Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

При отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор своим мотивированным постановлением прекращает возбужденное им производство по вновь открывшимся обстоятельствам. Постановление о прекращении производства по вновь открывшимся обстоятельствам доводится до сведения заинтересованных лиц с разъяснением им права обжаловать его вышестоящему прокурору (ч. 2 и 3 ст. 421 УПК).

Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается:

1) в отношении приговоров, определений (постановлений) районных (городских) судов - президиумами областного, Минского городского судов, а в отношении приговоров, определений (постановлений) межгарнизонных военных судов - Белорусским военным судом;

2) в отношении приговоров, определений, постановлений областных, Минского городского судов - судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, а в отношении приговоров, определений, постановлений Белорусского военного суда - военной коллегией Верховного Суда Республики Беларусь;

3) в отношении приговоров, определений, постановлений Верховного  Суда Республики Беларусь - Президиумом  Верховного Суда Республики Беларусь.

Заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается в судебном заседании в соответствии с правилами ст. 411 УПК (ч. 2 и 3 ст. 422 УПК).

Суд, рассмотрев заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам, в соответствии со ст. 423 УПК выносит одно из следующих определений или постановлений:

1) об отмене приговора, определения, постановления суда  и о передаче дела прокурору  для производства нового предварительного расследования или в соответствующий суд на новое судебное разбирательство;

2) об отмене приговора, определения, постановления суда  и о прекращении производства по уголовному делу, когда не требуется новое предварительное расследование или судебное разбирательство для принятия окончательного решения по уголовному делу;

3) об отклонении заключения прокурора.

Предварительное расследование и судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, а также обжалование и опротестование вынесенных новых судебных решений производятся в общем порядке (ст. 424 УПК).

 

 

Лекция 15. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел.

 

План

 

1.Задачи прокуратуры при отправлении  правосудия по гражданским делам.

2.Процессуальные функции прокурора  в гражданском судопроизводстве. Формы участия прокурора в гражданском процессе.

3.Участие прокурора в  суде первой инстанции по гражданским  делам. Участие прокурора в суде  кассационной инстанции.

4.Участие прокурора в  заседании суда надзорной инстанции. Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

1.Задачи прокуратуры при отправлении  правосудия по гражданским делам.

 

Задачи прокурорского надзора и основные направления в деятельности прокуроров в гражданском судопроизводстве сформулированы в Конституции Республики Беларусь, Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ГПК), Законе о прокуратуре, приказах Генерального прокурора Республики Беларусь и других нормативных правовых актах. В соответствии с требованиями, вытекающими из указанных нормативных правовых актов, Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, с тем чтобы:

- выполнялись требования закона  о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях;

- выносились по каждому делу  законные и обоснованные решения, определения и постановления;

- решения, определения и постановления  суда своевременно, в соответствии с требованиями закона обращались к исполнению.

В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон предоставляет им необходимые для этого полномочия. Надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах осуществляется в следующих формах:

- предъявление иска в интересах физических и юридических лиц, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;

- участие в судебном разбирательстве  дел по первой инстанции;

- принесение протеста на незаконные  и необоснованные судебные постановления и участие при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке;

- осуществление надзора за соблюдением  законов при исполнении судебных  постановлений.

Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

- участвует  в судебном разбирательстве дел  по первой инстанции в кассационном  и надзорном порядке, высказывает мнение по гражданским делам;

- в случаях  и в порядке, установленных законом, приносит частные, кассационные и надзорные протесты на решения, определения и постановления суда (судьи);

- направляет  в суд представления о пересмотре  решений, определений, постановлений  по гражданским делам;

- истребует  из суда любое дело (группу  дел), по которому решение, определение  или постановление вступили в законную силу;

- проверяет  законность исполнения решений, определений и постановлений по гражданским делам.

Предметом надзора являются не только решения, определения и постановления суда, но и все процессуальные действия, выполняемые как до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе его рассмотрения. Прокурор, не имея личного интереса, а исходя лишь из общегосударственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского и гражданского процессуального законов как судом, так и участвующими в деле лицами - сторонами, третьими лицами, свидетелями, экспертами, переводчиками, представителями органов государственного управления, содействующими суду в отправлении правосудия.

 

2.Процессуальные функции  прокурора в гражданском судопроизводстве. Формы участия прокурора в гражданском процессе.

