Режим как основа обеспечения безопасности и правопорядка в исправительной колонии особого режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Сказанное также обуславливает повышенный интерес к детальной разработке и исследованию режима как основы обеспечения безопасности и правопорядка в исправительных колониях особого режима, предназначенных для отбывания наказания в том числе и обозначенной категории осужденных.
Итак, целью настоящей дипломной работы является исследование различных аспектов режима в исправительных колониях особого режима.
Для достижения данной цели представляется необходимым проанализовать сущность и требования режима в исправительных учреждениях всех видов, охарактеризовать колонии особого режима, а также привести особенности режима как средства обеспечения безопасности и правопорядка в данных колониях.

Файлы: 1 файл

диплом режим (2).doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Законодательное определение режима является принципиальным. По этому поводу Н.А. Стручков писал, что «юридическими актами, в которых закрепляются принципиальные положения режима, являются законы, поскольку режим выражает свойственные наказанию правоограничения. Если статус гражданина установлен законом, то и изъятия из этого положения могут быть сделаны тоже законом»14.

Сделанный вывод видится крайне важным в вопросах обеспечения прав осужденных и соблюдения законности при исполнении наказания в виде лишения свободы.

Подзаконными же актами в рассматриваемой сфере могут только развиваться положения закона. Такими подзаконными актами являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205).

Содержание  режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют15:

а) порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;

б) права и  обязанности лиц, отбывающих лишение  свободы;

в) права и  обязанности лиц, общающихся с осужденными  в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);

г) права и  обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания  лишения свободы.

Международные правовые акты, в частности Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, следование которым стало принципиальной позицией Российского государства в организации деятельности мест лишения свободы, не раскрывают понятие режима. Они лишь устанавливают принципиальное положение в этой области (ст. 60), требуя, чтобы режим, принятый в исправительном заведении, стремился «сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе».

В научной литературе различают режим исполнения и  режим отбывания наказания. Режим исполнения наказания - это порядок деятельности администрации по осуществлению охраны осужденных и надзора за ними, проведению обысков, организации и контролю распорядка дня осужденных, их работы, учебы и отдыха, обеспечению условий их содержания (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение продуктов питания и др.). Режим отбывания наказания - это установленный распорядок жизни, труда, учебы и отдыха несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы, а также порядок реализации условий отбывания наказания, в основе режима отбывания наказания лежит система обязательных правил, регулирующих поведение осужденных.

 

1.2 Функции режима в исправительных  учреждениях

 

В ст. 58 Минимальных  стандартных правил обращения с  заключенными 1955 г. установлении, что целью и обоснованием приговора - к тюремному заключению или вообще к лишению свободы - является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование.

Следовательно, содержание режима на период изоляции и продолжительность ее призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправление осужденного. Обозначенными целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира16.

К основным функциям режима следует отнести такие функции как17:

1) карательная;

2) обеспечение эффективного применения мер исправительного воздействия;

3) воспитательная;

4) регулирование уголовно-правовой кары;

5) частное предупреждение;

6) общее предупреждение.

Итак, хотелось бы каждую из обозначенных функций  рассмотреть отдельно. Карательная функция закреплена в ст. 1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Данный вывод подкрепляется существующим в теории уголовно-исполнительного права обоснованным взглядом, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включаются, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.

Карательное воздействие  режима проявляется непосредственно в факте лишения свободы и вытекающих из этого устанавливаемых для осужденных ограничений. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима имеет целью удержать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулированием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы вставшим на путь исправления лицам.

Многообразные и сложные задачи исправления осужденных не могут решаться единственно посредством кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия, лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.

Режим дает для мер исправительного воздействия точки опоры, благодаря которым организация и восприятие мер исправительного воздействия проходят более предметно и облегчают целенаправленность самовоспитания.

Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере  исправительного воздействия.

Меры исправительного воздействия, взаимодействуя с режимом, способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения18.

Далее необходимо сказать несколько слов о воспитательной функции. Согласно ст. 1 УИК РФ главной задачей исправительных учреждений является то, что в процессе исполнения уголовного наказания и реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность.

Воспитательная  функция режима проявляется в его:

- способности служить отправной точкой к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы;

- способствовании формированию у осужденного необходимых не только в исправительном учреждении, но и на свободе полезных навыков, качеств и привычек, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения;

- содействии исправления воспитанию у осужденных правосознания в совокупности с другими основными средствами;

- помощи в преодолении негативных черт личности, проведших ее к совершению тяжкого противоправного деяния, осознании ценности утраченного блага - свободы;

- способствовании воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем.

Одной из существенных и значимых функций является функция регулирования уголовно-правовой кары. Так, в науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. К слову сказать, в ст. 58 УК РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

Следовательно, законодателем проводятся различия при помощи классификации данной меры наказания.

Вместе с  тем уголовным законом определены и критерии, по которым различаются виды лишения свободы - режим лишения свободы. Главным элементом содержания наказания в виде лишения свободы является физическая изоляция осужденных19. Так, не вызывает споров и сомнений факт существенного отличия условий отбывания наказания и степени изоляции, к примеру, в колонии особого режима и колонии-поселении, тюрьме и колонии общего режима. Режим каждого из обозначенных учреждений обладает самостоятельными существенно усиливающими или ослабляющими кару свойствами.

Итак, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы20.

Функция регулирования  уголовно-правовой кары реализуется  путем создания различных условий  содержания в зависимости от характера  и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства.

Частнопредупредительная функция видится в том, что, во-первых, благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.

Реализация  данной функции происходит посредством изоляции осужденных и ведения непрерывного надзора за ними, точного и неуклонного выполнения ими своих обязанностей, цензуры корреспонденции, досмотра посылок, передач, бандеролей, установления покамерного содержания наиболее опасных преступников, применения мер безопасности и взыскания, проведения оперативно-розыскных и иных направленных на профилактику преступлений со стороны осужденных мероприятий, и многих других мер.

Общепредупредительную функцию возможно выделить в том, что степенью тяжести условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяется интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Непосредственное  общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания, и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания.

В этом смысле важное общепредупредительное значение принадлежит реализации обязательной изоляции осужденных, точного и неуклонного выполнения ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие.

Естественно, что  в отношении бывших осужденных применяется, хотя и недостаточно, система мер  социальной реабилитации, контроля и  надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений.

Что же касается предупреждения совершения преступлений со стороны других лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения  степени эффективности практически  отсутствует, научные рекомендации в этом отношении весьма ограниченны. Общественное мнение часто исходит из того, что чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую подобная установка опровергается мировой практикой, тем не менее она и сегодня активно проявляется в сознании большинства людей.

Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности  совершения правонарушений и в конечном счете - на их исправление.

Строгое соблюдение режима в исправительном учреждении видится залогом успеха в достижении целей наказания, в процессе его исполнения. Администрация исполняющих наказание учреждений и органов вправе требовать исполнения осужденными возложенных на них УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актами обязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотренными этими нормами права: требование исполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения (ст. ст. 114 - 115 УИК РФ), пресечение нарушений силой или применением оружия (ст. 86 УИК РФ), использование возможностей оперативно-розыскной деятельности (ст. 84 УИК РФ), пресечение злостных нарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы (ст. 116 УИК РФ), материальная ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 102 УИК РФ), введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ) и др.

Информация о работе Режим как основа обеспечения безопасности и правопорядка в исправительной колонии особого режима