защиты прав и свобод граждан.
Потребовалось создание
и внедрение эффективной
И, разумеется, реформа денежного довольствия и повышение уровня социальной защищенности сотрудников и пенсионеров, установление государственных гарантий для членов семей погибших при исполнении служебного долга сотрудников.
Столь радикальная и масштабная реорганизация МВД проводилась в России впервые. Попытки реформирования системы в советское время предпринимались неоднократно. Но эти преобразования затрагивали лишь форму, отдельные сферы деятельности и касались, главным образом, ее оперативно-служебной составляющей. Локальные структурные изменения происходили и в постсоветский период, но и их также нельзя рассматривать как реформы в глобальном смысле этого понятия.
Но, как известно, «начало - это половина любого дела». Поэтому самым сложным, пожалуй, было формирование новой нормативно-правовой базы. Трудности заключались даже не в том объеме работы, который предстояло выполнить, а в том, что в ходе нее закладывался правовой фундамент будущей правоохранительной системы. И права на ошибку у нас не было.
Основой нового полицейского законодательства стали федеральные законы - назову их сокращенно - «О полиции», «О социальных гарантиях...» и «О службе в органах внутренних дел...». Помимо них, обновленную правовую базу деятельности органов внутренних дел составляют 17 указов президента России, 19 постановлений правительства и более 800 ведомственных нормативных правовых актов. И эта работа еще не завершена. О масштабах и качестве нашей нормативно-правовой деятельности говорит та оценка, которую дал президент России Дмитрий Медведев на коллегии по итогам года, отметив, что МВД получило добротную нормативную базу, которой не было никогда, за исключением царского периода.
Принятые акты будут
определять направление развития МВД
на несколько ближайших
Процесс реформирования органов внутренних дел не отразился на результатах оперативно-служебной деятельности. В 2011 году сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие.
Повысилась раскрываемость фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, разбоев, краж. Сотрудниками органов внутренних дел выявлены виновные в совершении 53 тысяч преступлений прошлых лет, из которых более 15 тысяч - тяжкие и особо тяжкие. Выполнен значительный объем розыскной работы. Обнаружено более 100 тысяч преступников. Установлено местонахождение свыше 62 тысяч пропавших без вести.
Что касается сокращения личного состава - действительно, в соответствии с Указом президента от 24 декабря 2009 года «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ» такая задача была поставлена. В течение двух лет общая численность сотрудников была оптимизирована на 20 процентов, что соответствует сегодняшним потребностям государства и общества для выполнения задач обеспечения правопорядка и противодействия преступности.
Решения в каждом конкретном случае принимались руководителями территориальных органов, исходя из имеющегося кадрового потенциала и складывающейся криминальной обстановки. При этом в наибольшей степени сокращению подверглись аппараты управления и непосредственно подчиненные им подразделения, в наименьшей - подразделения, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан от преступных посягательств.
Кроме того, рациональному применению личного состава способствует широкое использование современных технических средств и информационных технологий в охране общественного порядка в целом. Например, с помощью аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в прошлом году было раскрыто 23 тысячи 800 преступлений и 17 миллионов 200 тысяч правонарушений. Он позволяет не просто сократить количество полицейских, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, но и поднять эту работу на качественно новый уровень. Представляя собой сложную систему интеллектуального контроля за состоянием оперативной обстановки, личной и имущественной безопасностью граждан, дорожного движения, объектами особой важности, новая система создает условия для наиболее успешного выявления людей, транспортных средств и предметов, находящихся в розыске, раскрытия «по горячим следам» разбоев, грабежей, краж и других преступлений.
Комплекс развернут
в 80 областях и регионах. В 366 населенных
пунктах функционируют
Таким образом, в ходе реформирования качество правоохранительных государственных услуг значительно повысилось.
Сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. Почти наполовину был обновлен высший руководящий состав органов внутренних дел. Кроме того, в порядке ротации поменяли свое прежнее место службы почти 2/3 руководителей высшего звена. Всего же на службу в полицию перешли свыше 875 тысяч сотрудников органов внутренних дел.
В связи с масштабом проводимых преобразований вполне естественно, что к реформированию было обращено самое пристальное внимание не только экспертного сообщества, но и общественности, средств массовой информации и простых граждан.
Впервые мы с этим столкнулись при обсуждении проекта Закона «О полиции». По инициативе главы государства в период с 7 августа по 15 сентября 2010 года он был представлен для общественного обсуждения в сети Интернет. Это позволило обществу реально участвовать в его доработке. Специально созданный для обсуждения законопроекта сайт посетили более 1,5 миллиона человек. Получено свыше 33 тысяч откликов, большинство из которых были учтены при его доработке. В результате - в Государственную Думу был представлен документ, отражающий позицию юристов, профессионалов-практиков, представителей правозащитных, общественных организаций, мнение граждан.
Общественный интерес к вопросам деятельности органов внутренних дел, оценка со стороны граждан - важнейший показатель эффективности нашей работы. Именно поэтому сегодня внедряются новые критерии оценки деятельности полиции, среди которых одно из центральных мест занимает мнение населения о качестве работы органов внутренних дел.
В свое время так называемая палочная система во многом была обязана всей системе криминальной статистики, которая основывалась на сравнении количественных данных с показателями предыдущего периода. Далеко не всегда такое сравнение являлось обоснованным. И прежний узковедомственный подход, связанный с получением любой ценой благоприятной статистики, уже изменился на критерий эффективной защиты прав и интересов граждан.
В части 6 статьи 9 Федерального закона «О полиции» отражены новые концептуальные подходы, связанные с тем, что при оценке деятельности полиции в первую очередь учитывается общественное мнение.
26 декабря 2011 года подписан
соответствующий приказ, утверждающий
инструкцию и показатели ведомс
А эффективность работы
территориальных органов оценив
Приоритет отдается уже не цифре как таковой, а качественной характеристике, результату, который слагается из множества факторов
Президентом России Дмитрием Медведевым на расширенном заседании коллегии МВД России по подведению итогов за 2011 год перед министерством был поставлен целый ряд задач, связанных с повышением эффективности борьбы с преступностью.
Прежде всего министерству необходимо обеспечить качественную работу территориальных отделов и пунктов полиции. Именно они находятся ближе всего к гражданам, оказывают им помощь и содействие. На этом уровне и формируется отношение к полиции. Партнерская модель взаимоотношений полиции и общества, закрепленная в Законе «О полиции», предполагает уважительное отношение, что будет возможным при профессиональном выполнении своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к людям.
В связи с этим необходимо максимально укрепить кадровый состав территориальных структур, особенно оперативных подразделений полиции и тех, которые несут службу в общественных местах.
Для органов внутренних дел задачей государственной важности является борьба с коррупцией. В этих вопросах особое внимание глава государства предложил уделить ситуации в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень «эпидемии».
Полиции необходимо и в дальнейшем укреплять взаимодействие с обществом, со средствами массовой информации, при этом активнее реагировать на расследования, которые ведутся журналистами.
Остро стоит задача по предупреждению и своевременному пресечению актов экстремизма. Нет необходимости убеждать в актуальности этой проблематики для федеративного, многонационального и многоконфессионального государства, которым является Российская Федерация.
Поставлена задача по внедрению принципиально новых методов и форм борьбы с преступностью. Поэтому органы внутренних дел должны быть оснащены высококлассной техникой и специалистами, способными эффективно ее использовать.
В целом же перед МВД стоит важнейшая задача - эффективно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность.
Времени на раскачку у нас нет. Общество ждет от полиции реальной отдачи и конкретных улучшений [41; 2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Правоохранительные (или полицейские) органы - это федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы либо структурные подразделения), должностные лица которых наделены законом полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанностей пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.
Критериями отнесения каких-либо органов к правоохранительным (полицейским) служат: принадлежность к федеральным органам исполнительной власти; наделенность полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанности пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.