Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:33, дипломная работа
Целью работы является проведение комплексного научного анализа института уголовной ответственности несовершеннолетних, выявление его особенностей, а также разработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства.
Введение..........................................................................................................................3
Глава I Ретроспективный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних
§1.1 История становления и развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних…………………………………………….....9
§1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних: основании назначения и освобождения………………………………………………………………………....19
§1.3 Сравнительный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних с законодательством зарубежных стран………………………………………………30
Глава II Порядок назначения наказания несовершеннолетним
§2.1 Виды наказаний применяемых к несовершеннолетним……………………....39
§2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия……………………......52
Заключение…………………………………………………………………………...60
Библиография………………………………………………………………………..66
Вместе с тем, необходимо учитывать, что отсутствие у несовершеннолетнего средств, необходимых для уплаты штрафа, не может служить основанием для назначения ему более строгого наказания (в том числе и при условном осуждении). Если представляется справедливым назначение наказания именно в виде штрафа - такое наказание может быть назначено и при наличии сомнений относительно его исполнимости65.
К сожалению, уголовный закон не содержит каких-либо пояснений и рекомендаций, связанных с особенностями назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения их права заниматься определённой деятельностью. По-видимому, данный вид наказания должен применяться в тех случаях, когда несовершеннолетний, на законных основаниях занимаясь каким-либо видом деятельности, совершает при этом уголовно наказуемое деяние. По трудовому договору несовершеннолетние могут работать по достижении ими шестнадцатилетнего возраста, а при выполнении ряда условий – с 15 и даже 14 лет (ст. 63 Трудового кодекса РФ)66. Поэтому лишение права заниматься определённой деятельностью может быть назначено подростку, достигшему шестнадцатилетнего возраста, а в исключительных случаях, при наличии у него постоянной работы, – с 15 или 14 лет. Так что сфера применения данного вида наказания весьма ограничена возрастом несовершеннолетних.
Обязательные работы - новый в законодательстве вид наказания. Обязательные работы несовершеннолетнему могут назначаться на срок от сорока до ста шестидесяти часов; они состоят в выполнении посильных для него работ и исполняются в свободное от учёбы или основной работы время. При этом продолжительность данного вида работ несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трёх часов в день (для лиц, достигших восемнадцати лет, обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются до четырёх часов в день). В случае уклонения несовершеннолетнего, как и взрослого, от исполнения обязательных работ последние могут быть заменены арестом. Это могут быть работы по благоустройству городов и посёлков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные работы и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Объект обязательных работ должен находиться в пределах населённого пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания. Всё это имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами наказания. Несовершеннолетний фактически не теряет своё близкое социальное окружение, которое включает в себя: родителей, друзей, товарищей по учёбе или коллег по работе и др.
Представляется, что следует поддержать мнение Е.В. Колесниковой, полагающей, что «более активное использование судами обязательных работ как вида наказания помогло бы решить проблему гуманизации ответственности несовершеннолетних и повышения эффективности достижения целей наказания без лишения свободы»67.
Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему на срок до одного года (лицам старше восемнадцати лет исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет). В научной литературе господствующей является точка зрения, что поскольку минимальный срок ст. 88 УК РФ не оговорен, то, исходя из общей нормы, он должен составлять два месяца68. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, поскольку приём таких лиц на работу ограничен. Кроме того, в условиях общего избытка рабочей силы в настоящее время устройство на работу таких лиц весьма проблематично. Это относится и к несовершеннолетним более старшего возраста - 16-17 лет. Кроме того, заработок несовершеннолетних в силу отсутствия квалификации и опыта работы обычно и так небольшой.
По вопросу о целесообразности применения исправительных работ в отношении несовершеннолетних среди учёных нет единого мнения. Так, М. Журавлёв и П. Ильин считают, что исправительные работы не достигают своей цели тогда, когда они назначаются лицам, которые не могут их отбывать. Среди таких лиц данные авторы называют и несовершеннолетних69. Противоположного мнения придерживается Г.В. Дровосеков, считающий, что исправительные работы являются наиболее целесообразными и эффективными мерами наказания, которые могут применяться к несовершеннолетним70. С учётом сказанного представляется, что исправительные работы не только можно, но и нужно применять по отношению к несовершеннолетним.
С сожалением приходится констатировать, что и обязательные, и исправительные работы, на настоящий момент, не получили в России должного распространения71, хотя воспитательная ценность применения этих мер наказания очевидна. Во-первых, их следует рассматривать в качестве мер, альтернативных лишению свободы. Во-вторых, их применение позволило бы хозяйствующим субъектам решить проблему нехватки «рабочих рук», в частности, при благоустройстве городов и сёл. Так же возможно исправительные работы отбывать по основному месту работы, а в случае его отсутствия – местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Это позволит применять исправительные работы в отношении тех несовершеннолетних, которые уже имеют постоянное место работы.
Сокращение сроков исправительных работ, очевидно, оправдано, но по существу не повышает их эффективность. Объясняется это возрастом осужденных и самим характером наказания. Кроме того, в условиях излишков рабочей силы устройство на работу таких лиц весьма проблематично. И всё же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних 16-17 лет, когда имеется такая возможность, вполне оправдано как альтернатива лишению свободы дана за преступления средней тяжести, если не наступило тяжких последствий и преступление совершено впервые.
Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства. Удержания из зарплаты производятся от 5 до 20%. Этот вид наказания может применяться к тем лицам, основным занятием которых является работа на предприятиях, в организациях независимо от формы собственности. Процент удержания должен назначаться с учётом материального положения, наличия семьи, в частности родителей. Эффективным этот вид наказания может быть лишь при надлежащем контроле за ходом его исполнения комиссией по делам несовершеннолетних при районной (городской) администрации.
Комментируя сложившуюся в Российской Федерации систему уголовных наказаний, В.В. Разбирин приходит к выводу, что действующее законодательство в настоящее время имеет пробелы правового регулирования в большей части государственных мер принуждения, связанных с изоляцией от общества72. Что касается несовершеннолетних, то к ним сегодня могут быть применены лишь два вида уголовного наказания, связанных с изоляцией от общества, - это арест и лишение свободы на определённый срок.
Арест является новым основным видом наказания, ранее не известным нашему законодательству. Арест, по своей юридической природе, является наказанием, близким к лишению свободы. Арестованный ограничивается в свободе передвижения, в выборе рода занятий. Местом его пребывания становятся специально отведённые учреждения, дислоцированные в районе постоянного места жительства осужденного. Краткий период не позволяет рассчитывать на проведение активной воспитательной работы с подростком. Предупредительное воздействие, по мнению законодателя, должна оказать неотвратимость изоляции на определённое, пусть даже непродолжительное время. Это обстоятельство позволяет Н. Мусали сравнивать арест с “шоковой терапией”, способной оказать сильное исправляющее воздействие на сознание преступника73. А.В. Наумов отмечает: «Арест вполне может применяться в отношении лиц, впервые совершивших нетяжкие преступления, которых незачем лишать свободы на сравнительно длительные сроки, но которым вместе с тем необходимо дать почувствовать силу уголовного закона»74.
Арест назначается
Наказание в виде лишения свободы сопряжено с возложением на осужденного определённых правоограничений, существенно изменяющих его правовой статус. Одним из них является изоляция, которая как правоограничение влечёт за собой другие, связанные с ней негативные для личности осужденного последствия. Они выражаются в ограничении свободы передвижения и выбора места жительства, ограничении в выборе рода занятий и т. д. В этой связи не только обществу, но и государству, провозгласившим интересы личности приоритетными, очень важно давать себе отчёт об эффективности формирования этой личности в условиях изоляции. Пленум Верховного Суда РФ ориентирует суды на применение, по возможности, мер наказания, альтернативных лишению свободы: «При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы… Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение»76. (см. Приложение 3).
В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. В п. 20 постановления Пленума Верховного Судами РФ «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» раскрывается понятие «впервые совершивший преступление». Таковым следует считать лицо, «совершившее одно или несколько преступлений, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, либо когда предыдущий приговор в отношении его не вступил в законную силу»77.
Таким образом, законодатель дифференцировал размер наказания в виде лишения свободы на определённый срок, поставив его в зависимость от двух критериев: 1) возраста несовершеннолетнего лица; 2) категории совершённого несовершеннолетним преступления. При этом оба критерия учитываются в совокупности.
Анализируя ч. 6 ст. 88 УК РФ В.М. Волошин приходит к выводу, что законодатель установил слишком большой разрыв в максимальном наказании за тяжкое преступление для несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, с одной стороны, и несовершеннолетних в возрасте 17 - 18 лет – с другой. В первом случае он составляет 6 лет, а во втором – 1078. Кроме того, устанавливая единый десятилетний максимальный срок наказания за совершение особо тяжких преступлений для различных категорий несовершеннолетних, законодатель отступил от избранной им линии дифференцированного учёта возраста подростков. Отсутствует также и дифференциация наказания несовершеннолетних в зависимости от количества совершаемых ими преступлений, поскольку и по совокупности приговоров, и по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы также составляет десять лет79.
Важное новое положение закреплено в ч. 6.1 ст. 88 УК РФ, согласно которому при назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьёй Особенной части, сокращается наполовину. Названное положение устранило существовавшее ранее несоответствие, вызванное тем, что нижние пределы санкций за отдельные виды преступлений превышают десять лет лишения свободы.
В настоящее время предлагается увеличить максимальный размер наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних осужденных, совершивших особо тяжкие преступления в возрасте от 16 до 18 лет, до 15 лет. Так как словам законодателей, формируемое в настоящее время с учетом мировой практики применение норм права уголовное законодательство Российской Федерации не обеспечивает адекватных мер противодействия преступным деяниям несовершеннолетних. Анализ преступности показывает общемировую тенденцию к ее омоложению, повышению жестокости и агрессивности несовершеннолетних преступников.
Ещё одним дискуссионным
вопросом регулирования
Информация о работе Оообенности уголовной ответственности несовершеннолетних