Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:00, лекция
Конституция 1933 г. (п. «о» ст. 71), определяя компетенцию, уточнила название законодательства в области исполнения уголовных наказаний. Оно стало именоваться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено, прежде всего, сменой политики в данной сфере государственной деятельности, а также расширением предмета уголовно-исполнительного права. В силу ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) к нему можно отнести регулирование общественных отношений, связанных с:
Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Лекция 3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
1. Учреждения и органы, исполняющие наказания
Наказание как мера государственного принуждения, назначаемая приговором суда, применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Достижение этих целей возлагается на государственные учреждения, и органы, исполняющие наказания.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых дан в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы:
Первая — те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
- уголовно-исполнительные центры (учреждения в структуре органов Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества);
- исправительные центры (эти
структуры предусмотрены для исполнения
основного наказания в
виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ);
- арестные дома (место отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания);
- исправительные учреждения (предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы);
- дисциплинарные воинские части;
- гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт.
Все названные виды органов, исполняющих наказания, руководствуются в своей деятельности, помимо УИК РФ, соответствующими положениями об этих органах, утвержденных Правительством РФ.
Вторая — учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:
— суд;
— администрация организаций, где работает осужденный;
— должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган (ч. З ст. 16УИК РФ).
Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ч. 2 ст. 16 УИК РФ).
Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией (ч. 5 ст. 16 УК РФ).
Наказания в
виде ограничения свободы
В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест — командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе — командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее — командование воинских частей).
Условно осужденные
находятся под контролем
2. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления
Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Принцип соблюдения законности является самым важным в работе государственных служащих. Его реализация в деятельности выше указанных органов и учреждений означает точное соблюдение законов и иных нормативных правовых актов при исполнении приговоров в отношении осужденных. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, уполномоченных в области исполнения наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент РФ; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как правило, контроль направлен на комплексное выяснение подлинного состояния уголовно-исполнительной системы и ее элементов, что позволяет определить дальнейшие пути совершенствования ее деятельности. Обычно формы и содержание контроля подчинены здесь эффективному достижению целей наказания, укреплению порядка и оптимизации условий его исполнения и отбывания, обеспечению должного правового положения осужденных, улучшению организации их труда и быта, созданию необходимых предпосылок для эффективной работы персонала исправительных учреждений, защите прав и законных интересов работников уголовно-исполнительной системы.
Органы местного самоуправления обладают рядом властных полномочий в решении экономических, социальных, хозяйственных, коммунальных, экологических и многих других вопросов местного значения. Осуществляя функции борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на своей территории, органы местного самоуправления активно участвуют в деятельности правоохранительных органов и учреждений, в том числе тех, которые исполняют наказания. Одновременно они вправе проверять соблюдение законов в их работе, в том числе и администрацией исправительных учреждений, а также осужденными, отбывающими наказание.
Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, является одной из самостоятельных отраслей прокурорского надзора (гл. 3 закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.)
3. Судебный контроль
Судебный контроль — одна из наиболее действенных форм поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Его юридическими основами являются нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения (ч. 1 ст. 20 УИК РФ).
Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от наказания, его замены более мягким, отсрочки отбывания наказания или изменения осужденному вида исправительного учрёждения, суд; учитывая указанные в законе признаки и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного учреждения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд не вправе отклонить жалобы или иные заявления осужденных под предлогом неподсудности категории дел с участием лиц, отбывающих наказание так как это противоречит правовому положению осужденных согласно закону.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни (ч. 3 ст. 20 УИК РФ).
Уведомление направляется за подписью начальника того учреждения или органа, на которое возложено исполнение наказания.. Такие уведомления необходимы судам для контролирования реального исполнения выносимых ими приговоров.
При обнаружении нарушений закона, недостатков в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, суд в предусмотренных законом процессуальных формах ставит об этом в известность не только учреждения и органы, исполняющие наказания, но и управляющие ими организации, в необходимых случаях — прокуратуру, для принятия надлежащих мер.
Возрастает роль прокурора по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни.
Так, при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании, с участием прокурора администрацией исправительного учреждения создается соответствующий акт (ч. 3 ст.181 УИК).
Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК).
4. Ведомственный контроль
За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ) (например, Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях1).
Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений, учреждениями и органами, исполняющими наказания, осуществляются Министерством юстиции РФ, Федеральной службой исполнения наказания и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
Цель ведомственного контроля — изучение реального положения дел в исправительных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказания, проверка соблюдения, законности в их деятельности, уяснение эффективности и результативности работы с осужденными. Формы ведомственного контроля могут быть разными. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их служб и частей; проверка фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям.
Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления 'Законности в государственной деятельности по исполнению наказаний.
При ведомственном контроле оцениваются организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреждений с государственными органами и общественностью.