Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций
Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.
11. Наличие неотмененного
Решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела действуют до тех пор, пока не будут отменены в предусмотренном законом порядке. Поэтому нельзя вторично возбуждать уголовное дело, если по данному факту уже было принято законное и обоснованное решение. Только суд, обнаружив в процессе судебного разбирательства, что постановление органа дознания, следователя или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела является незаконным и необоснованным, вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, несмотря на наличие имеющихся процессуальных решений.
55. Прокурорский надзор за
Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела осуществляет прокурор.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 227 УПК прокурор в пределах своей компетенции не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, дает указания об устранении выявленных нарушений закона.
Следователь и органы дознания обязаны
не позднее суток направить
Если дело возбуждено без законных оснований, прокурор прекращает его, а в случаях, если по этому делу еще не производились следственные действия, отменяет постановление о возбуждении уголовного дела
В случае необоснованного отказа в возбуждении дела следователем или органом дознания прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело. В этом случае с целью обеспечения наиболее полного и объективного расследования прокурор может поручить производство дознания или досудебного следствия другому лицу.
В случае неосновательного возбуждения уголовного дела или неосновательного отказа в возбуждении уголовного дела судьей или судом прокурор приносит протест на постановление судьи или определение суда в вышестоящий суд (ст. 100 УПК).
56.Обжалование в суд
В соответствии с ч. 1 ст. 99' УПК постановление следователя и органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано соответствующему прокурору, а если такое постановление вынесено прокурором — вышестоящему прокурору. Жалоба подается лицом, интересов которого она касается, или его представителем в течение семи дней с момента получения копии постановления.
Прокурор в течение трех дней после получения жалобы обязан разрешить ее и сообщить о результатах жалобщику. Жалоба и копия сообщения о результатах ее разрешения приобщаются к делу. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивированным (ст. 235 УПК).
В случае отказа прокурора отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела жалоба на это постановление подается лицом, интересов которого она касается, или его представителем в районный (городской) суд по месту нахождения органа или работы должностного лица, вынесшего постановление в течение семи дней со дня получения уведомления прокурора об отказе в отмене постановления.
Жалоба на постановление вышестоящего органа дознания, следователя, прокурора подается в таком же порядке соответственно в областной, Киевский городской суд (ст 236' УПК).
Жалоба на постановление прокурора, следователя, органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела рассматривается судьей единолично не позднее десяти дней со дня ее поступления в суд.
Судья истребует материалы, на основании которых было отказано в возбуждении дела, знакомится с ними и уведомляет прокурора и лицо, подавшее жалобу, о времени ее рассмотрения. В случае необходимости судья заслушивает пояснения лица, подавшего жалобу.
Рассмотрев жалобу, судья, в зависимости от того, были ли при отказе в возбуждении дела выполнены требования УПК, принимает одно из следующих решений
1) отменяет постановление об отказе в возбуждении дела и возвращает материалы для проведения дополнительной проверки;
2) отменяет постановление об отказе в возбуждении дела и возбуждает дело;
3) оставляет жалобу без
Постановление судьи обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Копия постановления судьи
Постановление судьи или определение суда об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано лицом, интересов которого оно касается, или его представителем в течение семи дней со дня получения копии постановления или определения в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 354 УПК (ч.З ст. 99' УПК).
57. Сущность и значение стадии предварительного расследования в уголовном процессе
Предварительное расследование — это проводимая в строго установленном законом порядке деятельность органов дознания и досудебного следствия по установлению обстоятельств преступления (общественно опасного деяния) лиц, причастных к его совершению, а также по пресечению и предотвращению преступлений.
Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса. Успешное осуществление задач уголовного судопроизводства по подавляющему большинству уголовных дел было бы невозможно непосредственно в суде. Поэтому закон устанавливает обязательность производства предварительного расследования почти по всем уголовным делам (ст. 111 УПК).
Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Однако для полного, всестороннего и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется большая подготовительная работа по обнаружению, закреплению, проверке доказательств, подтверждающих вину лица в совершении преступления. Наименование расследования "предварительным" вызвано тем, что оно предшествует производству в суде и призвано обеспечить успешное проведение судебного разбирательства.
Вместе с тем предварительное расследование нельзя рассматривать только как стадию, производство которой осуществляется до суда и для суда. В этой стадии принимаются эффективные меры по предупреждению и пресечению преступлений. Кроме того, в стадии предварительного расследования дело в ряде случаев получает свое окончательное разрешение по существу, когда производство по нему прекращается при наличии к тому законных оснований.
Как и каждая стадия уголовного процесса, стадия предварительного расследования имеет свои самостоятельные задачи, характеризуется кругом участвующих в ней субъектов, а также специфическими решениями.
Задачи стадии предварительного расследования вытекают из общих задач уголовного судопроизводства. Ими являются:
1) охрана прав и законных
2) быстрое и полное раскрытие преступлений;
3) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был впоследствии подвергнут судом справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности;
4) выявление причин и условий,
способствовавших совершению
5) принятие необходимых мер по
возмещению материального
Только в случае выполнения указанных задач имеются основания для передачи уголовного дела в суд.
Законом четко определен круг участников процессуальной деятельности в этой стадии процесса и их правовое положение. Согласно закону вести расследование на первоначальном этапе могут органы дознания (ст. 101 УПК). В последующем — органы досудебного следствия (следователь прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой милиции, службы безопасности — ст. 102 УПК). Осуществлять предварительное расследование могут также начальник следственного отдела, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч.2 ст. 114' УПК), а также прокурор (п.5 ч. 1 ст. 227 УПК). Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе осуществлять этот вид государственной деятельности.
В производстве предварительного расследования
могут участвовать потерпевший,
гражданский истец, гражданский
ответчик и их представители, подозреваемый,
обвиняемый, защитник, законные представители
несовершеннолетнего
В отличие от судебного разбирательства уголовно-процессуальный закон не проводит четкой периодизации предварительного расследования. На основании анализа норм действующего законодательства в структуре предварительного расследования можно выделить такие этапы:
1) принятие следователем или
органом дознания уголовного
дела к своему производству
и проведение неотложных, а также
иных следственных действий с
целью обнаружения и
2) привлечение лица в качестве
обвиняемого, предъявление ему
обвинения, допрос по существу
предъявленного обвинения,
3) дальнейшее производство
4) окончание предварительного
1) составить обвинительное
2) прекратить уголовное дело;
3) направить дело в суд для
разрешения вопроса о
58. Дознание по делам о преступлен
В качестве юридического понятия дознание обозначает часть предварительного расследования, в которой производятся следственные действия и оперативно-розызкные мероприятия по обнаружению признаков преступления и лиц, его совершивших (ст. 103 УПК).
Дознание — это
Органы дознания перечислены в ст. 101 УПК. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора (ч.2 ст. 103 УПК).
Порядок производства дознания в уголовном процессе зависит от того, признаки какого преступления обнаружены: не являющегося тяжким или тяжкого. Поэтому можно говорить о двух видах дознания:
1) по делам о преступлениях, не являющихся тяжкими;
2) по делам о тяжких преступлениях. Перечень тяжких преступлений предусмотрен в ст. 71 УК Украины.
При наличии признаков
После установления лица орган дознания в течение десяти дней производит дознание, после чего составляет постановление о направлении дела для производства досудебного следствия, которое утверждается прокурором. Если по делу о преступлении, не являющимся тяжким, лицо не было установлено, дознание приостанавливается с соблюдением требований ст. 209 УПК и дело в следственные подразделения не передается. При наличии оснований, указанных в ст. 211УПК, такое приостановленное уголовное дело может быть прекращено.
В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан в течение десяти дней с момента возбуждения уголовного дела произвести неотложные следственные действия по обнаружению признаков преступления и лиц, его совершивших, а затем, независимо от того, установлено лицо, совершившее преступление, или нет, передать уголовное дело через прокурора для производства досудебного следствия.
Если по делу о тяжком преступлении, переданному следователю, не установлено лицо, его совершившее, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия и сообщает следователю об их результатах.
После вступления следователя в
дело орган дознания обязан выполнять
поручения следователя о
При производстве дознания как по делам о преступлениях, не являющихся тяжкими, так и по делам о тяжких преступлениях, орган дознания не вправе выносить постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и производить его допрос, поскольку эти процессуальные действия может производить только следователь.
При наличии оснований, указанных
в ст. 6 УПК, орган дознания вправе
прекратить уголовное дело и в
течение суток направить
Общим для двух видов дознания является то, что и дознание по делам о преступлениях, не являющихся тяжкими, и дознание по делам о тяжких преступлениях производятся в десятидневный срок. Закон, кроме того, предусматривает и одинаковые формы окончания каждого вида дознания: