Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:39, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью дипломной работы выступает изучение преступности несовершеннолетних в Казахстане в советский и постсоветский период, изучение личности несовершеннолетнего преступника в Казахстане, изучение основных причин и условии преступности несовершеннолетних в Казахстане и разработка системы мер предупреждения преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан а также особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4-7
1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………....8-27
1.1Отношение общества, государства к подрастающему поколению……………………………………………………………………..8-11
1.2 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними…………………………………………….................11-21
1.3 История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве……………………………………………………………..21-27
2. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РК.................28-56
2.1 Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………….…28-44
2.2 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………………….44-53
2.3 Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания……………………………………………………………………..53-56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..57-60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...61-64
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..65-72

Файлы: 1 файл

Диплом 06.12.2012 Microsoft Word.docx

— 195.45 Кб (Скачать файл)

     Направленность  государственной политики на целостность  воспитания

учащегося как гражданина Республики Казахстан и обеспечение его

конституционных прав нашли  отражение в  Концепции этнокультурного

образования в  РК, Концепции правового обучения учащейся молодежи в

Республике Казахстан, Концепции государственной молодежной политики в

области образования РК, Концепции по нравственно-половому воспитанию в

РК, Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан, Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики

Казахстан Государственной программе патриотического воспитания граждан

РК  и др.  

     Анализ нормативно-правовой  базы показал широкое использование

понятий  «свободное развитие личности», «права человека», «интересы

личности»  и других. Данные формулировки предполагают  демократизацию, прежде всего, на первичном уровне   образовательных организаций. Как приоритетные ценности выделяются индивидуальное саморазвитие, успешная самореализация и самоопределение.

     Новая парадигма  образования носит деятельностный  характер, которая 

направлена на формирование стремления к самостоятельному непрерывному

образованию и развитие творческих способностей.  На ее основе строится система воспитания детей и молодежи, охватывающая различные уровни образования: дошкольное, общее среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное.

Осуществляется научно-методическое обеспечение воспитательного процесса:  разработаны и внедряются программы  воспитания, как на уровне республики – Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан на 2006-2011 годы, так и  на региональном уровне, в организациях образования; создаются авторские  программы; разрабатываются критерии оценки эффективности воспитательного  процесса и уровня воспитанности  личности[2].

     Ведется работа  по кадровому обеспечению воспитательного  процесса. Введены штатные единицы  заместителей директоров по  воспитательной  работе, классных руководителей,  педагогов-организаторов, старших  вожатых, социальных педагогов,  педагогов - психологов, освобожденных  классных воспитателей, педагогов  дополнительного образования, методистов. В ряде организаций образования  Республики Казахстан созданы  и  успешно функционируют воспитательные  системы, ориентированные на потребности  учащихся, педагогов и родителей,  учитывающие конкретные социально-педагогические  условия,  что позволяет расширить  диапазон возможностей воспитательного  воздействия на личность.  Но  в деле воспитания в регионах  Республики  существует  еще   много нерешенных проблем, в  первую группу которых входят:

  • Неотработанность четких идеологических ориентиров, позволяющих обозначить цель и приоритетные направления воспитания.
  • Потеря национальных ценностных ориентиров. Попытки педагогов сформировать ответственное отношение к общечеловеческим и общегосударственным ценностям не всегда эффективны.
  • Подмена жизненных ценностей узко-прагматическими взглядами, приводящими к отрицанию истинных патриотических чувств.
  • Социальное расслоение общества, резкая поляризация общества по доходам; демонстрация частью населения благосостояния, основанного не на трудовой деятельности, порождает чувство ущербности, неверия в социальную справедливость, не способствует формированию законопослушности.
  • Размывание культурного слоя нации. Эта общая проблема человечества обостряется в нашей стране ситуацией нестабильности, неопределенности и необходимостью для части населения направлять основные силы на элементарное выживание. Это ведет к потере традиций, культурных истоков нации, маргинализация значительной части обучающихся.
  • Ослаблена  воспитательная роль социального института семьи.
  • Недооценка  человеческой жизни как важнейшей ценности, игнорирование здорового образа жизни.
  • Негативное влияние средств массовой информации на формирование личности[3].

        Вторую группу  составляют проблемы воспитания, порожденные    внутренними  причинами системы образования:                                   1)Недостаточное научно-методическое  обеспечение новой парадигмы  воспитания. Даже в случае четкого обозначения в концептуальном ключе направлений развития процесса воспитания существует проблема в содержании и организации этого процесса на местах.                 2)Недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями.   3)Низкая эффективность воспитывающего потенциала детских общественных организаций.                                                                          4)Отсутствие принципиального единства в подходах к организации деятельности детских и молодежных общественных организаций.             5)Утрата системы трудового воспитания и профессиональной ориентации. 6)Недостаточное количество кружков и спортивных секций в школах и внешкольных организациях.

   Первым концептуальным документом, регламентирующим воспитательную  работу в организациях образования  независимого Казахстана, стала  «Концепция воспитания детей  дошкольного и школьного возрастов», принятая в 1995 году. В ней нашли  отражение цели, задачи, принципы, содержание  и формы воспитательной работы, было уделено должное внимание  воспитательному потенциалу семьи  и воспитательной системе школы.  На сегодняшний день можно  констатировать, что данный документ  выполнил свою миссию. В связи с вышеизложенным, представляется крайне необходимой выработка новой Концепции воспитания обучающихся в системе непрерывного образования, в которой найдут отражение соответствующие сегодняшней ситуации, подходы к воспитанию[3].  

