Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной тайны

1.1 Понятие государственной  тайны

1.3 Органы защиты государственной  тайны

1.4 Оформление допуска  к государственной тайне

Глава 2. Положение государственной  тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции

2.1 Государственная тайна  как функция государства по  отношению к обществу и личности

2.2 Понятие государственной  тайны по законодательству государств-участников  СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите

2.3 Защита государственной  тайны в Российской Федерации  на современном этапе ее развития

Заключение

Список использованных источников информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Каждый наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения этой информации. В эпоху торжества демократических ценностей, развития демократических правовых институтов, признания важности и необходимости соблюдения сформировавшихся международных стандартов прав человека, такое право не могло не быть закрепленным и в основополагающем акте российского законодательства - Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в декабре 1993 года

Информация, ценность обладания  которой в условиях бурного и непрерывного развития процессов информатизации, пронизывающих все возможные сферы человеческой жизнедеятельности, так же непрерывно возрастает, становится предметом не только быта, повседневной жизни. Сведения, составляющие её, вполне могут стать и предметом гражданского оборота, как то купля - продажа, повлиять на принятие тех или иных решений (часто в виде слухов). Иными словами ее содержанием могут стать как обыденные вещи, так и важные стороны нашей жизни.

В первую очередь здесь  может идти речь о жизненно важных интересах, (такой термин можно встретить в некоторых правовых актах) общества, личности и государства. Безопасность, определяемая официально как состояние защищенности этих интересов, во избежание нанесения им ущерба в результате распространения. Особую актуальность в этом случае приобретают возможные способы воздействия на общественные отношения, регламентирования их, объединяемые обычно под понятие государственная тайна. Суверенитет России, необходимость обеспечения ее обороны и безопасности, диктует необходимость ограничения такого права. Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную тайну, должно быть сопряжено с выполнением требования о ее сохранности и распространении среди ограниченного круга лиц, что во многом основано на доверии к ним.

Опосредуя эти отношения, с помощью специально создаваемого законодательства, государство в  лице его чиновников стремится обеспечить баланс интересов общества, государства и отдельного гражданина (человека) на профессиональной основе, т.е. с учетом в первую очередь мнения специалистов, общественности.

Актуальность контрольной  работы выражается в малоизученности  данной проблематики сторонними авторами в сфере политологии, социологии и иных дисциплин. Данная проблема рассматривалась, прежде всего, в сфере нормативно-правового регулирования, не затрагивая ее общественно-личностный подтекст. Поэтому, одной из причин все большей актуализации данной проблемы является возможность ее рассмотрения с другой точки зрения.

Еще одной причиной высокой  актуальности является необходимость  модернизации нормативно-правового  регулирования данного вопроса  для повышения эффективности  защиты информации, составляющей государственную  тайну, в виду возможности нанесения непоправимого ущерба Российской Федерации в случаи ее разглашения.

Цель работы - рассмотреть  понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру  ее защиты.

Задачи работы:

)изучить понятие государственной  тайны;

2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;

)определить органы  защиты государственной тайны;

)проанализировать способ  оформления допуска к государственной  тайне;

)рассмотреть государственную  тайну как функцию государства  по отношению к обществу и личности;

)изучить понятие государственной  тайны по законодательству государств-участников  СНГ и закреплении полномочий  органов национальной безопасности  по ее защите;

)проанализировать защиту  государственной тайны в Российской  Федерации на современном этапе ее развития.

Объект работы - государственная  тайна.

Предмет исследования - понятие, история становления, органы защиты, оформление допуска, функция и защита государственной тайны.

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной тайны

 

1.1 Понятие  государственной тайны

 

Отнесение информации к  государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным  Законом "О государственной тайне": "Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области  его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ" [4, cт.2].

В ст.5 ФЗ "О государственной  тайне" изложены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые подразделяются на четыре основные группы [4]:

) сведения в военной  области:

) сведения в области  экономики, науки и техники:

) сведения в области  внешней политики и экономики:

) сведения в области  разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Основным критерием отнесения  сведений к государственной тайне  является необходимость обеспечения  обороны безопасности государства  и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Данный Перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального Закона "О государственной тайне" установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" [4].

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным  степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ [7].

Данные Правила являются обязательными  для исполнения органами государственной  власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при  разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень должен определять степень  секретности конкретных сведений, а  его структура - учитывать ведомственную  или отраслевую специфику.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими  документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей [7].

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей [7].

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение  сведений, составляющих государственную  тайну, к той или иной степени  секретности зависит от того, в  насколько широкой сфере может  быть причинен ущерб безопасности государства [7].

 

1.2 История  становления организации защиты  государственной тайны

 

Почин в деле защиты государственной  тайны и уголовно-карательные  меры за преступления связанные с  разглашением, передачей или утерей важных государственных документов и секретов, шпионство (шпионаж) и  прочие действия наносящие вред государству, принадлежит Германии, примеру которой последовали Австро-Венгрия, Франция, Италия и Россия. Германское Уложение 1871 года предусматривало, под угрозой каторжной тюрьмы (каторги), сообщение иностранному правительству или разглашение планов укреплений или документов, актов и сведений, сохранность которых было необходимо соблюдать в тайне от враждебных государств. Арестом или денежным штрафом наказывался тот, кто, без особого разрешения снимал планы или рисунки укреплений или отдельных крепостных сооружений.

К преступным действиям  относились также:

-сбор сведений о  распоряжениях или предметах,  касающихся военной силы или  обороны страны, с намерением  сообщить их иностранному правительству;

-разглашение в печати  сведений о положении, движении, силах и операциях армии и т.п., если было издано запрещение о разглашении такого рода или если виновный мог предвидеть, что это может причинить вред интересам государства [13, 45].

Свод законов Российской империи (изд.1832 и 1842 г.) запрещал должностным  лицам разглашать государственные тайны, под страхом смертной казни или каторги. Уложение о наказаниях 1885 года предусматривало:

а)открытие российским подданным  какой-либо государственной тайны  иностранным подданным, даже не враждебных к России государств, а также сообщение им планов российских крепостей и других укрепленных сооружений, гаваней, портов, арсеналов или опубликование этих планов без разрешения правительства наказывалось по ст.256 - поселение в отдаленнейших местах Сибири;

б)открытие чиновником государственной тайны иностранным правительствам, с намерением - тоже наказание или без намерения - по неосторожности наказывалось по ст.425 - увольнение со службы и тюремное заключение в крепость [13, 55].

Уложение предусматривает  наказание за шпионаж и неосторожное открытие должностным лицом тайны, касающейся безопасности России. Шпионаж делился на шпионаж и приготовление к шпионажу. Виновным в шпионаже (ст.256) мог быть признан как русский подданный, служащий или не служащий, так и иностранный подданный. Объектом посягательства являлись планы, рисунки, документы и все сведения, касающиеся безопасности России, переданные, разглашенные или опубликованные умышленно или по неосторожности. Наказание оставалось прежним, но если виновный нарушал свои служебные обязанности или объявленное ему запрещение (подписку), то он подвергался наказанию - каторга до 8 лет. Приготовления к шпионажу определены как:

)самовольная съемка  или составление рисунка или  описание российского укрепления  или местности его окружающей  и т.д.;

2)добывание планов, рисунков, документов или их копий хранящихся в тайне, с целью сообщения их не враждебной державе;

)снятие копий с  планов, рисунков или документов  и собирание сведений или изложение  их письменно, с целью передачи  их не враждебной державе;

)проникновение обманным путем в российские укрепления или военные порты и т.д. [13? 57]

За эти преступления закон предусматривает следующие  наказания: за первое и второе - тюремное заключение; за третье из упомянутых преступлений, а также если они совершены  с целью передачи не вражеской иностранной державе - исправительными наказаниями (ст.31 или 33 Уложения); за четвертое наказанием по ст.33 Уложения.

В случае, когда должностное  лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов законом было предусмотрено (ст.425 Уложения) - тюремное заключение в крепости.20 апреля 1892 года начал действовать закон, который давал полномочия министру юстиции, по соглашению с военным министром или управляющим морским министерством, лиц гражданских ведомств (за преступления указанные в ст.256 Уложения) судить военным судом.

До социалистической революции серьезных изменений  в деле организации защиты государственной  тайны не происходило, да и не до этого было. Слишком много проблем  политических - внутригосударственных.

Молодой Советской республике пришлось разработать и создать  эффективную систему защиты государственной  тайны, которая, в модифицированном состоянии, продолжает существовать и  в наши дни. Ее основные принципы и  структура были сформированы в 20 - 30 годы. Затем, только редактировались и дополнялись руководящие документы и менялись названия органов защиты информации.

Информация о работе Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции