Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Народный комиссариат юстиции по предложению В.И. Ленина подготовил проект Положения о прокурорском надзоре. В мае 1922 г. этот проект был вынесен на третью сессию ВЦИК IX созыва. Оппозиция предлагала создать прокуратуру с двойным подчинением - центральной прокурорской власти и губисполкомам.

В ходе голосования проект Положения о прокурорском надзоре не получил большинства голосов и был передан для доработки в созданную сессией ВЦИК юридическую комиссию, которая высказалась за двойное подчинение прокуроров.

26 мая 1922 г. состоялось  голосование.  28 мая 1922 г. председатель ВЦИК М.И. Калинин и секретарь ВЦИК А.С. Енукидзе подписали постановление о принятии Положения о прокурорском надзоре. Этот день считается днем образования прокуратуры.

В положении о прокурорском надзоре прежде всего нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры:

- централизация и единоначалие  органов прокурорского надзора;

- строгое подчинение  нижестоящих прокуроров вышестоящим;

- независимость органов  прокуратуры от местных влияний;

- опора прокурорских  органов на широкую общественность.

Положение о прокурорском надзоре определило как предмет, так и пределы надзора прокуроров за неуклонным исполнением законов.

На прокуратуру были возложены следующие функции: осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и местных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Существенной особенностью этого периода деятельности прокуратуры являлось включение в нее общего надзора в качестве самостоятельной отрасли.

С образованием СССР наряду с другими общесоюзными государственными органами были учреждены Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР. Заметной вехой в дальнейшем законодательном регулировании организационного построения и деятельности органов прокуратуры являлось постановление ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1933 г. об учреждении прокуратуры СССР.

С принятием Конституции СССР 1936 г. завершилось законодательное оформление правового статуса прокуратуры.

24 мая 1955 г. принимается  Положение о прокурорском надзоре, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР. Этим Положением в своей деятельности руководствовались все органы прокуратуры СССР до 1979 г., когда Верховный Совет СССР с целью усиления прокурорского надзора принял новый Закон «О прокуратуре СССР».

16 ноября 1922 г. ВЦИК  и СНК РСФСР приняли Декрет, в котором было определено, что  никакие органы власти не могут производить аресты прокуроров, их помощников и следователей без предварительного разрешения прокурора республики. Виновные в нарушении этого Декрета подвергались ответственности в уголовном порядке.

По представлению Прокурора РСФСР СНК РСФСР 8 марта 1923 г. принимает специальное постановление, в котором предписывалось соответствующим должностным лицам довести до сведения всех наркоматов, что лица прокурорского надзора по своей должности должны быть пропускаемы во все помещения подведомственных им учреждений, для чего наркоматам надлежит издать соответствующие распоряжения по своим ведомствам.

Сложились объективные предпосылки для централизации прокурорского надзора.

Начиная с 1926 г. органы прокуратуры по существу приобретают монопольное право производства предварительного расследования преступлений. Утвержденное 19 ноября 1926 г. ВЦИК Положение о судопроизводстве РСФСР определило правовой статус следователей органов прокуратуры, подчеркивая их процессуальную самостоятельность при принятии конкретных решений и в то же время поднадзорность органам прокуратуры при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В Положении были сформулированы определенные требования профессионального и морально-этического характера, которым должны отвечать лица, назначаемые на должность народных следователей, старших следователей и следователей по важнейшим делам.

В положении о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденном 24 июля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР, были четко определены предмет и пределы общенадзорной деятельности прокуратуры.

Согласно ст. 58 Положения в области общего надзора за законностью Прокурору Верховного Суда Союза СССР принадлежало:

а) наблюдение за законностью с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений Совета Народных Комиссаров Союза ССР и иных центральных учреждений Союза ССР, кроме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Совета Труда и Обороны, с внесением представлений по поводу усмотренных нарушений в Пленум Верховного Суда Союза ССР, а в отдельных, не терпящих отлагательства случаях - непосредственно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;

б) наблюдение за законностью с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений центральных исполнительных комитетов союзных республик и их президиумов с внесением представлений по поводу усмотренных нарушений в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;

в) наблюдение за законностью действий Объединенного Государственного Политического Управления;

г) наблюдение за законностью действий народных комиссариатов и иных центральных учреждений Союза ССР и организаций общесоюзного значения с правом запрашивать их по поводу допущенных ими незаконных действий и опротестовывать эти действия соответственно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.