 

 

Прокурор, участвуя в гражданском судопроизводстве и осуществляя надзор за законностью судебных решений, постановлений и определений, наделен достаточно широкими полномочиями. В концентрированной форме они изложены в Законе о прокуратуре, ГПК и приказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 29 ноября 2001 г. № 38 «Об организации надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам»

1. Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

1) участвует  в судебном разбирательстве дел  по первой инстанции в кассационном  и надзорном порядке; высказывает  мнение по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; направляет в суд исковые заявления, высказывает мнение по существу дела в целом по гражданским делам; совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом;

2) опротестовывает  незаконные и необоснованные  решения, определения и постановления суда, постановления судей;

3) проверяет  законность обращения к исполнению  решений, определений и постановлений  суда, опротестовывает незаконные  действия судебного исполнителя;

4)принимает меры в случаях, предусмотренных  законом, к пересмотру решений, определений  и постановлений по гражданским делам;

5)реально влияет на укрепление  законности на всех стадиях  судопроизводства; максимально использует гражданско-правовые средства в борьбе с правонарушениями и их предупреждении;

6)осуществляет защиту  трудовых, жилищных и иных конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, рассматривая это как важное направление прокурорской деятельности;

7)обеспечивает постоянное и  своевременное использование средств  гражданско-правового и прокурорского воздействия в целях защиты имущественных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, юридических лиц государственной формы собственности;

8)применяет гражданско-правовые  средства в борьбе с хищениями, бесхозяйственностью, нерациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, иными нарушениями в сфере экономики, производственным травматизмом, а также с нарушениями природоохранного законодательства;

9)добивается привлечения каждого  виновного в причинении ущерба  к материальной ответственности, принципиально реагирует на факты необоснованного снижения судом размеров взысканий, уклонения должников от уплаты взыскиваемых сумм;

10)активно использует гражданско-правовые  средства для укрепления трудовой  дисциплины, борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией;

11)обеспечивает соответствие содержания исковых заявлений нормам материального и процессуального законодательства.

Прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах, установленных ст. 81 ГПК, – в форме предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и изложения мнения по делу.

Заявление о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурорами областей, города Минска, приравненными к ним прокурорами с согласия Президента республики Беларусь.

Форма и содержание искового заявления прокурора должны соответствовать требованиям, изложенным в ст. 109, 243 ГПК. В заявлении необходимо указать:

- наименование суда, в который  направляется исковое заявление;

- наименование истца, место его  нахождения;

- наименование ответчика, его место  жительства или, если ответчик  является юридическим лицом, место его нахождения;

- обстоятельства, на которых прокурор  основывает свое требование, и  доказательства, подтверждающие изложенные прокурором обстоятельства;

- требования истца;

- цену иска, если он подлежит  оценке;

- перечень приложений.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной пошлине»  прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, в соответствии со ст. 129 ГПК прокурор, обратившийся с заявлением в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, освобождается и от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела. Ему не может быть отказано в принятии искового заявления.

К прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск лишь к лицу, в интересах которого прокурор предъявил иск. Решение суда распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого заявлен иск.

При предъявлении исков прокурору надлежит исходить из требований закона о подведомственности жалоб судебным органам. Если жалоба о  нарушенном праве подведомственна суду, то прокурор вправе предъявить иск. Если нет, то он использует иные средства прокурорского реагирования - протест, представление об устранении нарушений закона и т.д. В соответствии со ст. 37 ГПК судам подведомственны дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных  отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

2) по спорам юридических лиц  в случаях, установленных ГПК  и иными

законодательными актами;

3) возникающие из административно-правовых  отношений;

4) особого производства;

5) приказного производства.

Одним из средств прокурорского надзора за исполнением законов в гражданском судопроизводстве является выступление прокурора в рассматриваемый судом спор. Он может сделать это, когда лицо, интересы которого надлежит защищать, неправомочно само обратиться в суд с исковым заявлением. Это касается, прежде всего, интересов несовершеннолетних, когда требуется решить вопрос о лишении родительских прав или об отмене усыновления и т.д.

Предъявляемый прокурором иск должен быть поддержан им в суде. Однако прокурор «не связан в процессе своей позицией, изложенной в исковом заявлении, и позицией лица, в интересах которого заявлен иск». Прокурор как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, в этих случаях исходит не из интересов лица, а из требований закона.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"