Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.

Содержание работы

1. Характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. 6
1.1 Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 6
1.2. Наркотические средства как элемент криминалистической характеристики. 11
1.3. Причинный комплекс, обусловливающий преступность в сфере незаконного оборота наркотиков. 23
1.4. Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. 29
2.2. Проблемы расследования рассматриваемой категории преступлений. 54
2.3.Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств…………………………………………..64
2.4 Проблемы применения оперативно-розыскной информации в производстве расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. 72
Заключение 82
Список используемой литературы 85

Файлы: 1 файл

курсовая наркота - окончательное 2.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение

Незаконный оборот наркотических  средств и психотропных веществ  в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.

Важнейшим этапом регулирования  правоотношений, связанных с охраной  здоровья граждан, государственной  и общественной безопасности, стало  принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах". Закон вступил в действие 16 апреля 1998 г. Таким образом, правовую базу регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенных в соответствующий Перечень) пополнил Федеральный закон.

Указанный Федеральный  закон установил правила оборота  наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, определил, что все наркотические средства и психотропные вещества должны быть определены в соответствующие Списки, которые утверждаются Правительством РФ.

30 июня 1998 года Правительством  РФ было принято Постановление  "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" от 30 июня 1998 г. N 681 (ред. от 04.09.2012), которое сыграло очень важную роль в усилении контроля за оборотом наркотиков.

Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только тем обстоятельством, что при этом причиняется серьезный вред здоровью человека, изменяется его социальный статус (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при разовом традиционном лечении только 3-5 человек окончательно избавляются от наркозависимости), но и рядом сопутствующих факторов. Наркотикозависимые люди - питательная среда для преступности. Так, на черном рынке Москвы при разовой дозе около 0,1 гр.: 1 гр. героина стоит 150 долл., 1 гр. кокаина - 200 долл.; при дозе около 0,5 гр.: 1 гр. опия - 30-50 руб.; при дозе около 0,2 гр.: 1 г р. гашиша - 40-80 руб.; при дозе около 1 гр.: 50 гр. марихуаны - 200-400 руб.; при дозе 1-2 табл.: 1 таблетка экстази - 30 долл. Нетрудно подсчитать, сколько денег нужно наркоману, чтобы ежедневно покупать 2-3 необходимые для него дозы. Поскольку такие деньги есть далеко не у каждого, остается единственный путь их приобретения - криминальный. Кроме того, торговля наркотиками приносит огромную прибыль для контролирующей эту сферу организованной преступности. Достаточно сказать, что в Таджикистане 1 гр. героина стоит около 10 долл., а в Москве - уже в 15 раз больше. После "отмывания" наркоденьги вливаются в легальный бизнес.

Серьезной проблемой  современной России является немедицинское употребление наркотических средств (далее - НС) и их незаконный оборот. Темпы наркотизации общества приобрели глобальные масштабы, создали угрозу целостности российского генофонда и безопасности государства. По экспертным оценкам более двух третей лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества, имеют возраст до 30 лет. Из года в год набирает темпы подростковая и школьная наркомания. Будучи известными человечеству с давних времен, наркотики и прочие одурманивающие вещества существовали как элементы быта или различных субкультур. С первой четверти прошлого века наркотики применялись, в основном, как средства обезболивания. Позднее они завоевали популярность в немедицинской сфере, пугая общественность примерами тяжелого пристрастия, которое возникает у их поклонников.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время в условиях активного распространения наркомании и роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, огромное значение имеет правильное применение уголовно-правовых норм действующего законодательства, предусматривающих ответственность за совершение этих преступлений.

Цель курсовой работы - дать уголовно-правовую характеристику преступлениям, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228, ст. 228.1, ст. 228.2 Уголовного кодекса РФ,

2) проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Теоретическую основу исследования составляют положения  Конституции РФ, уголовного и уголовно–процессуального законодательства, федеральных законов “О наркотических средствах и психотропных веществах”, “Об оперативно–розыскной деятельности”, “О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации”, межведомственные и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, научные труды  по проблемам криминалистики, уголовного и уголовно–процессуального права, оперативно–розыскной деятельности, судебной экспертизе, научной организации труда, следственная, оперативная, экспертная и судебная практика. 

 

1. Характеристика  преступлений, связанных с незаконным  оборотом наркотических средств.

1.1 Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Система многостороннего  контроля за оборотом наркотических  средств охватывает целый ряд  согласованных действий. Правовыми  рамками этой системы являются три  международные конвенции в области  наркотиков, к которым присоединилось большинство государств, в том числе и Российская Федерация. Это Единая Конвенция о наркотических средствах 1961г., Конвенция о психотропных веществах 1971г. и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г., определившие правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту.1

В Российской Федерации  действует достаточно скоординированный  круг нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков. В настоящее время из основных нормативных правовых актов в рассматриваемой области можно выделить порядка 20 законодательных и 30 подзаконных актов.

Согласно п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации производство наркотических средств и порядок их использования относятся к ведению Российской Федерации Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года: [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст.445.

Федеральный закон "О  наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что в  целях осуществления государственной  политики в сфере оборота наркотиков и в области противодействия  их незаконному обороту Президент или Правительство Российской Федерации уполномочивают специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 2. - Ст. 219. Применительно к системе федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. N 314, специально образованным федеральным органом является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН).

В качестве иных федеральных органов, осуществляющих противодействие, выступают государственные заказчики Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы", а именно: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и другие.2

Каждый из этих органов  обладает собственной правосубъектностью и в разной мере наделен правами  и обязанностями в сфере оборота  наркотических средств и в  области противодействия их незаконному  обороту. Особое место в этой системе наряду с ФСКН занимает МВД. Органы внутренних дел, несмотря на существование ФСКН, в настоящий момент являются основным субъектом предупреждения незаконного оборота наркотиков.

Основная их деятельность заключается в расследовании  преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Одним из основных элементов криминалистической методики расследования преступлений является его криминалистическая характеристика.

Итак, рассмотрим криминалистическую характеристику преступлений, связанных  с незаконным оборотом наркотиков.

Источниками незаконного  приобретения и изготовления наркотиков чаще всего являются:

- хищения наркотических средств с перерабатывающих предприятий, из аптек, больниц, а также других учреждений. Хищения совершают как должностные лица и другие сотрудники этих предприятий с помощью различных махинаций, так и посторонние лица;

- получение наркотиков в аптеках и лечебных учреждениях по поддельным или незаконно выписанным рецептам;

- незаконный посев и культивирование наркосодержащих растений с последующим изготовлением наркотических средств. Изготовление наркотических средств из лекарственных, синтетических и психотропных веществ в подпольных, а также легальных лабораториях;

- доставка наркотиков контрабандой;

Наиболее опасный и  довольно распространенный канал приобретения наркотиков - предварительное создание неучтенных излишков в соответствующих учреждениях или на предприятиях с целью последующего хищения. Способы создания излишков наркотических средств или лекарственных препаратов, из которых изготавливают наркотики, различны. Например, в лечебных учреждениях излишки наркотиков создают путем: завышения количества наркосодержащих лекарств в рецептурных требованиях и неполного их расходования по книге учета; выдачи больным в меньших дозах или с меньшей частотой, чем это предусмотрено предписаниями врачей; списанием по книге учета наркотических средств на больных; замены ампул с наркотическими средствами, прописанными пациентам, на ампулы с другими препаратами.3

В аптеках способами  создания излишков являются: недовложение компонентов наркотического действия в лекарства, которые изготавливаются в аптеках; замена одних компонентов другими; искусственное завышение количества наркотических средств, пришедших в негодность в результате транспортировки либо длительного хранения с последующим составлением фиктивных документов на их уничтожение и т.п.

На предприятиях химико-фармацевтической промышленности, аптечных базах и  складах излишки создают за счет обвешивания работников производственных циклов при отпуске сырья или полуфабрикатов со склада готовых изделий для аптечного склада, базы; списания наркотических средств в лаборатории предприятия на не проводившиеся повторные анализы или в завышенных количествах против фактического использования.

Типичные места сбыта наркотиков: рестораны, кафе, казино, рынки, парки отдыха, гостиницы, притоны и т.п. Часто сбытчики действуют группой, где роли заранее распределены: один предлагает наркотики, другой издали ведет наблюдение, чтобы предупредить об опасности, у третьего хранятся наркотические средства.

Основные способы потребления  наркотических средств: курение; глотание; подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции.

Определить наркомана  можно по его внешнему виду и некоторым  поведенческим реакциям, проявляющимся после приема наркотика. Особенно характерным и неподдающимся маскировке бывает поведение наркомана в период наркотического голодания. Обращают на себя внимание, в частности, потливость, дрожание рук.

Следы наркотиков остаются на различных предметах, к которым относятся: предметы, используемые при изготовлении наркотиков (весы, мясорубки, кофемолки, ножи и др.); различные предметы упаковки (полиэтиленовые и бумажные материалы, мешки, сумки, чемоданы, флаконы, ампулы и др.); предметы, используемые при употреблении наркотических средств (иглы, шприцы, ватные тампоны).

При хищении наркотических  средств возникают расхождения  в документации о приходе и  расходе этих средств, а также  в количестве отпущенных доз и  принятых ампул из-под наркотиков, следы подделок в рецептах и различных документах. Могут быть излишки, недостачи, несоответствие ампул стандарту и другие следы.

 

1.2. Наркотические средства как элемент криминалистической характеристики.

Для криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений, прежде всего, определяющее значение имеет определение наркотических средств. В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" содержатся следующие определения:

наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;4

Информация о работе Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств