Уголовный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

694.doc

— 999.00 Кб (Скачать файл)

11. Наличие неотмененного постановления  органа дознания, следователя, прокурора  об отказе в возбуждении уголовного  дела по тому же факту, кроме  случаев, когда необходимость  возбуждения дела признана судом,  в производстве которого находится уголовное дело (ст. 276 и 278 УПК).

Решения об отказе в возбуждении  уголовного дела, о прекращении уголовного дела действуют до тех пор, пока не будут отменены в предусмотренном  законом порядке. Поэтому нельзя вторично возбуждать уголовное дело, если по данному факту уже было принято законное и обоснованное решение. Только суд, обнаружив в процессе судебного разбирательства, что постановление органа дознания, следователя или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела является незаконным и необоснованным, вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, несмотря на наличие имеющихся процессуальных решений.

55. Прокурорский надзор за законностью  и обоснованностью возбуждения  и отказа в возбуждении уголовного дела

Надзор за законностью возбуждения  и отказа в возбуждении уголовного дела осуществляет прокурор.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 227 УПК  прокурор в пределах своей компетенции  не реже одного раза в месяц проверяет  исполнение требований закона о приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, дает указания об устранении выявленных нарушений закона.

Следователь и органы дознания обязаны  не позднее суток направить прокурору  копию постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении такого дела (ч.2 ст. 100 УПК).

Если дело возбуждено без законных оснований, прокурор прекращает его, а  в случаях, если по этому делу еще  не производились следственные действия, отменяет постановление о возбуждении уголовного дела

В случае необоснованного отказа в  возбуждении дела следователем или  органом дознания прокурор своим  постановлением отменяет постановление  следователя или органа дознания и возбуждает дело. В этом случае с целью обеспечения наиболее полного и объективного расследования прокурор может поручить производство дознания или досудебного следствия другому лицу.

В случае неосновательного возбуждения  уголовного дела или неосновательного отказа в возбуждении уголовного дела судьей или судом прокурор приносит протест на постановление судьи или определение суда в вышестоящий суд (ст. 100 УПК).

56.Обжалование в суд постановления  об отказе в возбуждении уголовного  дела и рассмотрение судьей  жалобы

В соответствии с ч. 1 ст. 99' УПК постановление следователя и органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано соответствующему прокурору, а если такое постановление вынесено прокурором — вышестоящему прокурору. Жалоба подается лицом, интересов которого она касается, или его представителем в течение семи дней с момента получения копии постановления.

Прокурор в течение трех дней после получения жалобы обязан разрешить  ее и сообщить о результатах жалобщику. Жалоба и копия сообщения о  результатах ее разрешения приобщаются к делу. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивированным (ст. 235 УПК).

В случае отказа прокурора отменить постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела жалоба на это постановление  подается лицом, интересов которого она касается, или его представителем в районный (городской) суд по месту нахождения органа или работы должностного лица, вынесшего постановление в течение семи дней со дня получения уведомления прокурора об отказе в отмене постановления.

Жалоба на постановление вышестоящего органа дознания, следователя, прокурора подается в таком же порядке соответственно в областной, Киевский городской суд (ст 236' УПК).

Жалоба на постановление прокурора, следователя, органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела рассматривается судьей единолично не позднее десяти дней со дня ее поступления в суд.

Судья истребует материалы, на основании  которых было отказано в возбуждении  дела, знакомится с ними и уведомляет прокурора и лицо, подавшее жалобу, о времени ее рассмотрения. В  случае необходимости судья заслушивает пояснения лица, подавшего жалобу.

Рассмотрев жалобу, судья, в зависимости  от того, были ли при отказе в возбуждении  дела выполнены требования УПК, принимает  одно из следующих решений

1) отменяет постановление об  отказе в возбуждении дела и возвращает материалы для проведения дополнительной проверки;

2) отменяет постановление об  отказе в возбуждении дела  и возбуждает дело;

3) оставляет жалобу без удовлетворения.

Постановление судьи обжалованию  в кассационном порядке не подлежит.

Копия постановления судьи направляется лицу, вынесшему постановление, которое  было обжаловано, прокурору и лицу, подавшему жалобу (ст. 23 б2 УПК).

Постановление судьи или определение  суда об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано лицом, интересов которого оно касается, или его представителем в течение семи дней со дня получения копии постановления или определения в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 354 УПК (ч.З ст. 99' УПК).

57. Сущность и значение стадии  предварительного расследования в уголовном процессе

Предварительное расследование —  это проводимая в строго установленном  законом порядке деятельность органов  дознания и досудебного следствия  по установлению обстоятельств преступления (общественно опасного деяния) лиц, причастных к его совершению, а также по пресечению и предотвращению преступлений.

Предварительное расследование —  вторая стадия уголовного процесса. Успешное осуществление задач уголовного судопроизводства по подавляющему большинству  уголовных дел было бы невозможно непосредственно в суде. Поэтому закон устанавливает обязательность производства предварительного расследования почти по всем уголовным делам (ст. 111 УПК).

Правосудие по уголовным делам  осуществляется только судом. Однако для  полного, всестороннего и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется большая подготовительная работа по обнаружению, закреплению, проверке доказательств, подтверждающих вину лица в совершении преступления. Наименование расследования "предварительным" вызвано тем, что оно предшествует производству в суде и призвано обеспечить успешное проведение судебного разбирательства.

Вместе с тем предварительное  расследование нельзя рассматривать  только как стадию, производство которой  осуществляется до суда и для суда. В этой стадии принимаются эффективные меры по предупреждению и пресечению преступлений. Кроме того, в стадии предварительного расследования дело в ряде случаев получает свое окончательное разрешение по существу, когда производство по нему прекращается при наличии к тому законных оснований.

