Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:39, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Основной целью дипломной работы выступает изучение преступности несовершеннолетних в Казахстане в советский и постсоветский период, изучение личности несовершеннолетнего преступника в Казахстане, изучение основных причин и условии преступности несовершеннолетних в Казахстане и разработка системы мер предупреждения преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан а также особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4-7
1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………....8-27
1.1Отношение общества, государства к подрастающему поколению……………………………………………………………………..8-11
1.2 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними…………………………………………….................11-21
1.3 История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве……………………………………………………………..21-27
2. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РК.................28-56
2.1 Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………….…28-44
2.2 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………………….44-53
2.3 Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания……………………………………………………………………..53-56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..57-60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...61-64
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..65-72
Во исполнение Приказа ГП РК № 10 от 31.03.05г. "Об организации прокурорского надзора за применением законодательства о
несовершеннолетних", в целях профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
20.09.12г. организован
Так, при проведении проверки в магазине "Марал" расположенный по ул. Сауранбаева,15 продавец Мамунова Р.,1965г.р. реализовала
несовершеннолетнему
Панину К.Н., 1996г.р алкогольный напиток
пиво "Балтика 9", сигареты "Кент",
чипсы. На основании данных фактов Мамунова
Р. привлечена к административной ответственности
по ст. 113, ч.1 ст.114КРКобАП.
За бродяжничество помещены в центр
адаптации несовершеннолетних ДВД г.Астаны
несовершеннолетние Карпузов Т., 1996г.р.
уроженец Акмолинской области, Сасиков
Н.Н., 1997г.р. уроженец Акмолинской области.
Вместе, с тем выявлена и поставлена на
учет неблагополучная семья Фельберт
Е.В.,1978г.р. проживающая по адресу пр.Абая,д.1а
кв.12 имеющая на воспитании дочь Кручик
Е.И., 03.01.2009г.р.
Комаровская Н.А., 1975г.р., за невыполнение
обязанностей по воспитанию и обучению
несовершеннолетнего сына Комаровского
И.Н.,1996г.р. привлечена к административной
ответственности по ч.1 ст. 111 КРКобАП.
Основными причинами, способствующими
совершению подобных фактов несовершеннолетними
являются отсутствие должного контроля
со стороны родителей, низкий уровень
социально-материального положения семей
в которых воспитываются и проживают подростки,
слабая организованность свободного досуга
несовершеннолетних, не занятость их общественно-полезным
трудом в свободное время от учебы время,
слабый контроль со стороны администрации
учебных заведений, слабая профилактическая
работа ювенальной полиции РУВД.
Для уяснения обстановки,
которая окружала несовершеннолетнего
до и в момент совершения преступления,
обстановки, которая сложилась к моменту
рассмотрения дела в суде, важно оценить
те реальные факторы, которые непосредственно
влияют на субъективную сторону совершенного
преступления. Это объясняется тем, что
именно эта сторона, как известно, во многом
связана с оценкой личности, раскрывает
психическое отношение данной личности
к совершенному им общественно опасному
деянию. Она выражает внутренние процессы,
происходящие в психике несовершеннолетнего
при совершении им деяния. "Применение
ч.1 ст. 43 Основ уголовного законодательства,
- указывает В.Д.Филимонов, - по признаку
утраты лицом общественной опасности
может осуществляться и при сохранении
общественной опасности деяния. Вследствие
изменения обстановки может измениться
социальное содержание личности виновного,
а социальная характеристика совершенного
им деяния остаться прежней".
Психическое отношение несовершеннолетнего
лица к преступлению чаще всего выражается
в том, что в момент совершения преступления
несовершеннолетний действует без заранее
сформировавшейся цели. Это объясняется
тем, что несовершеннолетние лица совершают
преступления, как правило, группами и
заранее к ним не готовятся. Нередко без
мотивная, провоцирующая придирка одного
из группы несовершеннолетних к какому-либо
постороннему лицу тут же поддерживается
остальными и "незапланированное"
желание кого-либо из со компаньонов отнять
какую-то вещь или избить, или совершить
иное преступление находит солидарность
у других. "Срабатывает" в данном
случае ложное представление о товариществе,
взаимовыручке, желание показать себя
не хуже других и т.п. Во многих случаях
преступления несовершеннолетних обусловлены
так называемой "детской мотивизацией",
т.е. перерастают из игры, объясняются
озорством, продиктованы стремлением
завладеть заманчивой вещью для подростка,
желанием чем-то необычным выделиться
и т.п. Как справедливо отмечает Г.М. Миньковский,
"значительная часть краж и хулиганских
действий объясняется именно этой мотивизацией".
Несовершеннолетнего на преступление
довольно часто толкает отсутствие должных
навыков избрания допустимых форм социального
поведения, торможения своих действий,
неумение применить формально известные
ему правила общественного поведения
к конкретной ситуации, неумение противостоять
отрицательным влияниям взрослых.
Следует обратить особое внимание на выявление
и привлечение к ответственности лиц,
вовлекающих подростков в совершение
преступления, а также лиц, которые своими
действиями или бездействием способствовали
совершению преступления несовершеннолетним.
Влияние окружающей обстановки на несовершеннолетних
в негативном плане значительно более
активнее, чем это бывает со взрослыми.
Справедливо отмечает A.M. Лазарев: "В
силу отсутствия достаточного социального
опыта, что препятствует превращению имеющихся
знаний в убеждение и принятию в конкретных
жизненных ситуациях решений, отвечающих
требованиям общества, у несовершеннолетних
значительно меньше возможностей воздержаться
от совершения того или иного противоправного
поступка, чем у взрослых"[11].
Основа психики несовершеннолетнего кроме того характеризуется тем, что он в силу своего развития еще не может четко проследить всю цепочку причинно-следственной связи своих негативных действий. Он, в частности, в силу своей недостаточной социальной зрелости не может осознать в полной мере наступление всех вредных последствий совершаемого им деяния. Чаще всего, только после совершения преступления несовершеннолетний, видя последствия своих общественно опасных действий, оценивает и осознает их. Эти оценочные моменты находят выражение в том, что несовершеннолетний более сильно и социально обоснованно начинает осознавать неправомерность своего прошлого поведения, сожалеет о содеянном, стремится доказать, что исправится. Кроме этого, за время, прошедшее с момента совершения им деяния, содержащего признаки преступления, на подростка оказывают влияние семья, трудовой коллектив, школьные товарищи, радио, телевидение, кино и т.п. Все эти процессы происходят и в психике взрослого правонарушителя, но у несовершеннолетнего они протекают активнее, быстрее и лучше закрепляются позитивные черты личности. Исправляются недоработки, пробелы, искажения в восприятии несовершеннолетнего, оценки им как своих поступков, так и поступков других. Постепенно остается позади пора социальной незрелости, и уже перед несовершеннолетним правонарушителем встают иные задачи, формируются другие установки в его самоопределении и самоутверждении как личности[12].
Исследованиями
установлено, что с
1.3 История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних
Рассматривая уголовное законодательство Казахстана в историческом аспекте можно отметить, что большинстве этапов своего развития оно искало средства исправления юных правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Основная идея - исправление, прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних, которые до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Если же они «действуют с разумением», т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
Декрет КазССР «О делах несовершеннолетних обвиняемых в общественно-опасных действиях», принятый 4 марта 1920 г. повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В связи с создавшимся положением третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Д. И. Курский по этому поводу сказал: «Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода, а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, то есть открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот вопрос был бы решен вполне благополучно»[13].
Названный аргумент, к сожалению, и в дальнейшем развитии законодательства нередко служил причиной усиления уголовно-правовых репрессий в отношении лиц, не достигших 18 лет. УК КазССР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.
Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. были введены понятия «малолетний и несовершеннолетний» правонарушитель. В ст. 7 Основ указывалось, что к первым можно применять лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым они применяются только в тех случаях, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательных случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности относились к компетенции союзных республик. Однако УК КазССР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически; в законе эти понятия отсутствовали. В ст. 12 УК (в редакции 1935 г.) был дан перечень преступлений, за которые устанавливалась уголовная ответственность лиц, достигших к моменту совершения преступления 12-летнего возраста. Исходя из данной статьи, можно было сделать вывод, что малолетние - это дети до 12 лет, а старше - несовершеннолетние. Практика, больше ориентированная на теорию права и здравый смысл, шла по пути признания малолетними и лиц старше 12 лет. В период с 1925 по 1931г. большинство дел в отношении правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды передавалось около 10 % таких дел[13].
В инструкции Наркомпроса КазССР по делам несовершеннолетних, принятой в 1921 г., указывалось, что комиссии должны передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями в связи с совершением нетяжкого преступления. Следующий, отличающийся от предыдущих, период начался с принятия Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних». Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более четкой разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой - резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин.
Одна из
их них состояла в том, что
к этому времени в стране, в
основном, была ликвидирована
Одновременно был принят
Закон, датированный тем же числом (7
апреля 1935 г.), который резко понизил
возраст уголовной
Очевидная нечеткость
законодательной трактовки
Указом Президиума Верховного Совета КазССР от 10 декабря 1940 г., уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена также за действия, могущие вызвать крушение поезда. Возраст, с которого вменялись все остальные преступления, был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета КазССР от 31 мая 1942 г . - 14 лет. Президиум Верховного Совета КазССР разъяснил также, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в отношении умышленных, так и неосторожных преступлений.
С такой оценкой
этого закона вряд ли можно
согласиться. Усиление
В свою очередь
прокуратура, по возможности,
ограничивала привлечение к
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних