Понятие уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:00, лекция

Описание работы

Конституция 1933 г. (п. «о» ст. 71), определяя компетенцию, уточнила название законодательства в области исполнения уголовных наказаний. Оно стало именоваться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено, прежде всего, сменой политики в данной сфере государственной деятельности, а также расширением предмета уголовно-исполнительного права. В силу ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) к нему можно отнести регулирование общественных отношений, связанных с:

Файлы: 1 файл

Лекция Понятие уголовно-исполнительного права.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

1Утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000г. №8311 //Российская газета. 2000. 15сентября

5. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

В контроле за соблюдением  законности в деятельности органов  и учреждений, исполняющих наказания, особенно важное значение имеет прокурорский надзор.

Прокурорский  надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с послед, изм. и доп.).  

Предметом прокурорского  надзора является законность нахождения осужденных лиц в 
местах отбывания наказания, назначаемых судом, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условия их 
содержания, охраны, организации труда, порядка проводимой с ними воспитательной работы, их общеобразовательного и профессионального обучения.

В процессе надзора за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений и при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных, прокурор имеет право и обязан в пределах своей компетенции посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администраций органов и учреждений, уполномоченных в области исполнения наказаний, непосредственно знакомиться с документами, являющимися основанием отбывания наказания осужденными, производить опросы осужденных. Прокурор вправе:

  •   требовать от администрации исправительного учреждения создания условий, обеспечивающих права осужденных; от должностных лиц этих учреждений — объяснения;
  •   вносить представления;
  •   возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях;

— отклонять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением от штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера и т. д.

 

Лекция 4. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

1. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные  работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Общая продолжительность обязательных работ устанавливается судом в пределах от 60 до 240 часов и отбываются эти работы не свыше 4 часов в день (ч. 1,2 ст. 49 УК РФ). Конкретное количество часов, подлежащих отработке осужденным, устанавливается приговором суда. Согласно ст. 27 УИК РФ время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного—4 часа. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 час. При наличии уважительных причин — с разрешения уголовно-исполнительной комиссии возможно и меньшее количество часов.

На  время отбывания обязательных работ  осужденный должен прекратить дополнительную работу и работу по совместительству, если их выполнение противоречит требованиям судебного приговора и графику выполнения обязательных работ. Но по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организаций по месту отбывания наказания осужденному может быть установлен такой график выполнения обязательных работ, который сохраняет возможность его дополнительной работы или работы по совместительству.

Осужденный  к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

При наличии ряда уважительных причин, уголовно-исполнительная инспекция может отсрочить начало привлечения осужденного к обязательным работам. Такими причинами могут быть: временная нетрудоспособность осужденного, в том числе связанная с подтвержденной медицинским обследованием беременностью осужденной; временный выезд осужденного с места постоянного жительства по уважительным причинам (привлечение на военные сборы, возникновение исключительно, значимых личных обстоятельств); временная необеспеченность работой в организации, куда направляется осужденный.

Основанием  для издания администрацией организации  приказа о приеме осужденного  на временную работу служит справка — направление уголовно-исполнительной инспекции. Заявления самого осужденного не требуется.

Заверенная  копия приказа (выписка из него) немедленно направляется в уголовно-исполнительную инспекцию, которая затем уведомляет суд, постановивший приговор, о приведении его в исполнение. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы (ч. 3 ст. 25 УИК РФ).

Формой учета проработанного осужденным времени является табель, который ведется представителем администрации, осуществляющим непосредственное руководство осужденными к обязательным работам.

Обязательные  работы — новый вид уголовного наказания. В связи с отсутствием необходимых условий для их исполнения (кадровое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций, финансирование выполнения работ) введение их в действие отнесено к 2001 г. ( Федеральный закон от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»).

2. Условия  исполнения и отбывания наказания  в виде обязательных работ

Осужденные  к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. Администрация обязана ознакомить осужденных под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, где выполняются обязательные работы, а также с правилами техники безопасности и производственной санитарии. Для выполнения обязательных работ осужденные должны быть обеспечены необходимым инвентарем и спецодеждой.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. Также не приостанавливают выполнения обязательных работ (применительно к осужденным) наступление каникул у учащихся (студентов) учебных заведений дневной формы обучения.

При переезде осужденного  в другой район, город его учетные документы передаются в уголовно-исполнительную инспекцию по новому месту жительства. Если в связи с переездом осужденный лишается возможности отбывать обязательные работы в ранее установленном месте, то по представлению инспекции по новому месту жительства администрация организации увольняет осужденного, и ему выдается новое направление.

Если  привлеченный к обязательным работам заявляет о своей болезни, то он направляется уголовно-исполнительной инспекцией на врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК) для определения его трудоспособности.

В случае признания  осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной — представление об отсрочке ей отбывания наказания.

Согласно  закону обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе (ч. 4 ст. 26 УИК РФ).

Достижение  пенсионного возраста осужденным не дает оснований для его освобождения от отбывания наказания.

3. Ответственность осужденных к обязательным работам

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 29 УИК РФ).

Предупреждение осужденному выносится в письменной форме и подшивается в его  личное дело.

В отношении  осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ,   уголовно-исполнительная   инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания.

Вопрос о  замене обязательных работ другим наказанием решается судьей суда, постановившего приговор, а если приговор исполняется вне района деятельности суда, постановившего приговор, — то судьей одноименного суда. При отсутствии в районе исполнения одноименного суда — судьей вышестоящего суда. В последних двух случаях копия постановления судьи о замене обязательных работ другим наказанием направляется суду (судье), постановившему приговор. УК РФ определяет правила зачета времени, которое осужденный отбывал обязательные работы, в срок ограничения его свободы или ареста: один день ограничения свободы или ареста — за восемь часов обязательных работ. Арест возможен только в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста.

Обязательные  работы не назначаются лицам, признанными инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного срока по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).

Порядок и условия исполнения этого вида наказания  предусмотрены гл.  4 УИК (ст.25-30).

Данный вид  наказания является новым для  нашего уголовного и уголовно-исполнительного  законодательства.

4.   Порядок исполнения наказания в виде штрафа

Штраф—денежное  взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Штраф может назначаться в качестве, как основного, так и дополнительно-i о наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от 2 тыс. 500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет. Штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления, в случаях, специально предусмотренных УK РФ. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 3 лет (ч. 3 ст. 46 УК РФ; ч. 2 ст. 31 УИК РФ). Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу (ч. 1 ст. 31 УИК РФ).

После оглашения приговора к штрафу суд разъяснит осужденному его обязанность уплатить сумму штрафа в банковское учреждение, где находится депозитный счет суда. Осужденный предупреждается о возможности принудительного взыскания штрафа. УИК РФ ввел понятие «злостное уклонение от уплаты штрафа» (ст. 32). Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа   признается   осужденный,   не   уплативший штраф или часть штрафа в сроки, установленные УИК РФ.

В отношении Осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве:

  • основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, направляет в суд! представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ;
  • дополнительного наказания, судебный пристав исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Также злостно  уклоняющийся от отбывания наказания  в виде штрафа осуждённый, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан до 48 час. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 4 ст. 32 УИК РФ).

Исполнение штрафа считается оконченным, когда указанная в приговоре суда сумма будет уплачена банковское учреждение на депозитный счет суда, исполнительный лист с отметкой судебного пристава об исполнении приговора в части взыскания штрафа поступит в суд, постановивший приговор.

5. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах   местного   самоуправления   либо   заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве, как основного, так и дополнительного вида наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ч. 1 ст. 33 УИК РФ).

Информация о работе Понятие уголовно-исполнительного права