Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

26 июня 1922 г. третья сессия  ЦИК Белорусской ССР приняла  Положение о прокурорском надзоре  и учредила в составе Народного комиссариата юстиции Государственную прокуратуру.

Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции, который был подотчетен и ответственен перед Президиумом ВЦИК БССР. Первым прокурором, наркомом юстиции БССР стал А.У. Гелнер.

В непосредственном подчинении прокурора республики находился входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры. Положение о прокурорском надзоре БССР было аналогично Положению, принятому в РСФСР. Однако оно отличалось тем, что в Белоруссии не было губернских прокуроров, поскольку не существовало губерний, а также тем, что белорусское Положение не касалось военных и военно-транспортных трибуналов, поскольку они не входили в систему БССР.

7 марта 1924 г. Президиум ЦИК  СССР принял постановление «Об  объединении в составе БССР  всех территорий Советского Союза  с большинством белорусского  населения», в связи с чем возникла  необходимость организации прокуратур  в округах. Прокурор округа был наделен такими же правами, которыми в РСФСР пользовался губернский прокурор. По-прежнему во главе прокуратуры стоял народный комиссар юстиции и при нем  два помощника прокурора. В его непосредственном подчинении находился отдел прокуратуры Наркомюста БССР, при котором состояли прокуроры (прокуроры Наркомюста), исполняющие обязанности по государственному политическому управлению. При Верховном Суде БССР (Высшем Суде) также были прокуроры, которые работали на постоянных сессиях Высшего суда. В округах работали окружные прокуроры.

В 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР. 20 июля 1936 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление, согласно которому прокуратуры союзных республик были выведены из системы НКЮ и полностью подчинены непосредственно СССР.

15 января 1938 г.  первая  сессия Верховного Совета СССР утвердила постановление ЦИК БССР о ликвидации округов и создании в республике пяти областей: Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской. В этих областях были сформированы областные прокуратуры.

В сентябре 1939 г. с БССР воссоединились западные области Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1939 г. на этой территории были образованы дополнительно Барановичская, Белостокская, Брестская, Виленская и Пинская области, в которых к началу  1940 г. были созданы прокуратуры областей и районов.

С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции БССР 1937 г. завершилось законодательное оформление правого статуса прокуратуры.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. идоп.) и Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (с изм. и доп.) (далее - Закон о прокуратуре) являются основными законодательными актами, определяющими принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в Беларуси.

В Конституции и Законе о прокуратуре провозглашено, что прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, и осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Согласно п. 9 ст. 84 Конституции Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, а в соответствии с п. 11 этой же статьи освобождение Генерального прокурора производится также Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики, что обеспечивает Генеральному прокурору независимость от других органов в осуществлении руководства всей системой прокуратуры Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 14 Закона о прокуратуре все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, ему подчинены и подотчетны.

Статья 125 Конституции определила полномочия прокуратуры. На Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в суде.

Назначение Закона о прокуратуре, кроме того, состоит в том, чтобы определить принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры и т.д.

Закон о прокуратуре состоит из пяти разделов, 50 статей.

 

Лекция 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

 

План

 

1.Понятие и система  принципов организации и деятельности  прокуратуры.

2.Принцип единства и централизации органов прокуратуры. Принцип законности. Принцип независимости в деятельности прокуратуры.

3.Принцип взаимодействия  органов прокуратуры с другими  правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка. Гласность в деятельности органов прокуратуры.

 

 

1.Понятие и система принципов  организации и деятельности прокуратуры.

 

Принципы организации и деятельности прокуратуры – это основополагающие положения, определяющие наиболее существенные признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ним требования. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. 125).

Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь вытекают из определения органов прокуратуры, данного в ст. 4 Закона о прокуратуре. Согласно статье органы прокуратуры:

1)составляют единую централизованную  систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь;

2)осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений, в соответствии  с Конституцией и законами Республики Беларусь;

3)принимают меры по пресечению  нарушений закона, от кого бы  то они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законами ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

4)взаимодействуют с другими  правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;

5)действуют гласно и  открыто в той мере, в какой  это не противоречит требованиям  закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

Закрепленные в Законе о прокуратуре принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер.

 

2.Принцип единства и централизации  органов прокуратуры. Принцип законности. Принцип независимости в деятельности  прокуратуры.

 

 

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему.

В пределах своей компетенции каждый прокурор наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их  реализации.

Действие принципа единства проявляется в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.

Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокуроры областей, города Минска и специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

Принцип законности характеризуется тем,  что вся деятельность прокуроров должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора.

Законность как принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих полномочий.

На прокурорский надзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Поэтому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы.

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от органов государственной власти, управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь.

Воздействие на прокуроров и следователей на практике может осуществляться в различных формах: от завуалированных до открытых –  через средства массовой информации (путем инспирированных заказных публикаций) и вплоть до угроз и реальных мер физического воздействия (побоев, анонимных и прямых угроз и др.). Поэтому государство осуществляет специальные меры по защите прокуроров и следователей. Порядок, основания и условия их государственной защиты определяются Законом Республики Беларусь от 12 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Законом о прокуратуре (ст. 44). В органах прокуратуры созданы также инспекция по личному составу, отдел, обеспечивающий средствами личной безопасности.

 

3.Принцип взаимодействия органов  прокуратуры с другими правоохранительными  органами в деле укрепления законности и правопорядка. Гласность в деятельности органов прокуратуры.

 

Принцип взаимодействия и координации закреплен в п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре.

Особенно активным должно быть взаимодействие прокуратуры с Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомами, администрациями), правоохранительными органами, трудовыми коллективами и гражданами.

Основными направлениями координационной деятельности правоохранительных органов являются:

- совместный всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью;

- выполнение республиканских программ  по борьбе с преступностью;

- разработка совместно с другими  государственными органами, а также с научными учреждениями мероприятий и предложений по предупреждению преступлений;

- подготовка и направление информации по вопросам борьбы с преступностью Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию и Правительству Республики Беларусь, а также органам местного самоуправления;

- обобщение по согласованной  программе практики применения  законов по борьбе с преступными проявлениями и подготовка предложений по улучшению правоохранительной деятельности;

- разработка предложений по  совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

- обобщение практики исполнения  международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений;

- изучение практики координации  действий правоохранительных органов, распространение их положительного опыта.

В координации деятельности по борьбе с преступностью участвуют органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Комитета государственной безопасности, налоговые органы, а также иные государственные органы, наделенные функциями дознания или предварительного следствия, а также процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов при их осуществлении.

Координация осуществляется на основе:

- соблюдения законности;

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"