Оообенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является проведение комплексного научного анализа института уголовной ответственности несовершеннолетних, выявление его особенностей, а также разработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................................3
Глава I Ретроспективный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних
§1.1 История становления и развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних…………………………………………….....9
§1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних: основании назначения и освобождения………………………………………………………………………....19
§1.3 Сравнительный анализ уголовной ответственности несовершеннолетних с законодательством зарубежных стран………………………………………………30
Глава II Порядок назначения наказания несовершеннолетним
§2.1 Виды наказаний применяемых к несовершеннолетним……………………....39
§2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия……………………......52
Заключение…………………………………………………………………………...60
Библиография………………………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

   Опыт деятельности исправительных учреждений показывает, что кратковременное пребывание в них осужденных не позволяет осуществить минимально необходимый цикл исправительного процесса, добиться желаемых исправительно-воспитательных результатов81.

   Кроме того, суд может указать пенитенциарному органу на необходимость учёта при обращении с несовершеннолетним определённых особенностей  его  личности, которые стали известны при рассмотрении уголовного дела: уровень физического, психического и интеллектуального развития, свойства характера, взаимоотношения с родными,  близкими,  сверстниками. Обязательному учёту подлежат лица с психическими расстройствами,  не исключающими вменяемости.  Необходимо иметь  в виду также условия жизни и воспитания подростка, способность поддаваться чужому влиянию, как позитивному, так и негативному, его ориентацию при совершении преступления (насильственная, корыстная или смешанная).

   Учёт всех индивидуальных  особенностей подростка, находящегося в колонии,  позволит сосредоточить усилия на коррекции его отклонений.  Таким образом,  цель исправления обретает чёткие параметры, достижение которых позволит ставить вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего.

          Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что уголовное наказание в отношении несовершеннолетних имеет свои специфические черты, среди которых можно выделить следующие:

1) несовершеннолетним назначаются не все виды уголовных наказаний;

2) в наказаниях, назначаемых несовершеннолетним, заложен значительно меньший объём кары, чем в однородных наказаниях взрослым;

3) в наказании несовершеннолетних значительно усиливается воспитательный момент; 

4) законодатель устанавливает ряд особенностей назначения наказания несовершеннолетнему и закрепляет их в ст. 89 УК РФ.

 

§2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия

 

          В соответствии с п. 1 статьи 90 УК РФ, несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 статьи 90 УК РФ: а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности  загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к  поведению несовершеннолетнего. Назначение принудительных мер воспитательного характера - это своеобразное последствие освобождения лица от уголовной ответственности.

 

          Итак, как отмечает Д. Дядькин82, порядок расположения средств воздействия на несовершеннолетнего, совершившего преступление, установленный ч. 2 ст. 87 УК РФ, имеет определённый смысл. В качестве реакции государства на совершение преступления несовершеннолетним, в УК РФ, в первую очередь, называются принудительные меры воспитательного воздействия. До внесения  изменений Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 16283 в указанной части статьи 87 закреплялось, что «несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия»84. Изменение очерёдности в указании на возможность применения к несовершеннолетнему названных мер воздействия или уголовного наказания не случайно. В такой системе прослеживается чёткая законодательная позиция, ориентирующая правоприменителя на первоочередное применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.

          Применение принудительных мер воспитательного воздействия, по мнению Р.В. Новикова, «должно основываться на комплексе мероприятий, направленных на воспитание несовершеннолетнего, которое достигается в первую очередь педагогическими мерами, при отсутствии элементов кары, которые присущи наказанию. В противном случае разница между наказанием и такими мерами отсутствует, а значит, и теряется смысл применения таких мер в отношении несовершеннолетних лиц. В то же время принудительный характер применения таких мер вытекает из факта совершения несовершеннолетним лицом преступления, что и обусловливает обязанность данного лица … пересмотреть ценностные и мировоззренческие установки для того, чтобы впоследствии стать полноценным членом общества и правопослушным гражданином. Специфика данных мер заключается в том, что они носят уголовно-правовой характер, т.е. закреплены и осуществляются в строгом соответствии с нормами уголовного закона, при наличии указанных в УК РФ оснований»85.

          В отличие от наказания, принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости. Необходимо отметить, что в уголовном законе не указано, какой именно орган вправе применять названный вид освобождения от уголовной ответственности. Однако из анализа соответствующих норм УПК РФ следует, что применение принудительных мер воспитательного воздействия является исключительной компетенцией суда (ст. ст. 427, 431 УПК РФ).

          Для применения принудительных мер воспитательного воздействия закон требует соблюдения ряда условий. Во-первых, несовершеннолетний должен совершить преступление небольшой или средней тяжести. Во-вторых, правоприменитель должен прийти к выводу о нецелесообразности применения реального наказания, полагая возможным достижение целей наказания иными средствами.

