Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

В Республиканской прокуратуре образуется коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре в составе Генерального прокурора (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, других прокурорских работников. В состав членов коллегии входят руководители ведущих управлений и отделов. Персональный состав коллегии Республиканской прокуратуры и Положение о коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 17 апреля 2001 г. «Об организационной структуре Республиканской прокуратуры» утверждена следующая организационная структура Республиканской прокуратуры:

- секретариат Генерального  прокурора Республики Беларусь;

- группа советников  Генерального прокурора Республики  Беларусь;

-  Управление по борьбе  с коррупцией в государственных  органах;

- Управление по надзору  за исполнением законодательства  о защите государственного строя  и общественной безопасности;

- отдел собственной  безопасности;

- пресс-центр.

Организационно-контрольное управление:

- организационно-инспекторский  отдел;

- информационно-аналитический  отдел;

- отдел организации  работы с обращениями граждан.

Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов:

- отдел по надзору  за исполнением законов в сфере  экономики;

- отдел по надзору  за соблюдением прав и свобод  граждан;

- отдел по надзору  за исполнением законов в банковской  сфере;

- отдел по надзору  за исполнением законов в военно-промышленном

комплексе;

- отдел правового обеспечения.

Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры:

- отдел по надзору  за расследованием уголовных  дел в органах прокуратуры;

- отдел по надзору  за расследованием особо важных  уголовных дел в Республиканской прокуратуре;

- криминалистический отдел;

- дежурная часть;

- отдел по надзору  за исполнением законов о государственной  безопасности;

- отдел по надзору  за исполнением законов в войсках  и на транспорте; . отдел по  расследованию особо важных дел.

Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией:

- отдел по надзору  за исполнением законодательства  по борьбе с организованной  преступностью и коррупцией;

- отдел по расследованию  дел об организованной преступности  и коррупции.

Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью:

- отдел по надзору  за следствием в органах внутренних  дел;

- отдел по надзору  за дознанием;

- отдел по надзору  за оперативно-розыскной деятельностью.

Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам:

- кассационный отдел;

- надзорный отдел.

Отделы:

- отдел по надзору  за соответствием закону судебных  решений по гражданским делам;

- отдел по надзору  за законностью исполнения уголовных  наказаний;

- отдел по надзору  за исполнением законов о несовершеннолетних;

- международно-правовой  отдел;

- отдел кадров;

- отдел планирования;

- отдел материально-технического  обеспечения и капитального строительства;

- отдел финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;

- отдел организации  и ведения делопроизводства;

- отдел защиты информации  и программного обеспечения.

Начальники управлений и отделов Республиканской прокуратуры назначаются на должности Генеральным прокурором Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 126 Конституции Генеральный прокурор Респу6лики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Генеральный прокурор освобождается от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной службе. О назначении Генерального прокурора на должность и об освобождении его от должности сообщается в средствах массовой информации.

Согласно ст. 127 Конституции Генеральный прокурор в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь

Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должности:

- заместителей Генерального  прокурора с согласия Президента  Республики Беларусь;

- начальников управлений, отделов и их заместителей;

- советников Генерального  прокурора;

- старших помощников  и помощников Генерального прокурора;

-помощников  по особым поручениям, помощников  заместителей Генерального прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений, отделов, старших следователей-криминалистов и следователей криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей республиканской прокуратуры, а также других работников центрального аппарата;

- прокуроров областей  и приравненных к ним прокуроров  с согласия Президента Республики  Беларусь;

- заместителей прокуроров  областей и приравненных к  ним прокуроров по представлению соответствующего прокурора.

Организационная структура областной прокуратуры:

- аппарат областной  прокуратуры;

- отдел по надзору  за следствием в органах внутренних  дел и органах финансовых расследований;

- отдел по надзору  за следствием в органах прокуратуры;

- следственный отдел  по важнейшим делам;

- криминалистическая служба;

- отдел по борьбе  с организованной преступностью  и коррупцией;

- отдел по надзору  за соблюдением законности при  производстве дознания и оперативно-розыскной деятельности;

- отдел по надзору  за соответствием закону судебных решений по гражданским делам;

- отдел по надзору  за исполнением законов и законностью  правовых актов (общий надзор);

- отдел по надзору  за исполнением таможенного и  налогового законодательства;

- отдел по надзору  за исполнением законов о несовершеннолетних;

- группа по надзору  за соблюдением законов при  исполнении уголовных наказаний;

- группа по надзору  за исполнением природоохранного  законодательства;

- старший помощник, помощник  прокурора области по работе  с кадрами и повышению квалификации;

- старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о национальной безопасности;

- старший помощник прокурора  области по надзору за исполнением  законов в банковской сфере;

- старший помощник прокурора  области по личному составу  и собственной безопасности;

- старший помощник по  работе с законодательством и  связям с прессой.

Прокурор области принимает и увольняет с работы:

- работников прокуратуры  области;

- назначает и освобождает  от должности прокурорских работников  и следователей прокуратуры области, за исключением своих заместителей;

- прокурорских работников  и следователей прокуратур районов  и городов, межрайонных и приравненных к ним прокуратур, за исключением прокуроров районов и городов, межрайонных прокуроров.

Прокуроры, приравненные к прокурорам областей, обладают аналогичными полномочиями.

 

3.Белорусская военная прокуратура  и ее органы.

 

 

Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г.№З19-к установлена следующая организационная структура Белорусской военной прокуратуры:

  • отдел организации работы и методики прокурорского надзора;
  • отдел по надзору за исполнением законов и законностью правовых
  • актов;
  • отдел по надзору за следствием и дознанием; следственный отдел по важнейшим делам;
  • отдел по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

  • отдел по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным и гражданским делам;
  • старший помощник и помощник Белорусского военного прокурора  по надзору за оперативно-розыскной деятельностью и дознанием в органах государственной безопасности;
  • старший помощник и помощник Белорусского военного прокурора по кадрам;
  • старший помощник и помощник Белорусского военного прокурора по материально-техническому обеспечению;
  • помощник Белорусского военного прокурора по собственной безопасности;
  • старшие военные прокуроры, помощники Белорусского военного прокурора, военные прокуроры отделов, старшие следователи, следователи по важнейшим делам;
  • канцелярия.

Белорусскую военную прокуратуру возглавляет прокурор, который имеет первого заместителя и заместителя.

 

4.Транспортная прокуратура. Прокуратура  по надзору за исполнением  законов в исправительных учреждениях.

 

Структуру аппарата Белорусской транспортной прокуратуры составляют:

  • отдел по надзору за следствием в органах прокуратуры, внутренних дел и дознанием и оперативно-розыскной деятельностью;
  • следственный отдел по важнейшим делам;
  • отдел за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор);
  • старший помощник Белорусского прокурора по надзору за исполнением таможенного законодательства;
  • старший помощник Белорусского транспортного прокурора по борьбе с организованной преступностью;

В составе органов прокуратуры Республики Беларусь организованы и действуют Оршанская и Могилевская специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, приравненные к районным прокуратурам и подчиненные прокурорам области.

В своей деятельности названные прокуратуры руководствуются требованиями Конституции, Закона о прокуратуре, другими законодательными актами, приказами Генерального прокурора Республики Беларусь.

Основополагающим нормативным актом для перечисленных специализированных прокуратур является приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 16 октября 2002 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера», который определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законодательства в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

В центральном аппарате прокуратуры Республики Беларусь имеется отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, в областных прокуратурах - старшие помощники и помощники по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях возглавляет прокурор, имеющий заместителя. В штате прокуратуры имеются помощники и следователи.

 

Лекция 6. Организация работы в органах прокуратуры

 

План

 

1.Совершенствование прокурорского  надзора.

2.Планирование работы и контроль  за исполнением. Учет, отчетность и делопроизводство в органах прокуратуры.

3.Кадровая служба органов прокуратуры.

4.Кадры органов прокуратуры. Воспитание  кадров прокурорских работников, повышение их квалификации и  профессионального уровня.

 

 

1.Совершенствование прокурорского  надзора.

 

 

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов - это повседневное, постоянное улучшение его качественных характеристик на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совершенствование всех элементов организации работы прокуратуры.

К обязательным организационным условиям относятся:

- информационно-аналитическая работа  в прокуратуре (учет и анализ  деятельности);

- прогнозирование и планирование  работы прокуратуры;

- руководство деятельностью органов  прокуратуры;

- стимулирование работы в органах прокуратуры, контроль.

Главными направлениями повышения эффективности прокурорского надзора являются:

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"