Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
- равенства всех участников
координационной деятельности
- самостоятельности каждого
- гласности в той мере, в какой
она не противоречит
- ответственности руководителей
каждого правоохранительного
Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:
- проведение координационных
- текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
- совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;
- создание следственно-
- проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и условий, способствующих их совершению;
- взаимное использование
- издание совместных приказов, указаний, подготовка
информационных писем и ориентировок,
иных организационно-
- издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом деятельности по борьбе с преступностью;
- разработка и утверждение
Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан средств массовой информации.
Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. №186 утвержден Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь в области внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области национальной безопасности.
К служебной информации ограниченного распространения не могут быть отнесены:
- описание структуры
- порядок рассмотрения и
- решения по обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке;
- сведения о нарушении
- сведения, сокрытие которых искажает реальную ситуацию в области правоохранительной деятельности.
Лекция 4. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.
План
1.Основные задачи и
2.Отрасли прокурорского надзор
1.Основные направления
В соответствии с Законом о прокуратуре деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, а также охраняемых законом общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
- точным и единообразным
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- исполнением законодательства при производстве дознания и предварительного следствия;
- соответствием закону судебных
решений по гражданским и
- исполнением законодательства
в местах содержания
1)надзор за исполнением
2)надзор за исполнением
3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;
4) надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
5) борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;
6) борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, обвинение, обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление;
7) разработка совместно с
8) участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов, а также работы по повышению уровня культуры граждан и воспитанию у них законопослушания.
Задачи и направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем группам.
К первой группе относятся направления:
- общий надзор (надзор
за исполнением законов
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность;
- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;
- надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Ко второй группе относятся направления:
- борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;
- борьба с преступностью и другими право нарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступные деяния (действия или бездействия).
К третьей группе относится следующее направление:
- разработка
совместно с другими
К четвертой группе относятся направления:
- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов;
- работа по
повышению уровня культуры
2. Отрасли прокурорского надзора.
Отрасль прокурорского надзора – это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующее родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.
Различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора:
Лекция 5. Система, структура и организация органов прокуратуры.
План
1.Понятие системы органов
2.Центральный аппарат
3.Белорусская военная прокуратура и ее органы.
4.Транспортная прокуратура.
Прокуратура по надзору за
исполнением законов в
1.Понятие системы органов прокуратуры. Территориальные и специализированные прокуратуры. Порядок формирования органов прокуратуры.
В соответствии со ст. 12 Закона о прокуратуре систему органов прокуратуры, кроме Республиканской прокуратуры, составляют прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры города Минска, Белорусская военная прокуратура и Белорусская транспортная прокуратура, которые возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие заместителей.
В систему органов прокуратуры входят прокуратуры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним межгарнизонные военные прокуратуры, транспортные прокуратуры. Прокуратуры возглавляют прокуроры, которые имеют заместителей.
К числу специализированных прокуратур относятся: военная прокуратура, транспортная прокуратура, прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора.
Вопрос о создании городской
или районной прокуратуры иници
Решение коллегии областной прокуратуры предварительно рассматривается и обсуждается в соответствующих управлениях и отделах республиканской прокуратуры, а затем этот вопрос с учетом мнения соответствующих управлений и отделов выносится на рассмотрение коллегии прокуратуры республики.
Решение коллегии республиканской прокуратуры и необходимые документы (решение коллегии областной прокуратуры, мнения районных, областных органов власти, решение коллегии республиканской прокуратуры), личное мнение Генерального прокурора и другие документы Генеральный прокурор представляет Президенту Республики Беларусь, который и принимает окончательное решение о создании, реорганизации или ликвидации органов прокуратуры.
2.Центральный аппарат прокуратуры Республики Беларусь. Правовой статус Генерального прокурора Республики Беларусь. Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры.
Центральный аппарат прокуратуры Республики Беларусь - высшее звено прокурорской системы – является аппаратом Генерального прокурора Республики Беларусь.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"