Как и каждая стадия уголовного процесса, стадия предварительного расследования  имеет свои самостоятельные задачи, характеризуется кругом участвующих  в ней субъектов, а также специфическими решениями.

Задачи стадии предварительного расследования вытекают из общих задач уголовного судопроизводства. Ими являются:

1) охрана прав и законных интересов  физических и юридических лиц,  принимающих в нем участие;

2) быстрое и полное раскрытие  преступлений;

3) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был впоследствии подвергнут судом справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности;

4) выявление причин и условий,  способствовавших совершению преступления, и принятие мер по их устранению;

5) принятие необходимых мер по  возмещению материального ущерба, причиненного преступлением (ст.ст. 2,23,23', 29 УПК).

Только в случае выполнения указанных  задач имеются основания для  передачи уголовного дела в суд.

Законом четко определен круг участников процессуальной деятельности в этой стадии процесса и их правовое положение. Согласно закону вести расследование  на первоначальном этапе могут органы дознания (ст. 101 УПК). В последующем — органы досудебного следствия (следователь прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой милиции, службы безопасности — ст. 102 УПК). Осуществлять предварительное расследование могут также начальник следственного отдела, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч.2 ст. 114' УПК), а также прокурор (п.5 ч. 1 ст. 227 УПК). Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе осуществлять этот вид государственной деятельности.

В производстве предварительного расследования  могут участвовать потерпевший, гражданский истец, гражданский  ответчик и их представители, подозреваемый, обвиняемый, защитник, законные представители  несовершеннолетнего потерпевшего и обвиняемого, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

В отличие от судебного разбирательства  уголовно-процессуальный закон не проводит четкой периодизации предварительного расследования. На основании анализа  норм действующего законодательства в  структуре предварительного расследования можно выделить такие этапы:

1) принятие следователем или  органом дознания уголовного  дела к своему производству  и проведение неотложных, а также  иных следственных действий с  целью обнаружения и закрепления  признаков преступления, установления лиц, его совершивших;

2) привлечение лица в качестве  обвиняемого, предъявление ему  обвинения, допрос по существу  предъявленного обвинения, применение  к нему мер уголовно-процессуального  принуждения;

3) дальнейшее производство следственных  действий по собиранию и проверке доказательств, подтверждающих или опровергающих обвинение, установлению обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность обвиняемого;

4) окончание предварительного расследования.  По окончании предварительного  расследования следователь может принять одно из таких решений:

1) составить обвинительное заключение;

2) прекратить уголовное дело;

3) направить дело в суд для  разрешения вопроса о применении  принудительных мер медицинского  характера.

58. Дознание по делам о преступлениях, не являющихся тяжкими. Дознание по делам о тяжких преступлениях

В качестве юридического понятия дознание обозначает часть предварительного расследования, в которой производятся следственные действия и оперативно-розызкные  мероприятия по обнаружению признаков преступления и лиц, его совершивших (ст. 103 УПК).

Дознание — это урегулированная  нормами уголовно-процессуального  права деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемая оперативно-розыскными и процессуальными  методами под надзором прокурора в целях выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия преступления.

Органы дознания перечислены в  ст. 101 УПК. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора (ч.2 ст. 103 УПК).

Порядок производства дознания в уголовном  процессе зависит от того, признаки какого преступления обнаружены: не являющегося  тяжким или тяжкого. Поэтому можно  говорить о двух видах дознания:

1) по делам о преступлениях,  не являющихся тяжкими;

2) по делам о тяжких преступлениях. Перечень тяжких преступлений предусмотрен в ст. 71 УК Украины.

При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального  закона, производит следственные действия до установления лица, его совершившего. Ст. 104 УПК не регламентирует срока, в течение которого орган дознания может производить следственные действия до установления лица, как и не определяет содержания самого понятия "установление лица". Очевидно, установление лица необходимо связывать с появлением в уголовном деле процессуальной фигуры подозреваемого (ст. 43' УПК) либо с возбуждением уголовного дела в отношении конкретного лица (ч.2 ст. 98 УПК).

После установления лица орган дознания в течение десяти дней производит дознание, после чего составляет постановление о направлении дела для производства досудебного следствия, которое утверждается прокурором. Если по делу о преступлении, не являющимся тяжким, лицо не было установлено, дознание приостанавливается с соблюдением требований ст. 209 УПК и дело в следственные подразделения не передается. При наличии оснований, указанных в ст. 211УПК, такое приостановленное уголовное дело может быть прекращено.

В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан в течение десяти дней с момента возбуждения уголовного дела произвести неотложные следственные действия по обнаружению признаков преступления и лиц, его совершивших, а затем, независимо от того, установлено лицо, совершившее преступление, или нет, передать уголовное дело через прокурора для производства досудебного следствия.

Если по делу о тяжком преступлении, переданному следователю, не установлено  лицо, его совершившее, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия и сообщает следователю об их результатах.

После вступления следователя в  дело орган дознания обязан выполнять  поручения следователя о проведении следственных и розыскных действий (ч.З и ч. 4 ст. 104 УПК).

При производстве дознания как по делам о преступлениях, не являющихся тяжкими, так и по делам о тяжких преступлениях, орган дознания не вправе выносить постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и производить его допрос, поскольку эти процессуальные действия может производить только следователь.

При наличии оснований, указанных  в ст. 6 УПК, орган дознания вправе прекратить уголовное дело и в  течение суток направить прокурору  копию постановления о принятом решении (ч.2 ст. 109 УПК).

Общим для двух видов дознания является то, что и дознание по делам о преступлениях, не являющихся тяжкими, и дознание по делам о тяжких преступлениях производятся в десятидневный срок. Закон, кроме того, предусматривает и одинаковые формы окончания каждого вида дознания:

Информация о работе Уголовный процесс в Украине