Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:39, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью дипломной работы выступает изучение преступности несовершеннолетних в Казахстане в советский и постсоветский период, изучение личности несовершеннолетнего преступника в Казахстане, изучение основных причин и условии преступности несовершеннолетних в Казахстане и разработка системы мер предупреждения преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан а также особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4-7
1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………....8-27
1.1Отношение общества, государства к подрастающему поколению……………………………………………………………………..8-11
1.2 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними…………………………………………….................11-21
1.3 История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве……………………………………………………………..21-27
2. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РК.................28-56
2.1 Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………….…28-44
2.2 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………………….44-53
2.3 Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания……………………………………………………………………..53-56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..57-60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...61-64
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..65-72

Файлы: 1 файл

Диплом 06.12.2012 Microsoft Word.docx

— 195.45 Кб (Скачать файл)

     В случае  систематического неисполнения  несовершеннолетним принудительной  меры воспитательного воздействия  эта мера отменяется по представлению  специализированного государственного  органа, обеспечивающего исправление  несовершеннолетнего, и материалы  направляются для привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности. Предупреждение  состоит в разъяснении несовершеннолетнему  вреда, причиненного его деянием,  и последствий повторного совершения  преступлений, предусмотренных Кодексом. Несовершеннолетний предупреждается,  что в случае совершения нового  деяния, предусмотренного УК, он  будет привлечен к уголовной  ответственности и осужден. Передача  под надзор состоит в возложении  на родителей или лиц, их  заменяющих, либо на специализированный  государственный орган обязанности  по воспитательному воздействию  на несовершеннолетнего и контроля за его поведением.[36]

     Для решения  вопроса о передаче несовершеннолетнего  под надзор родителей или лиц,  их заменяющих, должны быть собраны  необходимые данные о моральном облике, отношении соответствующих лиц к своим обязанностям воспитания несовершеннолетнего. Следует также выяснить, имеют ли эти лица возможность в зависимости от состояния здоровья, характера работы, материального положения и т.п., реально осуществлять присмотр за подростком. В противном случае, не является целесообразным применение указанной меры принудительного воспитательного воздействия.

     Также особую  осторожность надо проявлять  при решении вопроса передачи  несовершеннолетнего под надзор  администрации специализированных  государственных учреждений, особенно  в случаях совершения побегов  из учреждений, в которых воспитывались  несовершеннолетние. Обязанность загладить  причиненный вред возлагается  с учетом имущественного положения  несовершеннолетнего и наличия  у него соответствующих трудовых  навыков. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест (например, дискотеки, ресторанов, клубов и т.д.), использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также, требование возвратиться в образовательное учреждение, продолжить или окончить обучение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. [37]

    Настоящий перечень  не является исчерпывающим. Помещение  в специальное воспитательное  или лечебно-воспитательное учреждение  на срок от шести месяцев  до двух лет может быть назначено  судом несовершеннолетнему, совершившему  умышленное преступление средней  тяжести. Данная мера также  является принудительной мерой  воспитательного воздействия, однако, она отличается от других мер  своей особенной строгостью. Максимальный  срок содержания несовершеннолетних  в этих учреждениях ограничена сроком наказания, предусмотренного УК за совершенное несовершеннолетним преступление. Из смысла закона следует, что максимальным сроком наказания является максимальный срок лишения свободы. Пребывание в названных учреждениях может быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также, если на основании заключения специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, суд придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления в дальнейшем не нуждается в применении данной меры. Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних после стечения срока, предусмотренного частью пятой статьи 83 УК, допускается только в случае необходимости завершить несовершеннолетнему общеобразовательную или профессиональную подготовку, но не более чем до достижения им совершеннолетия. Порядок и условия нахождения несовершеннолетнего в специальных воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях определяются законодательством. Необходимо отметить, что помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение и особенно длительное там пребывание усложняют ресоциализацию несовершеннолетнего; несовершеннолетний утрачивает опыт нормальной жизни на свободе. Кроме того, тяжелое финансовое состояние этих учреждений и отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров не позволяют этим учреждениям в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи. Поэтому применять эту меру воспитательного воздействия следует, строго руководствуясь законом, лишь в исключительных случаях. В зависимости от характера преступления, нравственно- психологической характеристики личности несовершеннолетнего суд вправе избрать в отношении него любую из указанных мер, способствующих его исправлению, предупреждению новых преступлений.[38] Продолжительность срока применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается судом, назначающим эти меры. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, законом определены его юридические последствия: указанная мера отменяется по представлению специализированного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетнего, и материалы направляются для привлечения его к уголовной ответственности. При решении вопроса о применении конкретных принудительных мер воспитательного воздействия судами учитываются:

положительное поведение  несовершеннолетнего до совершения преступления;

совершения преступления впервые;

чистосердечное раскаяние;

отсутствие судимости;

возмещение причиненного ущерба;

явка с повинной, признание  вины, активное способствование раскрытию 

преступления и др.

И наконец, исходя из соображений  гуманности, законодатель впервые предусмотрел ранее не известное прежнему Уголовному кодексу положение о том, что «В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности, суд может применять положения настоящего раздела к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно- воспитательное учреждение для несовершеннолетних» (статья 87 УК).В законе не указывается, какие случаи признаются исключительными. Однако, здесь безусловно, необходимо учитывать характер совершенного преступления, личность виновного, условия его жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и т.п. По своему психическому складу лицо в возрасте от 18 до 20 лет отличается от взрослого человека и максимально приближено к несовершеннолетнему. Зачастую это еще не сформировавшаяся личность. Характер его, как правило, окончательно не сложился. Свойства личности (как положительные, так и отрицательные) и характер этих лиц недостаточно устойчивы, они подвижны, изменчивы. Эти лица, так же как и несовершеннолетние, более чем взрослые реагируют на внешние воздействия, их психика еще легко ранима. Применение к названным лицам таких же наказаний, какие применяются к взрослым преступникам, не всегда вызывается необходимостью. Поэтому исправление лиц в возрасте от 18 до 20 лет, если суд установит исключительные случаи, может быть достигнуто путем применения мер наказания, содержащих значительно меньшее количество карательных элементов, чем меры наказания, применяемые к взрослым преступникам с учетом того, что к лицам указанной возрастной категории не может быть применено помещение их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.[39]

Статья 13 «Специальные организации образования» Закона Республики Казахстан "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" гласит:      

1. Специальные организации образования являются учебно-воспитательными или лечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, систематически совершающих правонарушения, влекущие меры административного воздействия, злостно уклоняющихся от получения среднего образования, систематически совершающих самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, совершающих иные антиобщественные действия. 
      2. Решение о целесообразности направления несовершеннолетних в специальные организации образования принимается судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При рассмотрении вопроса о направлении в специальные организации образования несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами, в обязательном порядке изучается целесообразность назначения им прохождения курса лечения от наркологических заболеваний. 
      3. Несовершеннолетний может быть направлен в специальную организацию образования на срок от одного месяца до одного года. 
      4. Пребывание несовершеннолетнего в специальной организации образования может быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также если на основании представления администрации учреждения либо территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав суд придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления больше не нуждается в применении данной меры. 
      5. Срок пребывания несовершеннолетних в специальных организациях образования, определенный судом, может быть продлен в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи, только в случаях: 
      1) необходимости завершения несовершеннолетним общеобразовательной или профессиональной подготовки, но не более чем до достижения им совершеннолетия; 
      2) систематического совершения правонарушений, влекущих меры административного воздействия, злостного уклонения от получения среднего образования, самовольных уходов из специальных организаций образования, совершения иных антиобщественных действий. 
      6. В случае совершения воспитанником специальной организации образования общественно опасного деяния, содержащего признаки преступления, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, он в порядке, установленном статьей 14  настоящего Закона, может быть направлен в организацию образования с  особым режимом содержания. 
      7. При рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования обязательно участие прокурора. 
      8. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в специальные организации образования, обеспечивают государственные органы, осуществляющие выявление и учет несовершеннолетних, указанных в пункте 1 настоящей статьи. 
      9. Администрация специальных организаций образования: 
      1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения, личную безопасность воспитанников и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц и самовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личного осмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений; 
      2) информирует органы внутренних дел по местонахождению указанного учреждения и по месту жительства несовершеннолетних о фактах их самовольного ухода и принимает непосредственное участие по их розыску и возвращению; 
      3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до окончания срока пребывания, а также характеристику на несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве. 
      10. В специальные организации образования не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Казахстан. 
      11. Порядок создания, организация деятельности специальных организаций образования и условия содержания в них несовершеннолетних определяются положением об этих организациях, утвержденным центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования. 
      12. Решение о создании, реорганизации и ликвидации специальных организаций образования принимается местными исполнительными органами.