Прокурорам было предоставлено право запрашивать народные комиссариаты и  иные центральные ведомства по поводу допущенных или незаконных решений и действий и опротестовывать их в Президиум ЦИК и CHK CCCP.

В соответствии со ст. 59 Положения в области судебного надзора Прокурор Верховного Суда CСCP осуществлял:

- наблюдение за правильным  и единообразным применением  общесоюзного законодательства  в практике судебных учреждений  Союза ССР и союзных республик  с внесением представлений в  Пленум Верховного Суда Союза  ССР о даче руководящих разъяснений и толкований Верховным Судам союзных республик;

- наблюдение за соответствием  постановлений Пленумов Верховных  Судов союзных республик общесоюзному  законодательству с внесением  в Пленум Верховного Суда Союза  ССР представлений об опротестовании этих постановлений в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик;

- надзор за правильным  применением действующего законодательства  в приговорах, решениях и определениях коллегий и специальных судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, а также кассационного присутствия военной коллегии Верховного Суда Союза ССР с внесением протестов в Пленум Верховного Суда Союза ССР;

- надзор за производством дел в военных трибуналах и военной прокуратуре.

До 1933 г. органы прокуратуры структурно входили в состав Верховного Суда СССР. В то же время на Прокурора СССР и возглавляемые им органы возлагалась обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве.

В соответствии с п. 1 постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура Союза CCР. Прокуратура Верховного Суда была упразднена.

Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был ему подотчетен, а также его Президиуму. Помимо этого, Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР.

Согласно п. 2 постановления Прокурор Союза ССР осуществлял:

а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

д) общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Дальнейшим шагом в развитии законодательства о Прокурорском надзоре стало утверждение постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря  Положения о Прокуратуре Союза CCP.

В соответствии с Положением на Прокуратуру Союза ССР возлагались следующие функции:

- надзор за соответствием  постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза ССР, постановлениям и распоряжениям Правительства Союза ССР;

- соблюдение за правильным  и единообразным применением  законов судебными учреждениями;

- возбуждение уголовного  преследования и поддержание  обвинения во всех судебных  инстанциях на территории Союза  ССР;

- надзор на основе  особого положения за законностью  и правильностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых  учреждений;

- общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских Народных комиссариатов юстиции.

В Положении о Прокуратуре Союза ССР были определены отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры.

Положением подробно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

VIII Чрезвычайным съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. была принята Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Впервые в истории конституционного законодательства введено понятие высшего надзора прокуратуры за точным исполнением законов. Согласно ст. 113 Конституции высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возложен на Генерального прокурора СССР. Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР на семь лет (ст. 114 Конституции). Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР сроком на пять лет (ст. 115 Конституции).

Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик, Их назначение утверждалось Прокурором СССР сроком на пять лет. Таким образом, в ст. 117 Конституции был закреплен принцип независимости прокуратуры: органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору CCCP.

 

2. Деятельность органов прокуратуры  в годы Великой Отечественной  войны. Роль органов прокуратуры  в разоблачении главных военных  преступников на Нюрнбергском  процессе (1945-1946 гг.).

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в СССР было объявлено военное положение, работа территориальных и военных прокуратур перестроена на военный лад.

В соответствии с п.2 Указа в местностях переведенных на военное положение, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов – высшему командованию войсковых соединений.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления совершенные в названых местностях, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях. В соответствии со ст. 7 Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение военных трибуналов передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно:

-  дела о государственных  преступлениях;

-  дела о преступлениях, предусмотренных  Законом от 7 августа 1932 г. об охране  общественной (социалистической) собственности;

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"