          Из всего перечня мер к несовершеннолетнему можно применить одну или сразу несколько, при этом продолжительность мер, устанавливается от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Если осужденный систематически уклоняется от воспитательного воздействия, тогда назначенные меры отменяются и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. В этом и заключается условный характер освобождения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

          Принудительные меры воспитательного воздействия относятся к числу иных (помимо наказания) мер уголовно-правового характера, применяемых в качестве достижения целей уголовной ответственности. По своему содержанию рассматриваемые меры являются воспитательными, поскольку, преследуя цель исправления несовершеннолетнего, совершившего преступление, суд при применении принудительных мер воздействует на подростка, прежде всего, путём убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений86. Однако, данные меры носят принудительный характер исполнения. Это выражается в том, что они назначаются независимо от желания или согласия несовершеннолетнего или его законного представителя. Исполнение этих мер обеспечивается силой государственной власти.

В ст. 91 Уголовного Кодекса  раскрывается содержание следующих  мер воспитательного воздействия:

1) предупреждение, состоящее  в разъяснении несовершеннолетнему  вреда, причинённого его деянием,  и последствий повторного совершения  преступлений, предусмотренных УК РФ. Предупреждение имеет разовый характер, его цель – помочь подростку осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем соблюдать установленный правопорядок. Конечно, данная мера несёт в себе некоторый элемент воспитательного воздействия. Но всё же следует согласиться с Р.В. Новиковым, считающим, что данная мера более приемлема для случаев совершения административных правонарушений87.

          При применении предупреждения закон не устанавливает каких-либо сроков. Посему, применение предупреждения нецелесообразно без проведения дополнительных мероприятий воспитательного характера;

2) передача под надзор, заключается в возложении на  родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный  орган обязанности по воспитательному  воздействию на несовершеннолетнего  и контролю за его поведением. Такая мера может быть назначена как по ходатайству родителей осужденного или лиц, их заменяющих, так и решением суда с согласия, разумеется, родителей, попечителей или иных лиц, их заменяющих. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения  несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

3) возложение обязанности  загладить причинённый вред. Данная  мера возлагается с учётом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение определяется, очевидно, наличием самостоятельных источников доходов: заработка, стипендии, гонорара за собственную интеллектуальную деятельность, а также иных доходов, вкладов в кредитные учреждения и т.д. Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него постоянной или временной работы, отсутствие противопоказаний к трудовой деятельности, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и др. Применение данной нормы осложняется тем, что несовершеннолетние, чаще всего, не имеют самостоятельных доходов и соответствующих трудовых навыков.

4) ограничение досуга  и установление особых требований  к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения отдельных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

          В ч. 4 ст. 91 УК РФ содержится указание, что приведённый перечень не является исчерпывающим, а посему ограничение досуга может быть выражено и в предъявлении к несовершеннолетнему других требований, которые, по мнению суда, уменьшают негативное влияние на него. Такая формулировка позволяет сделать вывод о том, что законодатель создал возможность для нарушения отдельных конституционных прав и свобод несовершеннолетнего88. Хотелось бы отметить, что все эти ограничения направлены на позитивную цель – оградить подростка от вредных влияний среды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение (см. Приложение 4).

          Несмотря на то, что перечень принудительных мер воспитательного воздействия, установленный ч. 2 ст. 90 УК РФ, является исчерпывающим, в научной литературе высказывается идея о необходимости его расширения. Так, В. Горобцов предлагает дополнить данный перечень «помещением в специальное воспитательное и лечебно-воспитательное учреждение, помещением в центр временной изоляции для несовершеннолетних на срок до десяти суток, возложением обязанности пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании, передачей несовершеннолетнего под наблюдение коллективу по месту его работы или учёбы, общественным формированиям либо отдельным гражданам по их просьбе»89. Данные предложения, безусловно, вызывают неподдельный интерес, однако, для их реализации сегодня в России не создана соответствующая нормативно-правовая база, а в условиях экономического кризиса ещё и отсутствуют финансовые гарантии для претворения таких инновационных идей в жизнь.   

          Часть вторая статьи 92 УК предусматривает возможность помещения несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная мера также является принудительной мерой воспитательного воздействия, однако она отличается от других мер своей особенной строгостью.

          В лечебно-воспитательные учреждения направляются несовершеннолетние с физическими недостатками (глухонемые, слепые и др.) и с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающие иными заболеваниями и нуждающиеся в воспитательной работе.

          В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы — шести месяцам.

Согласно ч. 3 ст. 90 УК РФ, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько  принудительных мер воспитательного  воздействия. Передача под надзор, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего назначаются на определённый срок, продолжительность которого определяется судом в пределах, установленных ч. 3 ст. 90 УК РФ: для совершивших преступления небольшой тяжести – от одного месяца до двух лет, для совершивших преступления средней тяжести – от шести месяцев до трёх лет.

В соответствии с ч. 4 ст. 90 УК РФ, в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

          Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой ювенальные меры воздействия на правонарушителей, образующие самостоятельную группу альтернатив наказанию90. Как указывает Е. Марковичева, сложность реализации механизма принудительных мер воспитательного воздействия вызвана необходимостью комплексного применения материально-правовых и процессуальных норм, регулирующих данный институт91.

          Представляется, что применение принудительных мер воспитательного воздействия наиболее целесообразно в отношении несовершеннолетних, оказавшихся под влиянием других лиц, а также совершивших преступление по неосторожности.

Информация о работе Оообенности уголовной ответственности несовершеннолетних