     Так целью  «Концепции воспитания  в системе  непрерывного образования Республики  Казахстан утвержденной приказом  Министра образования  и науки  от 16 ноября 2009 года № 521» является: усиление внимания к проблемам  воспитания подрастающего поколения,  согласование действий всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи в Республике Казахстан.

       Задачами  данной концепции являются:

  • содействие пониманию обществом социальной значимости и перспективности воспитания подрастающего поколения;
  • концентрация интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на реализации задач воспитания;
  • создание открытого информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного социального пространства для формирования у несовершеннолетних потребности быть самостоятельной    личностью, принимающей ответственные решения и умеющей взять на себя ведущую роль в организации деятельности и регулировании взаимоотношений в различных социальных  группах;
  • создание организационных условий повышения социальной компетентности и ответственности подрастающего поколения за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие;
  • создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения  несовершеннолетних к окружающему миру, обществу, природе;

создание условий для  профессионального становления  и самореализации личности, формирование потребности к самообразованию  на протяжении всей жизни. Исходя из выше обозначенных проблем, следует рассматривать  воспитание подрастающего поколения  как одну из главных стратегических задач развития современного казахстанского общества, составляющую основу безопасности страны. 

     Таким образом, при разработке УК РК 1997 г., были учтены современные социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности, как социально-позитивной, так и негативной, в частности, в преступной групповой деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые пополняют ряды преступников.

 

1.2 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними.

 

Подростковый возраст  – трудный период психического развития, труден он в первую очередь для  самого подростка. Действительно, в  возрасте 10-16 лет организм ребенка  претерпевает качественные изменения. В этот период происходит перестройка  всей физиологической системы организма. Этому периоду жизни подростка свойственно неравномерное развитие различных органов, тканей, это вызывает усиленное сердцебиение, повышение давления, головные боли, быструю утомляемость и другие осложнения, снижающие внимание, а главное самоконтроль, скорость и адекватность реагирования на педагогические воздействия. Такие перемены в организме подростка как раз и становятся причиной раздражительности и неуравновешенности или проявляются в виде депрессивного состояния, вялости, апатичности.

     Причина многих  преступлений среди школьников  – вовлечение их в преступную  деятельность. Деятельность взрослых  организаторов и подстрекателей  крайне негативно отражается  на формировании личности подрастающего  поколения. Именно они обучают  подростков наиболее простым  и легким способам совершения  преступлений, препятствуют их исправлению  и перевоспитанию. Часто, вместе  со взрослыми подростки совершают такие тяжкие преступления, которые они самостоятельно совершить не могут[4].

В качестве еще одного основополагающего  фактора совершения преступлений несовершеннолетними  выступает воспитание, существенные дефекты которого обусловливают  в большинстве случаев искаженное формирование личности и последующий  переход несовершеннолетних на преступный путь. Именно в семье детям прививаются  правила поведения. Весь дальнейший процесс становления личности основывается на нравственных устоях, заложенных в  характере человека семьей. Практически  все специалисты (социологи, психологи, педагоги, криминологи), посвящающие  свои работы темам детства, подрастающего  поколения, так или иначе, касаются проблем семьи как социального  института семейного воспитания. И это не случайно: здесь все  истоки абсолютного большинства  качеств и свойств личности, будущих  ее достоинств и пороков. Еще А.Б.Сахаров и Г.М.Миньковский в свое время предлагали все существенные отклонения от нормы в сфере семейного воспитания разделить на 3 группы:

1) материально-бытовые условия  семьи;

2) состав семьи и структура;

3) нравственная и воспитательно-педагогическая позиция.

Итак, если говорить о материально  бытовых условиях жизни семьи, то это один из важнейших факторов социализации подростка. «Бедность семьи сужает число жизненных шансов для детей, и вероятность «наследования» детьми бедности родителей очень высока». Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формирование у подростков психологии изгоев общества, а она в свою очередь предопределяет негативное отношение к труду  и учебе, неуважение к закону и  базовым ценностям общества, и  как следствие преступного поведения. Хочется подчеркнуть, конечно, недопустимо  представлять, что материальное неблагополучие автоматически и неизбежно приведет к вышеуказанным результатам.

     Если говорить  о составе и структуре семьи,  то совершенно понятно, что  сам по себе факт воспитания  ребенка в неполной семье не  может и не должен рассматриваться  как фатально неизбежное криминогенное  обстоятельство. Однако, многократно доказано, что в массе своей неполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей структуре оказываются «территорией криминогенного риска». На отсутствие в семье одного из ее членов: отца или матери – как обстоятельство, откладывающее серьезный отпечаток в сознании и характере подростка, имеющих важное  значение для воспитания нравственно полноценной личности, - указывал А.Б.Сахаров еще в 1961г. в своей монографии[5].

С криминологической точки  зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо  в семье формируются социально  значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно  присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие  родственники.

Кроме того, неблагополучная  семья оказывает негативное влияние  не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно  к данной семье.

Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые  серьезно сказываются на их поведении.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних