Оообенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является проведение комплексного научного анализа института уголовной ответственности несовершеннолетних, выявление его особенностей, а также разработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................................3
Глава I Ретроспективный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних
§1.1 История становления и развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних…………………………………………….....9
§1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних: основании назначения и освобождения………………………………………………………………………....19
§1.3 Сравнительный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних с законодательством зарубежных стран………………………………………………30
Глава II Порядок назначения наказания несовершеннолетним
§2.1 Виды наказаний применяемых к несовершеннолетним……………………....39
§2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия……………………......52
Заключение…………………………………………………………………………...60
Библиография………………………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция-история»

КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

                                                                       Допущено к защите в ГАК

                                                                       зав. кафедрой правовых дисциплин

                                                                       кандидат юридических наук, доцент

                                                                       ........................................ Сычёва Н.В.

                                                                       «......».................................. 2010 года

 

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Выполнила:

студентка 5001 группы дневного отделения

факультета истории и права

Божий Елена Степановна

…………………

(подпись)

Научный руководитель:

кандидат юридических  наук, доцент

Сычёва Наталья Викторовна                                                       

…………………

(подпись)

Рецензент:

ассистент кафедры правовых дисциплин

Булычева Елена Сергеевна
…………………

(подпись)

Шадринск, 2010

 

Оглавление

Введение..........................................................................................................................3

Глава I Ретроспективный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних

§1.1 История становления и развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних…………………………………………….....9

§1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних: основании назначения и освобождения………………………………………………………………………....19

§1.3 Сравнительный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних с законодательством зарубежных стран………………………………………………30

Глава II Порядок назначения наказания несовершеннолетним

§2.1 Виды наказаний применяемых к несовершеннолетним……………………....39

§2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия……………………......52

Заключение…………………………………………………………………………...60

Библиография………………………………………………………………………..66

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Одной из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране, является борьба с нарушениями несовершеннолетних. Большую роль в этом процессе играет уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения законодательства.

          Несовершеннолетние пользуются особой защитой государства. Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав1.

Необходимость специальных  норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе»2 и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.

С другой стороны, особенности  психологии несовершеннолетнего позволяют  лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер. Часто оптимальный путь исправления несовершеннолетнего — применение мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.

          В первое десятилетие XXI века Россия переживает весьма тревожную ситуацию с состоянием преступности несовершеннолетних. По некоторым данным, ежегодно в стране регистрируется более 300 тысяч уголовных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними3. Сегодня фактически каждое тридцатое убийство, каждое десятое причинение тяжкого вреда здоровью, каждое восьмое изнасилование, каждое пятое разбойное нападение совершаются лицами в возрасте от 14 до 17 лет4. При этом следует иметь в виду, что изменения в качественных показателях происходят на фоне ухудшающейся демографической ситуации в стране. Как отмечают Е. Цымбал и Л. Емельянова, сегодня в России «имеет место парадоксальная ситуация: чем меньше доля несовершеннолетних в населении, тем больший вклад они вносят в общую преступность»5. Доля подростковой преступности среди всех регистрируемых в Российской Федерации правонарушений составляет, по различным оценкам, от 8,9% до 12%6, а в отдельных субъектах РФ несовершеннолетними совершается каждое седьмое – восьмое преступление7.  В настоящее время среди лиц в возрасте от 14 до 18 лет, отбывающих наказание в воспитательных колониях, до 60% составляют подростки, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления8. Кроме того, особую тревогу у исследователей вызывает процесс “омоложения” подростковой преступности9, а также высокий уровень латентности правонарушений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.

          Сегодня общество является свидетелям крайне опасного состояния уголовно-правовых общественных отношений, субъектами которых выступают несовершеннолетние. Статистический анализ убедительно свидетельствует о наличии устойчивой тенденции роста преступлений, совершаемых лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста.       Количество преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии в 2002 г., составило 185379 преступлений, в 2003 г. – 139681 преступление, в 2004 г. – 145368 преступлений, в 2005 г. – 154414 преступлений, в 2007 г. – 154734, а в 2008 г. – 150264 преступления. При этом в 2003 году в Российской Федерации выявлено 172811 несовершеннолетних, совершивших преступления, в 2004 г. – 140392, в 2005 г. – 145599, в 2006 г. – 151890, в 2007 году – 149981, а в 2008 г. – 148595.

          По данным МВД РФ на учете органов внутренних дел в 1999 г. состояло до 700 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. За последнее пятилетие преступность несовершеннолетних выросла в полтора раза, а за десятилетие она удвоилась. В 2006 году несовершеннолетними было совершено 185379 преступлений,  в 2007 году  - 199681, в 2008 году – 24536810. Из этого следует, что данная статистика позволяет поставить под сомнение достижение целей наказания, декларируемых в ст. 43 УК РФ, – исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, по крайней мере, в отношении несовершеннолетних.

          Нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве озорства, не осознавая до конца значения последствий своих действий. Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необходимо исключить факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия, лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности.

          Так же нужно отметить и тот факт, что «рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения межнациональных конфликтов, благоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними»11. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего. Во многих своих аспектах они освещены в научной литературе как прошлых, так и последних лет. Среди них следует выделить труды З.А. Астемирова, Н.Ф. Кузнецовой, А.В. Наумова, И.Л. Трунова, В.Г. Павлова, Р.В. Новикова и др. Современных работ по данной тематике практически нет. Можно выделить лишь работу Сафуанова Ф. в которой рассмотрен сложный вопрос проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого.

          Изложенное предопределило выбор темы исследования и его актуальность.

          Целью работы является проведение комплексного научного анализа института уголовной ответственности несовершеннолетних, выявление его особенностей, а также разработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства.

          Реализация сформулированной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

  – изучить историю  и тенденции развития российского  законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних;

- изучить тенденции развития  института уголовной ответственности  несовершеннолетних в некоторых зарубежных странах;

  – рассмотреть особенности  освобождения несовершеннолетних  от уголовной ответственности и применения, принудительных мер воспитательного воздействия;

  – выявить особенности назначения  несовершеннолетним различных видов  наказания, освобождения данной категории лиц от наказания;

          Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе становления и реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления.

Предметом исследования выступает отечественное законодательство, законодательство зарубежных государств, общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, основные тенденции и проблемы судебной практики по данному вопросу.

          В данной работе наиболее полно применялись методы диалектического познания, анализ нормативно-правовых актов, системно-структурный, историко-юридический, сравнительно-правовой методы.

          Эмпирическую основу работы составили имеющие отношение к теме исследования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

          Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы при изучении различных вопросов, касающихся уголовной ответственности несовершеннолетних, в ходе рассмотрения отдельных проблем, связанных с предметом исследования.

          Данная квалификационная работа состоит из введения, двух глав включающие пять параграфов, заключения, списка используемой литературы и нормативного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Ретроспективный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних

 

§1.1. История  развития законодательства России

об уголовной  ответственности несовершеннолетних

 

          В процессе научного исследования всегда необходимо отслеживать исторические связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление возникло в истории, какие главные этапы в своём развитии оно прошло.

          Сегодня, когда наше государство вновь болезненно переживает процесс своего реформирования, политических, социально-экономических и правовых преобразований, это тем более необходимо. В стране ведётся интенсивный поиск кардинально новых подходов к решению наиболее острых социальных задач, к устранению всего негативного, что в период проведения так называемых рыночных реформ породило многочисленные кризисные явления и процессы в жизни общества и государства.

          В этих условиях требуется вновь оценить всё, что было сделано, а также определить, что необходимо сделать, чтобы найти правильные пути для создания надёжных преград с целью недопущения роста преступности, особенно в той её части, которая приходится в последние годы на несовершеннолетнее население.

          Уголовная политика российского государства и методы борьбы с преступностью несовершеннолетних на различных этапах его развития менялись в зависимости от складывающейся социально-политической и экономической обстановки. Нередко эти методы отличались крайне противоречивыми тенденциями: от полного отказа применения уголовной ответственности и наказания к несовершеннолетним даже за тяжкие преступления до установления уголовного преследования детей с двенадцатилетнего возраста за кражу.

          Первые законодательные акты о малолетних и несовершеннолетних преступниках появляются в российском государстве сравнительно поздно. Ни в Русской Правде, ни в Судебниках XV – XVI веков, ни в Соборном Уложении 1649 года нет упоминаний по данному вопросу. Некоторые положения, касающиеся уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержатся в Воинском артикуле и в Кратком изображении процессов или судебных тяжб 1715 года. Так, по Воинским артикулам (арт. 195), «наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели вор будет младенецъ который, дабы заранее его от сего отучить, может отъ родителей своихъ лозами наказан быть». По Краткому изображению процессов 1715 года «недоросли» освобождались от пытки, кроме тех случаев, когда они обвинялись в государственных преступлениях или убийствах12. Специальные нормы, определяющие порядок применения уголовного наказания к несовершеннолетним, предусматривались еще российским законодательством XIX века. В Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 года этому были посвящены статьи 142-150. Субъектом преступления к силу статьи 144 Уложения признавалось лицо, достигшее 10 лет. Вместе с тем наказание, которое применялось к лицам, совершившим преступление в возрасте от 10 до 14 лет, существенно смягчалось. Лица в возрасте от 14 до 21 года подвергались тем же наказаниям, что и взрослые преступники, но также с некоторым их смягчением13.

Информация о работе Оообенности уголовной ответственности несовершеннолетних