Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:07, дипломная работа
Целью исследования являются определение понятия, сущности и системы принципов уголовного права и механизма их реализации в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Достижение названной цели обусловило постановку и решение следующих основных задач:
систематизировать научные и законодательные подходы к проблеме принципов уголовного права, их количественным и качественным характеристикам;
дать определение понятия принципов права на основе их правовой природы;
рассмотреть существующие классификации принципов права;
проанализировать реализацию принципов систему принципов уголовного права в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и система принципов в уголовном праве 7
1.1. Понятие и сущность принципов уголовного права 7
1.2. Принципы уголовного права: история научной разработки 14
Глава 2. Реализация принципов уголовного права в законодательстве РФ 21
2.1. Принцип законности 21
2.2. Принцип равенства граждан перед законом 25
2.3. Принцип вины 32
2.4. Принцип справедливости 43
2.5. Принцип гуманизма 48
Заключение 57
Глоссарий 59
Список использованных источников 61
Принцип справедливости уголовного закона реализуется при:
Справедлив только тот закон, который отвечает требованию социальной обоснованности криминализации и пенализации преступлений. Не отвечающий этим требованиям закон обречен на бездействие, как не отражающий правосознание общества и не защищающий его интересов. Социально обоснован закон, который эффективен, т.е. выполняет охранительные и предупредительные задачи, а также достигает целей наказания – восстановление социальной справедливости, исправление виновного в преступлении лица и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Неэффективен такой закон, который вследствие его конструктивных недостатков не применяется или редко применяется к реально существующей преступности.
Справедливым является закон, криминологически обоснованный, т.е. нацеленный на сокращение преступности исходя из ее уровня, динамики, структуры и прогноза. Несправедливо и пробельное уголовное законодательство, т.е. не криминализовавшее действительно общественно опасные деяния. Чаше всего, такая пробельность касается преступлений небольшой тяжести, которые располагаются на границе преступлений и непреступных правонарушений, что создает определенные трудности в их разграничении. Пробельность может создаваться и вследствие запоздалых законодательных решений о противостоянии новым формам преступности.
При криминализации деяний законодатель должен учитывать то, насколько оправданно с точки зрения нравственных, этических представлений субъектов уголовной ответственной и о справедливости и несправедливости установление уголовной ответственности за совершение тех или иных общественно опасных деяний. Законодатель при установлении уголовной ответственности также должен учитывать требование процессуальной осуществимости уголовно-правового преследования. В частности, любой признак состава преступления должен быть сформулирован в законе так, чтобы факт его существования, как правило, мог быть обнаружен и доказан без провоцирования продолжения дальнейшей преступной деятельности виновным, без обвинительных показаний членов семьи и других близких родственников виновного. Своеобразные гарантии реализации этого правила, будучи провозглашенными в Конституции РФ (ст. 50, 51), предусмотрены, например, в ст. 304 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа, в примечании к ст. 316 УК РФ: «Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее обещанное укрывательство преступления, совершившего его супругом или близким родственником».
Признавая деяние преступлением, законодатель должен также установить соразмерные этому преступлению вид и объем уголовно-правовых последствий, могущих наступить в случае его совершения, т.е. определить справедливую санкцию. Справедливой может быть признана такая санкция, которая: а) соответствует тяжести описанного в диспозиции нормы преступного поведения; б) согласуется с санкциями, предусмотренными за совершение других преступлении; в) дает суду возможность индивидуализировать ответственность и наказание с учетом всех возможных вариантов совершения преступления в реальной действительности.
Другой аспект принципа справедливости - справедливость уголовной ответственности. Справедливость уголовной ответственности слагается из четырех компонентов.
Эти положения нашли свое воплощение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 11.01.2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», где в п. 1 указано судам обратить внимание на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Справедливость уголовного наказания воплощается, прежде всего, в нормах и целях, системе и видах наказания.
Кроме того, она реализуется при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее, а также при назначении наказания и освобождения от него.
Система видов наказании, структура санкций за конкретные преступления, система назначения и освобождения от наказания, уголовной ответственности следуют двум направлениям уголовной политики: либерализации ответственности за нетяжкие преступления, совершенные впервые, и ужесточения ее за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за криминальный рецидивизм.. Либерализация ответственности выразилась в декриминализации более восьмидесяти составов преступлений, во введении новых «несуровых» видов наказания, например, обязательных работ, ареста, в существенном увеличении объема штрафа в санкциях статей УК РФ. Более того, расширена система видов освобождения от уголовной ответственности и наказания —появились два новых вида освобождения от уголовной ответственности: освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление (ст. 75 УК РФ), и в связи с примирением его с потерпевшим (ст. 76 УК РФ).
Другое направление уголовной политики – ужесточение ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления нашло воплощение в повышении максимального срока лишения свободы с 15 лет до 20 лет. При совокупности приговоров, когда виновный совершает преступление, отбывая наказание, максимум слагаемых сроков лишения свободы повышен с 15 до 30 лет.
Принцип справедливости, помимо всего прочего, обосновал новации в нормах о судимости. Ранее, до вступления в силу УК РФ 1996 г., судимые лица, даже с погашенной судимостью, серьезно ограничивались в своих правах – жилищных, семейных, в праве на труд и на передвижение. Новый Кодекс четко зафиксировал, что судимость учитывается только при признании рецидива и при назначении наказания. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Содержание ч. 2 ст. 6 УК РФ, которая по существу воспроизводит норму ст. 50 Конституции РФ, запрещающей повторное осуждение за одно и то же преступление, в настоящее время имеет огромное значение. Данное положение в равной мере могло бы быть отнесено и к принципу законности. Ни с точки зрения принципа законности, ни с точки зрения принципа справедливости, аккумулирующего в себе все иные принципы уголовного права, повторное осуждение не должно быть. Для того, чтобы исключить повторное осуждение российского гражданина и постоянно проживающего в РФ лица без гражданства за преступление, совершенное ими вне пределов РФ, Уголовный кодекс РФ 1996 г. допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности лишь в случае, если в отношении этих лиц но данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ст. 12 УК РФ). Таким образом, положение ст. 6 УК РФ получает конкретизацию в ст. 12 УК РФ. «Между тем, - пишет В.В. Мальцев, - уголовно-правовое определение указанного правила справедливости по содержанию не должно противоречить его конституционному и международно-правовому пониманию, предполагающему недопустимость именно повторного (вторичного) осуждения лица за одно и то же преступление» [30, с. 47].
В заключение следует отмстить, что справедливость как предварительное условие реализации остальных ценностей в рамках механизма уголовно-правового регулирования, как критерии соразмерности преступления и ответственности за него имеет тесную связь с другими принципами уголовного права. Как утверждает В.В. Мальцев, «справедливость, равенство граждан перед законом, гуманизм как наиболее глубокие, насыщенные в социальном плане, выходящие за границу юридической сферы и поэтому основополагающие для уголовного законодательства принципы находят свое выражение в принципе законности (в свою очередь наполняя его социальным содержанием), конкретизируются применительно к уголовному праву в принципах личной и виновной ответственности, неотвратимости ответственности… юридическая оболочка последних формируется также при определяющем воздействии принципа законности». [32, с. 118] По нашему мнению, справедливость, с одной стороны, как принцип нормативного регулирования оказывает определенное корректирующее влияние на другие принципы: не позволяет превращаться, например, законности в формализм, гуманизму – во всепрощение и безответственность и т. д. С другой – каждый принцип российского уголовного права в известной мере служит критерием справедливости, выражает ее отдельные стороны и направляет законодательную и правоприменительную практику на их социальную обусловленную реализацию.
Несмотря на равнозначность и равновеликость принципов уголовного права, можно говорить об особом значении принципа гуманизма, закрепленного в ст. 7 УК РФ 1996 г. Доказательством этого является тот факт, что все принципы уголовного права характеризуются единой направленностью на проблему человека, на достижение общего результата – охраны прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 2 УК РФ), однако каждому из принципов отводится особое назначение.
Гуманизм представляет собой нравственный идеал, в соответствии с которым, человек, его свобода, достоинство становятся целью прогресса общества, а стремление к благу человека, защита его интересов, прав и свобод становятся главной задачей для государства. Тем самым государство превращается в главный инструмент проведения в реальную жизнь идеи человеколюбия, гуманизм становится для государства ориентиром при принятии наиболее важных решений в каждой области деятельности и функционирования.
Правовым основанием закрепления в уголовном праве принципа гуманизма являются требования Всеобщей декларации прав человека. Международного Пакта о гражданских и политических правах и Конституции Российской Федерации. Статья 21 Конституции Российской Федерации гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию или другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Включение законодателем гуманизма в систему принципов уголовного права РФ является показателем глубины преобразований, происходящих в современной России, которые направлены на благо человека. Тем самым человек становится центром законодательства, а степень гарантированности и защиты его прав характеризует Российскую Федерацию как гуманистическое государство, реализует общественную потребность в человеколюбии. Механизм реализации этих установок в уголовном законодательстве весьма специфичен, так как каждое отраслевое законодательство в соответствии со своим предметом вносит свои коррективы в содержание принципа гуманизма и гарантированность на практике, а «в уголовном законе и практике его применения, высоконравственные представления о человеке подвергаются самым крупным испытаниям, именно здесь постоянно присутствует угроза возврата к возмездию, принципу талиона, кровной мести, показательным квалифицированным казням, идее уничтожения преступника, именно через уголовное право, как правило, организуются массовые преследования людей под предлогом достижения политических целей». В связи с чем возникает острая необходимость законодательного урегулирования, основанного на принципе гуманизма, вопросов реализации уголовно-правовых мер в отношении лица, совершившего преступление.
Вполне обосновано построение ст. 7 УК РФ 1996 г., в которой при регламентации принципа гуманизма в первую очередь выдвигается требование обеспечения безопасности человека.
Из законодательного определения гуманизма вытекает два аспекта рассмотрения этого принципа.
Одним он обращен к потенциальным потерпевшим. Другим – к лицу, совершившему преступление. Первый из них заключается в подчинении иерархии интересов, охраняемых нормами уголовного права, гуманистическим ценностям, в наиболее полном отражении в этих нормах приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), в обеспечении безопасности человека от преступных посягательств. Второй связан с гуманным отношением к виновным при реализации норм, предусматривающих ответственность за совершенные им преступные деяния, и выражается в обеспечении прав человека, совершившего преступление.
Согласно ч.1 ст. 7 УК РФ: «1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека». Анализ данной законодательной формулировки показывает следующее:
1. Ныне действующее
уголовное законодательство
2. Принятие УК РФ 1996 г. новых законов, предусматривающих уголовную ответственность и в соответствии со ст. 1 УК РФ подлежащих включению в УК РФ, продиктовано, в первую очередь, стремлением достичь поставленной задачи. Именно через призму человеколюбия происходит законотворческие процесс в Российской Федерации.