Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:33, дипломная работа
Целью работы является проведение комплексного научного анализа института уголовной ответственности несовершеннолетних, выявление его особенностей, а также разработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства.
Введение..........................................................................................................................3
Глава I Ретроспективный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних
§1.1 История становления и развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних…………………………………………….....9
§1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних: основании назначения и освобождения………………………………………………………………………....19
§1.3 Сравнительный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних с законодательством зарубежных стран………………………………………………30
Глава II Порядок назначения наказания несовершеннолетним
§2.1 Виды наказаний применяемых к несовершеннолетним……………………....39
§2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия……………………......52
Заключение…………………………………………………………………………...60
Библиография………………………………………………………………………..66
С принятием Закона от 2 июня 1897 года были внесены некоторые изменения в Уложение 1845 года. Согласно этому Закону дети моложе 10 лет совершенно не подвергались судебному преследованию. Термином «несовершеннолетние» были объединены дети в возрасте от 10 до 17 лет, действовавшие «без разумения», и от 10 лет до 21 года, действовавшие «с разумением». Таким образом, изменилась граница совершеннолетия при совершении преступлений несовершеннолетними без умысла14.
Некоторые особенности уголовной ответственности несовершеннолетних были предусмотрены в Уголовном уложении 1903 года. Так в части первой статьи 41 указывалось, что лицо в возрасте от 10 до 17 лет не может быть осуждено, если при совершении деяния оно « не понимало свойства и значения, им совершаемого, или не могло руководить своими поступками»15.
Первым законодательным актом Советской власти, непосредственно касающимся, предупреждения преступности несовершеннолетних стал, Декрет от 14 января 1918 года « О комиссиях для несовершеннолетних»16. Документом полностью отменялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних правонарушителей, все дела о преступных деяниях рассматривались комиссиями. Основная идея декрета - исправление, прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних.
В 1920 году подростковая преступность возросла по сравнению с довоенным 1913 годом более чем в два раза, при этом особо отмечалась преступная активность несовершеннолетних старших возрастных групп (16 – 18 лет)17.
К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые они могли применять. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков.
Существенные изменения в правовую базу борьбы с преступностью несовершеннолетних были внесены с принятием Уголовного кодекса РСФСР 1922 года18. « Наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых судом будет признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия».
В период с 1925 по 1931г. большинство дел на правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды передавалось около 10% дел. С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа, координирующего работу многих учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению и ликвидации преступности несовершеннолетних.
Следующий период начался с принятия Постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»19. Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более чёткой разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой – резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера.
Одновременно был принят Закон, датированный тем же числом (7 апреля 1935 г.), который резко понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространённых среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства. Наркомат юстиции СССР, обобщив судебную практику, издал 15 апреля 1936 г. Циркуляр «Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершёнными подростками», в котором рекомендовал судам проявлять особую внимательность при определении наказания несовершеннолетним. «Лишение свободы к лицам этого возраста, - указывалось в циркуляре, - должно применяться с исключительно осторожностью и, главным образом, к рецидивистам, а также неоднократно бежавшими из детских учреждений». Одновременно был решён вопрос о возрасте уголовной ответственности. В ст. 10 Основ (ст. 10 УК РСФСР) указывалось, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет.
Новым этапом в развитии советского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних явились Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года20. В соответствии с ними в 1960 году был принят Уголовный кодекс РСФСР21, действовавший почти 37 лет.
В первоначальном виде статья 10 УК РСФСР 1960 г. устанавливала, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подвергались уголовной ответственности лишь за убийство (ст. ст. 102 - 106), умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья (ст. ст. 108 - 111, ч. 1 ст. 112), изнасилование (ст. 117), разбой (ст. ст. 91 и 146), кражу (ст. ст. 89 и 144), грабёж (ст. ст. 90 и 145), злостное хулиганство (ч. 2 ст. 206), умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 98, ч. 2 ст. 149), а также за умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда (ст. 86).
В той же ст. 10 УК РСФСР 1960 г. закреплялось положение о том, что если суд придёт к выводу о возможности исправления лица, совершившего в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, без применения уголовного наказания, он может применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовным наказанием (ст. 63 УК РСФСР).
Таким образом, Уголовный кодекс РСФСР 1960 года вполне обосновано отменил закон от 7 апреля 1935 г., установив более высокие возрастные границы уголовной ответственности. Общее правило было таковым: к уголовной ответственности могут быть привлечены только те несовершеннолетние, которым до момента совершения преступления исполнилось 16 лет. И лишь за отдельные вышеперечисленные преступления уголовной ответственности подлежали подростки меньшего возраста – с 14 лет.
Позднее в перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность наступала с четырнадцатилетнего возраста, были включены следующие виды опасных преступных деяний: похищение человека, особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хищение наркотических веществ, мошенничество, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, неправомерное завладение транспортным средством, терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Распад Советского Союза, реформирование государственного и общественного строя в России, кардинальная ломка основных устоев жизни граждан привели к небывалому росту напряжённости в обществе, к опасной по своим масштабам криминализации страны, что в значительной мере обусловило и соответствующий рост преступности несовершеннолетних. Ранее существовавшая система предупреждения преступлений полностью распалась, новая своевременно не была создана. Нормативно-правовая база независимой России более или менее была сформирована во второй половине последнего десятилетия XX века.
Правовая реформа 90-х годов XX столетия провозгласила общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части нашей правовой системы. В ходе данной реформы были приняты новые УК РФ22 и УПК РФ23, содержащие отдельные главы, относящиеся к несовершеннолетним. Внесённые Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. поправки в УК РФ значительно снизили карательный потенциал уголовных санкций в отношении несовершеннолетних24.
При разработке УК РФ 1996 г. были учтены современные социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности, как социально-позитивной, так и негативной, в частности, в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые пополняют ряды преступников, и т.п.
Охраняя несовершеннолетних, российское уголовное законодательство в ряде случаев поднимает эту охрану на более высокий уровень, используя два пути. Первый - установление более строгих наказаний за отдельные преступления, посягающие на любое лицо независимо от возраста, но способные причинить особый вред, если потерпевшим окажется, несовершеннолетний. Второй - введение постановлений, защищающих права и законные интересы исключительно несовершеннолетних. По сравнению с ранее действовавшим новый Уголовный Кодекс России 1996 г. почти в полтора раза увеличил число статей, содержащих нормы того и другого вида. Состояние дел с преступностью несовершеннолетних поставило законодателя в трудное положение: идти ли ему по линии ужесточения ответственности несовершеннолетних правонарушителей, исходя из криминогенной ситуации в стране, или по линии смягчения уголовной ответственности и наказания, руководствуясь общепризнанными международными нормами, требующими гуманного и справедливого отношения к несовершеннолетним правонарушителям. Он выбрал второй путь.
Гуманизм законодателя, судя по содержанию Уголовного кодекса России 1996 г., проявился прежде всего в том, что он сохранил в новом УК постановления действующего уголовного законодательства, ставящего несовершеннолетнего правонарушителя в более привилегированное по сравнению со взрослым положение, усилив гуманистический подход к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних. Но самое главное - он реализовал неоднократно высказывавшееся в литературе предложение о концентрации в одном разделе норм об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Этот раздел представляет собой не просто объединение постановлений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, он позволяет увидеть взаимосвязь и соотношение отдельных предписаний, более правильно и точно сформулировать их. В нем во многом по-новому решены вопросы наказания несовершеннолетних. Установлены более мягкие, чем взрослым, наказания: более низкие размеры штрафа, более короткие сроки обязательных работ, исправительных работ и ареста. Сокращены сроки давности привлечения к уголовной ответственности и сроки судимости за преступления небольшой и средней тяжести. Пересмотрен перечень принудительных мер воспитательного характера, определено содержание каждой из них и расширены возможности их назначения (не только в случае совершения преступления небольшой, но и средней тяжести). Уточнены требования к назначению наказания несовершеннолетним и внесены серьезные изменения в постановления об условно-досрочном освобождении от наказания .
Был принят и ряд других нормативно-правовых документов, касающихся вопросов уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, важнейшими из которых являются: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»25, Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»26 и т.д.
Ориентируясь на научные разработки учёных, педагогов, психологов, юристов, законодатель счёл возможным оставить те же возрастные границы – 14 и 16 лет, которые существовали и в прежнем УК. Однако перечень преступлений, за которые несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет, значительно расширен. Это – умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Объяснение этому следует искать именно в изменившейся социально психологической характеристике современного подростка, способного сознавать общественную опасность всех перечисленных преступлений. Судебная практика последних лет показывает, что лица до 18 лет чаще всего привлекаются как раз за названные преступления. Вместе с тем, основываясь на принципе гуманизма и намерении исправить несовершеннолетних, сочетая меры воспитания и наказания, УК предусмотрел ряд особенностей, позволяющих индивидуализировать уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в нашей стране сформирована целостная правовая система, касающаяся регулирования вопросов, связанных с особенностями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, которая хотя и соответствует общепризнанным мировым стандартам, но, как представляется, не лишена отдельных недостатков и нуждается в некотором совершенствовании. Сегодня перед авторами законопроектов и научными работниками стоит задача разумного сочетания принципов гуманизма и неотвратимости наказания при привлечении к уголовной ответственности лиц в возрасте от 14 до 18 лет, а также создания в нашей стране системы ювенальной юстиции.
Информация о работе Оообенности уголовной ответственности несовершеннолетних