 Статья 14. Организации образования с особым режимом 
                 содержания

1. Организации образования  с особым режимом содержания являются учебно-воспитательными или лечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления, освобожденных от уголовной ответственности. 
      2. Решение о целесообразности направления несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания принимается судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо органа внутренних дел.

       3. Несовершеннолетний  может быть направлен в организацию образования с особым режимом содержания на срок от шести месяцев до двух лет. 
      4. Пребывание несовершеннолетнего в организации образования с особым режимом содержания может быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также если на основании представления администрации учреждения суд придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления больше не нуждается в применении данной меры. 
      5. Срок пребывания несовершеннолетнего в организации образования с особым режимом содержания, определенный судом, может быть продлен в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, только в случаях: 
      1) необходимости завершения несовершеннолетним общеобразовательной или профессиональной подготовки, но не более чем до достижения им совершеннолетия; 
      2) совершения общественно опасного деяния, содержащего признаки преступления, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 
      6. При рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания обязательно участие прокурора. 
      7. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания, обеспечивают органы внутренних дел. 
      8. Администрация организаций образования с особым режимом содержания: 
      1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения, личную безопасность воспитанников и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц и самовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личного осмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений; 
      2) информирует органы внутренних дел по местонахождению указанного учреждения и по месту жительства несовершеннолетних о фактах их самовольного ухода и принимает непосредственное участие по их розыску и возвращению; 
      3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до окончания срока пребывания, а также характеристику на несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве. 
      9. В организации образования с особым режимом содержания не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики  Казахстан. 
      10. Порядок создания, организация деятельности организаций образования с особым режимом содержания и условия содержания в них несовершеннолетних определяются положением об этих организациях, утвержденным центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования. 
      11. Решение о создании, реорганизации и ликвидации организаций образования с особым режимом содержания принимается местными исполнительными органами.[40]

 

2.3 Освобождение несовершеннолетнего  от уголовной ответственности  и наказания

 

     Освобождение  от уголовной ответственности  - это осуществляемый в соответствии  с уголовным и уголовно-процессуальным  законодательством отказ компетентных  органов государства от применения  мер уголовно-правового характера  в отношении лица, совершившего  преступление. Освобождение от уголовной  ответственности не равнозначно  оправданию лица, признанию его  невиновным в совершении преступления. Наоборот, вопрос об освобождении от уголовной ответственности может ставиться лишь тогда, когда совершено лицом уголовно наказуемое деяние. К несовершеннолетним применяются как общие виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, так и специальные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. При применении первых учитываются особенности их применения к несовершеннолетним. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности по общим нормам в связи с деятельным раскаянием (ст.65 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст.67 УК), в связи с изменением обстановки (ст.68 УК), в связи с истечением сроков давности (ст.69 УК). Под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение с момента совершения преступления до момента вступления приговора суда в законную силу срока, после которого при указанных в законе условиях исключается уголовная ответственность Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан, «Правовая инициатива 2030», Так, в соответствии со статьей 85 УК «Сроки давности, предусмотренные статьями 69 и 75 УК, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину». т.е. составляют:

за преступления небольшой  тяжести - один год;

за преступления средней  тяжести - два с половиной года;

за тяжкие преступления - пять лет; за особо тяжкие преступления - семь лет 

шесть месяцев.

    В тех случаях,  когда с момента совершения  преступления и до привлечения  к уголовной ответственности  и назначения наказания несовершеннолетнему  проходит значительный срок, образуется  своеобразный разрыв между преступлением  и наказанием, при котором достижение  целей наказания может оказаться  лишенным практического смысла. Со временем преступное деяние  неизбежно утрачивает общественный  резонанс, оно постепенно забывается, лицо, совершившее преступление, при  отсутствии рецидива, а тем более  при добросовестном отношении  к учебе (труду) и примерном  поведении перестает быть общественно  опасным. Запоздалая реакция со  стороны государства может приобрести черты голого возмездия, лишенных тех гуманных целей, которые преследует институт наказания в уголовном праве. [41]То же самое происходит и в тех случаях, когда назначенное судом наказание не приводится в исполнение в течение относительно длительных сроков. Порядок исчисления, приостановления и прерывания давности сроков в отношении несовершеннолетних такой же, как и в отношении взрослых. Несовершеннолетнее лицо, осужденное за преступление, освобождается от отбывания наказания, если обвинительный приговор не был приведен в исполнение в следующие сроки, считая со дня вступления его в законную силу:

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних