Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:39, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью дипломной работы выступает изучение преступности несовершеннолетних в Казахстане в советский и постсоветский период, изучение личности несовершеннолетнего преступника в Казахстане, изучение основных причин и условии преступности несовершеннолетних в Казахстане и разработка системы мер предупреждения преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан а также особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4-7
1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………....8-27
1.1Отношение общества, государства к подрастающему поколению……………………………………………………………………..8-11
1.2 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними…………………………………………….................11-21
1.3 История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве……………………………………………………………..21-27
2. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РК.................28-56
2.1 Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………….…28-44
2.2 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………………….44-53
2.3 Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания……………………………………………………………………..53-56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..57-60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...61-64
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..65-72

Файлы: 1 файл

Диплом 06.12.2012 Microsoft Word.docx

— 195.45 Кб (Скачать файл)

К 10 - 12 годам у подростка  на основе восприятия формируются суждения по принципу, что такое хорошо и  что такое плохо. Они перенимаются от родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.

К 14 - 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и  что для него или окружающих плохо. Убеждение складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого  было в его жизни, их тех или  иных конфликтных или разрешившихся  ситуаций.

Лишь к 18 - 20 годам на основе суждений и убеждений возникает  мировоззрение. Система взглядов, воззрений  на природу, общество в значительной степени предопределяют жизненный  путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается  модификации. Во всяком случае, на это  нужно гораздо больше усилий, чем  на изменение убеждений, тем более - суждений.

Возрастные особенности и уровень сознания в их единстве и взаимной связи являются предпосылками того, чтобы развивающаяся личность по мере своего формирования могла выступать в качестве субъекта тех или иных общественных отношений, носителем определенной формы социальной ответственности, вытекающей из характера этих отношений. Иными словами, на том или ином этапе своего развития и формирования личности человек несет (или может нести) ответственность в определенной степени, в той или иной форме, в зависимости от уровня сознания, его структурных элементов.[6]

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в  школе (учреждении начального профессионального  образования) и на производстве. С  другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает  особая сфера - улица, двор, уличные  группы с отрицательной направленностью - его досуг.

Среди несовершеннолетних преступников, преобладают лица мужского пола. Это  объясняется, прежде всего, различием  социальных связей со средой, в которой  развивается личность, условий нравственного  форм; личности, разницей в характере  и соотношении типичных конфликтных  ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, с исторически  сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью  и другими обще-характерными свойствами мужчин.

Согласно статистике в  общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки - около 9%. В последние годы наблюдается  расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки  и девушки. Это не случайно, как  не случайно и то, что увеличилось  число подростков женского пола, которые  занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.[7]

Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту  жительства, показывает, что доля городских  жителей среди них составляет 75%, а сельской местности - 25 %. Указанные  различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе.

В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь  образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно  судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя  в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования  несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые - во вспомогательных школах.

Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде  не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста  числа неработающих и не учащихся участников преступлений.

Проблема трудовой занятости  подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении не утешителен. В связи  с этим доля неработающих и не учащихся подростков в структуре преступности несовершеннолетних будет возрастать.

Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает возраст, с которого наступает уголовная  ответственность. Так, согласно статье 15 УК РК, уголовной ответственности  подлежит лицо, достигшее ко времени  совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, а также более раннее привлечение к уголовной ответственности  за совершение тяжких преступлений. В статье 15, ч. 2, УК РК содержится перечень статей Уголовного кодекса РК, за которые лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство (статья 96), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (статья 104, часть вторая), изнасилование (статья 120), насильственные действия сексуального характера (статья 121), похищение человека (статья 125),  кражу (статья 175), грабеж (статья 178), разбой (статья 179), вымогательство (статья 181), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах (статья 185, части вторая, третья, четвертая), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (статья 187, части вторая, третья), терроризм (статья 233), захват заложника (статья 234), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 255), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, части вторая, третья), вандализм (статья 258), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 260), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (статья 275, часть вторая), умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 299).

В Уголовном кодексе РК за привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности  и в случае их осуждения выделен  отдельный раздел, который регулирует их правовое положение при проведении правоохранительными органами уголовного преследования.

Еще одним из ключевых моментов является нравственная атмосфера в  семье. Нравственная обстановка в решающей степени определяется характером взаимоотношений  между членами семьи, прежде всего  отношениями между взрослыми ее членами и подрастающим поколением. Хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает что это окружение просто враждебно ему. Такая тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могут обратиться за помощью к лицам с асоциальной направленностью, которые, оказав подчас сомнительного характера помощь, становятся значимыми в жизни ребенка и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение. Но, пожалуй, крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможность нормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейной среде является прямая агрессивность родителей по отношению к нему. Между тем это явление в последние годы стало особенно распространенным.

Таким образом, лишенные в  морально неблагополучной семье  эмоционального комфорта подростки  попадают под влияние улицы. Здесь-то они и получают то, чего не получили ни в школе, ни в семье: удовлетворение потребностей в общении и самоутверждении, зачастую перенимая антиобщественные установки. Одну из основных ролей в  воспитании и формировании личности наряду с семьей играет школа, функции  которой заключаются не только в  том, чтобы дать полный багаж знаний, но и в создании у ребенка морально-нравственных устоев. На самом же деле вся воспитательная работа сводится к занесению в  дневник замечаний относительно поведения. Сейчас в большинстве  учебных заведений практически  не ведется работа по воспитанию учащихся, а она особенно нужна тем, кто  нуждается в индивидуальном подходе.[8]

     В целях  предупреждения правонарушений  и преступлений, безнадзорности  и беспризорности среди несовершеннолетних  на постоянной основе прокуратурой  Алматинского района проводятся оперативно-профилактические мероприятия.

     За истекший период совместно с сотрудниками ювенальной полиции  Алматинского РУВД и представителями педагогических коллективов школ района, члены Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Акимате района, врачи-наркологи были проведены - 12 рейдов, по результатам которых в ювенальную группу на профилактический учет были взяты 40 подростков, из них 3 группы антиобщественной направленности, в состав которых вошли 7несовершеннолетних.[9]

В компетенцию ювенальной группы ОВД входит:

1)   выявление, ведение  учетов и проведение  индивидуальной  профилактической  работы  в отношении  несовершеннолетних,  а также  их родителей или законных  представителей, не исполняющих  своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних  и (или) отрицательно влияющих  на их поведение;

2) выявление лиц, вовлекающих  несовершеннолетних в совершение  правонарушений антиобщественных  действий либо совершающих в  отношении детей другие противоправные деяния, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, педагогов, воспитателей, других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, и принимают меры по привлечению их к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан;

3) рассмотрение в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях и преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием, и выносят представления о принятии мер по устранению причин и условий, им способствующих, обеспечивают контроль за их исполнением;

4) оказывать содействие  в направлении детей, оставшихся  без попечения родителей, в  государственные учреждения или  в оформлении опеки или попечительства над несовершеннолетним;

5) участвовать  в подготовке  материалов в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом   содержания;

6) оказывать содействие  уголовно-исполнительным инспекциям  органов юстиции в обеспечении  контроля за образом жизни и поведением несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового воздействия, не связанным с изоляцией от общества;

7)совместно с уголовно-исполнительными инспекциями Министерства

юстиции готовят материалы  в отношении осужденных женщин, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей  и (или) отрицательно влияющих на их поведение;

8) информировать  заинтересованные  органы и учреждения о 

безнадзорности, беспризорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, причинах и условиях, им способствующих;

9) оказывать  содействие  органам образования в правовом  воспитании несовершеннолетних, их  родителей и других законных  представителей;

10) задерживать  и содержат в установленном законом порядке в  центры адаптации несовершеннолетних лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и совершивших правонарушения, если необходима их немедленная изоляция, а также направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения;

11) доставлять и содержать  в Центрах адаптации несовершеннолетних безнадзорных детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, с дальнейшей передачей органам опеки и попечительства[10].

 

    Далее в результате  проведенных рейдов также выявлены и взяты на учет 21 неблагополучных семей, в которых воспитываются 29 детей. 54 несовершеннолетних были помещены в центры адаптации несовершеннолетних ДВД г. Астаны за безнадзорность и беспризорность.  Особую тревогу вызывают факты потребления несовершеннолетними спиртных напитков, табачных изделий, наркотических, психотропных и токсических веществ.

   По итогам 9 месяцев  2012 года на учете в группе  ювенальной полиции Алматинского  РУВД состоят 2 несовершеннолетних с признанным диагнозом "алкоголизм" -Журавлев Иван Вячеславович , 1996 г.р. прож. по адресу г.Астана  ул.Махтумкули д 3,кв. 45 является учащимся СШ № 11 и Жусупов Серик Ахметович 1997 г.р. прож. г. Астана ул. Литейная д.5 кв.227.   С данными несовершеннолетними проводится индивидуальная работа, ежемесячно они осматриваются врачом наркологом.

За истекший период сотрудниками ювенальной полиции на стационарное лечение в лечебное учреждения были помещены 3 несовершеннолетних, как  правило, это дети из неблагополучных  семей.

 Несмотря на совместную  проводимую работу, имеются факты  ухода из дома: Так, 15.07.12г. несовершеннолетний  Советхан Айдос 1997г.р., учащийся школы гимназии № 162,проживающий по адресу: г.Аcтана мкр.Самал  ул. Дунентаева, 32 ушел на занятия и не вернулся.

17.07.12г. заведено розыскное  дело № 12711103100856 несовершеннолетнего  Советхан А.,1997г.р. Советхан А.,1997г.р. пояснил, что на кануне поссорился с дядей, обиделся и ушел из дому.

10.08.12г. ушел в неизвестном  направлении несовершеннолетний  Богинский Вячеслав Павлович,1997 г.р. учащиеся СШ № 85, проживающий по адресу: г.Астана пр.Абылай хана д. 23 кв.17.

Заведено розыскное дело № 12711103101301 в отношении Богинского В.П. 
12.08.12г. было установлено, что несовершеннолетний Богинский В.П.,1997г.р. со слов сестры Усимбековой Александры Александровны, 1977г.р., проживающей по адресу: г. Степногорск стало известно, что несовершеннолетний находится в городе Степногорске  (сестра матери Богинского В.П.). Несовершеннолетний Богинский В.П., пояснил, что уехал в г. Степногорск  к сестре матери, т.к. он узнал, что мать Богинская М.А., узнала о не посещаемости его в школе на занятия, испугавшись, что мама будет ругать выехал в г. Степногорск. 12.08.12г. мать Богинского М.А. выехала в г. Степногорск за своим сыном и привезла его домой. 
    В настоящее время розыскные дела в отношении несовершеннолетних Богинского В.П. 1997г.р. и Советхан А., 1997г.р. прекращены в связи установлением местонахождения последних. С родителями несовершеннолетних проведена профилактическая беседа о не допущении подобных фактов.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних