Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:00, лекция
Конституция 1933 г. (п. «о» ст. 71), определяя компетенцию, уточнила название законодательства в области исполнения уголовных наказаний. Оно стало именоваться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено, прежде всего, сменой политики в данной сфере государственной деятельности, а также расширением предмета уголовно-исполнительного права. В силу ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) к нему можно отнести регулирование общественных отношений, связанных с:
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права
1. Цели
и задачи уголовно-
Конституция 1933 г. (п. «о» ст. 71), определяя компетенцию, уточнила название законодательства в области исполнения уголовных наказаний. Оно стало именоваться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено, прежде всего, сменой политики в данной сфере государственной деятельности, а также расширением предмета уголовно-исполнительного права. В силу ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) к нему можно отнести регулирование общественных отношений, связанных с:
а) исполнением всех видов наказаний, а не только с применением мер исправительно-трудового воздействия (трудом, воспитательной работой, обучением и т.д.), т. е. исправление осужденных на основе общественно-полезного труда не исключается. Эта мера остается в системе способов воспитательного воздействия, но не является превалирующей, как было раньше;
б) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;
в) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
г) порядком участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
д) процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобожденным лицам.
Цели уголовно-исполнительного законодательства — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Исправление осужденных есть генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (естественно, кроме смертной казни). Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее осуществление является непосредственней задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.
Цель предупреждения преступлений достигается работой по двум направлениям. Первое -недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими наказания. Второе — предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц.
Поставленные перед уголовно-
2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
УИК РФ является в настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний. Другие законы и подзаконные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения. Это коренным образом отличает новый УИК РФ от ранее действовавшего ИТК РСФСР, который регулировал лишь отдельные наказания, в связи с чем наряду с ним действовали другие нормативные акты, регламентирующие отбывание иных видов наказаний.
В уголовно-исполнительное законодательство помимо УИК РФ могут входить и другие федеральные законы. К примеру: Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с послед, изм. и доп.); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с послед, изм. и доп.); Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с послед, изм. и доп.) и др.
Отдельные положения иных федеральных законов содержат указания на особенности реализации излагаемых в них предписаний относительно осужденных, но эти законы не могут быть включены в уголовно-исполнительное законодательство.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации устанавливает (ч. 2 ст. 2 УИК РФ) общие положения и принципы исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ). К иным мерам уголовно-правового характера относятся: принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывании наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Уголовно-исполнительное законодательство также регламентирует:
3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты
Согласно ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Тем самым закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. УИК РФ воспроизвел здесь норму Конституции РФ {ч. 4 ст. 15). К тому же наличие данной нормы в уголовно-исполнительном законодательстве нашей страны являлось одним из условий принятия России в Совет Европы.
Международные
стандарты обращения с осужденн
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (на уровне имеющих юридическую силу конвенций, пактов, договоров) и Конституцией РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Россия как правопреемница СССР в Декларации о государственном суверенитете и в Конституции РФ заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права. В 1994 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ подтвердила намерения совершенствовать российское законодательство в духе Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания1.
Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения, с осужденными2 реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Многие международные документы носят рекомендательный характер. В некоторых из них содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач национальной системы уголовного правосудия. Поэтому неосновательны попытки определенных сил понудить Россию следовать в точности всем международным нормам в сфере обращения с осужденными, признавая все подобные нормы для нее обязательными.
1Данная Конвенция ООН вступила в силу на территории СССР 26 июня 1987 г.
2См., например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утвержденные ООН 30 августа 1955г. Одобрены Экономическим и Социальным Советом 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. //Сов. юстиция, 1992 №2.
4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний
Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определяемой законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предмету его ведения. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ, нормативные постановления палат Федерального собрания РФ, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и др.
Многолетняя нормотворческая практика выработала понятие «законодательство» в узком и широком смысле. В узком смысле оно подразумевает лишь собственно законы, всю их совокупность в целом или в конкретной отрасли. В широком смысле законодательство воспринимается как совокупность законов, так и подзаконных нормативных актов, включая сюда и постановления Правительства РФ, и акты нормативного характера, издаваемые различными федеральными министерствами и службами.
В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство состоит из УИК РФ и других федеральных законов. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного междисциплинарного характера (помимо названных выше (см. вопрос 2), к ним также относятся: Федеральный закон от 21 июля 1997т. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с послед, изм. и доп.).
Статья 4 УИК
РФ к источникам уголовно-исполнительного
права относит также основанные на законе нормативные
правовые акты высших органов исполнительной
власти (подзаконные акты). Так, Правительство
РФ принимает необходимые нормативные
правовые акты по реализации УИК РФ и конкретные
нормативные акты уголовно-исполнительного
характера, например, действуют следующие
постановления Правительства РФ: от 4 июня
1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о
дисциплинарной воинской части»1,
от 2 августа 1997г. № 974 «Об утверждении
норм создания материально-технической
базы для организации воспитательной
работы с осужденными в исправительных
учреждениях»2 и др.
Среди названных источников важную роль играют нормативные правовые акты ведомственного и межведомственного характера: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции РФ и Генеральной I прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др., на пример: приказ Министерства юстиции РФ от 12 мая 2000 г. № 148 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации3; приказ Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000 г. № 83 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях»4 и др.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Оно осуществляет контроль за тем, чтобы данными актами не были нарушены или ущемлены права граждан, закрепленные в Конституции РФ и иных законах РФ. Не прошедший такой регистрации нормативный правовой акт не может применяться.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международных договоров (ч. 4 ст.15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Декларации прав человека и гражданина 1991г., ч. 2 ст. 3 УИК).
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст. 15 Конституции РФ).
Основным кодифицированным источником, непосредственно регулирующим Уголовно-исполнительную деятельность, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК).
Исходя из того, что УИК является кодифицированным источником уголовно-исполнительного права и социально, предназначен для регулирования деятельности по исполнению уголовного наказания, все иные нормы, которые также направлены на регулирование указанной деятельности, но содержащиеся в других законах, должны соответствовать не только конституции РФ, но и УИК..
1 Собрание законодательства СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2697.
2Там же. 1997. № 32. Ст. 3787.
3Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 24.
4Российская газета. 2000. 13 сентября.
6. Действие уголовно-исполнительн
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта РФ не предусматривается, в том числе и для тех, на территории которых, к примеру, исповедуется ислам и культивируются законы Шариата.