Уголовный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

694.doc

— 999.00 Кб (Скачать файл)

1) орудия совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, конфискуются;

2) вещи, изъятые из обращения,  передаются соответствующим учреждениям  или уничтожаются;

3) вещи, не представляющие никакой ценности и не могущие быть использованными, уничтожаются, а в случаях, когда заинтересованные лица просят об этом, могут быть переданы им;

4) деньги, ценности и другие вещи, нажитые преступным путем, передаются  в доход государства;

5) деньги, ценности и другие предметы, которые служили объектами преступных  действий, возвращаются их законным  владельцам, а при неустановлении  их эти деньги, ценности и вещи  переходят в собственность государства.

Спор о принадлежности вещей, подлежащих возврату, разрешается в порядке гражданского судопроизводства (ст. 81 УПК).

Вещественные доказательства подлежат проверке и оценке в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами. При оценке доказательственного  значения вещественного доказательства, необходимо учитывать обстоятельства, при которых данный предмет был обнаружен. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при каких обстоятельствах обнаружен предмет, хотя бы и хранящийся при деле, то он лишается значения доказательства. Подлежит учету время, прошедшее с момента, когда предмет приобрел свойство вещественного доказательства, наличие и характер изменений, происшедших с предметом, возможность подделки вещественных доказательств, умышленного их создания или искажения свойств и признаков.

Нельзя признать состоятельной  концепцию об особой роли вещественных доказательств как "немых свидетелей", которые в отличие от "говорящих  свидетелей" не лгут. В судебной практике имеют место различные фальсификации  вещественных доказательств.

48. Протоколы следственных и судебных действий, иные документы как источники доказательств

В соответствии со ст. 82 УПК протоколы  следственных и судебных действий, в которых подтверждаются обстоятельства и факты, имеющие значение для  разрешения дела, составленные и оформленные в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке, являются источником доказательств.

Протокол — это документ о  проведении следственных и судебных действий, об их содержании и результатах (п.20 ст. 32 УПК).

Источником доказательств служат протоколы всех следственных действий, кроме допросов потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых. Протоколы допросов — это средство фиксации показаний указанных лиц, которые непосредственно и являются самостоятельным источником доказательств (ч.2 ст. 65 УПК). Не является источником доказательств и протокол допроса эксперта (ст. 201 УПК), так как зафиксированные в нем показания лишь разъясняют или дополняют его заключение.

По каждому уголовному делу следствие  проводится дважды: сначала следователем, а затем судом. Доказательствами являются протоколы тех следственных действий, которые произведены на стадии предварительного расследования и уже не будут производиться в суде (протокол осмотра места происшествия, предъявления для опознания, обыска, выемки, освидетельствования, воспроизведения обстановки и обстоятельств события и т.п.). Указанные протоколы оглашаются в судебном разбирательстве, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Содержащиеся в этих протоколах сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, наряду с другими доказательствами, кладутся в основу решения суда по существу уголовного дела.

Протоколы судебных действий — это  протокол распорядительного заседания  суда, судебного заседания суда пер  вой инстанции и заседаний Пленума Верховного Суда Украины (ст. 84 УПК). Показания допрошенных в суде первой инстанции свидетелей, потерпевших и подсудимых являются источником доказательств, а протокол судебного заседания — лишь средством их фиксации.

К протоколам следственных и судебных действий предъявляются высокие требования в части строгого соблюдения процессуальных норм, определяющих их содержание и форму (ст.ст. 85, 86, 87 УПК). Протокол следственного или судебного действия должен быть составлен только правомочным должностным лицом. В нем должны присутствовать все необходимые по закону атрибуты, в том числе подписи участвовавших в следственном действии лиц.

К протоколам следственных действий могут быть приобщены фотоснимки, материалы звукозаписи, киносъемок, видеозаписи, планы, схемы, слепки и другие материалы, поясняющие их содержание. Результаты применения технических средств при производстве следственных и судебных действий (ст.ст. 85', 852 УПК) являются приложениями к протоколу. Они могут иметь доказательственное значение только при наличии протокола, в котором отражены условия и порядок применения технических средств

Проверка и оценка протоколов следственных и судебных действий, несмотря на то, что они исходят от должностных  лиц, осуществляются на общих основаниях, так как они не имеют заранее установленной силы и не исключено, что в них могут содержаться ошибки и неточности.

При проверке и оценке этого вида доказательств учитывается наличие  или отсутствие противоречий с другими  доказательствами, наличие в них  данных о разъяснении участникам следственного действия права делать замечания по поводу произведенных следователем действий, содержание поступивших замечаний. Суд, проверяя правильность протокола следственного действия, вправе вызвать и допросить понятых, присутствовавших при следственном действии и подписавших протокол. Вышестоящий суд при оценке правильности протокола судебного заседания учитывает замечания на него участников судебного разбирательства, если они поступили (ст. 88 УПК).

Документы являются источником доказательств, если в них изложены или засвидетельствованы обстоятельства, имеющие значение для дела (ст. 83 УПК). В ч. 2 ст. 65 УПК документы именуются "иными", так как объединены в одну группу с такими источниками доказательств как протоколы следственных и судебных действий.

В УПК речь идет о документах как  источниках доказательств в широком  понимании Поэтому в уголовном  процессе документом может быть не только предмет, на котором с помощью  письменных знаков (букв, иероглифов, нот, цифр) изложены или засвидетельствованы обстоятельства, имеющие значение для дела, но и предмет, на котором такие сведения зафиксированы с помощью звука или изображения (фото-, видео-, фоно-, кинодокументы, рисунки, карты, схемы, чертежи, перфокарты, дискеты и т.п.). Для отнесения предмета к документу не имеет значения материал, из которого он изготовлен, способ его создания и то, каким условным кодом выражено его содержание.

Документы могут быть официальными (исходящими от государственных органов  или должностных лиц) и неофициальными (личные письма и т.п.). Официальные документы должны иметь все необходимые реквизиты (дату, подпись, печать, штамп и т.п.). Неофициальные документы проверяются, как правило, путем допроса их автора.

Документы могут быть первоначальными (подлинники) и производными (копии). Желательно, чтобы в материалах уголовного дела фигурировал оригинал документа, а не его копия.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает  процедуру приобщения документов к  делу. Документы, в которых изложены или засвидетельствованы обстоятельства, имеющие значение для дела, приобщаются к материалам уголовного дела без вынесения какого-либо постановления органом дознания, досудебного следствия, прокурором и судом.

Доказательственное значение имеет  содержание, а не форма документов. Если же документы важны для дела другими свойствами: внешним видом, временем и местом их обнаружения, материалом, из которого они изготовлены, следами подделок и т.п., то есть имеют признаки вещественного доказательства, то на них распространяются нормы, касающиеся вещественных доказательств (ст. ст. 78— 81 УПК).

49. Меры пресечения в системе  мер уголовно-процессуального принуждения.  Основания и порядок их применения

Осуществление уголовно-процессуальной деятельности подчас связано с применением государственными органами, ведущими процесс, принуждения к гражданам, вовлеченным в уголовное судопроизводство. В ряде случаев участники процесса и иные субъекты препятствуют расследованию и разрешению уголовных дел путем неисполнения процессуальных обязанностей, а также совершения действий, нарушающих порядок производства по делу. Для обеспечения нормального хода расследования закон и предусматривает систему мер уголовно-процессуального принуждения.

Меры уголовно-процессуального  принуждения — это предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом средства принудительного характера, применяемые органом дознания, следователем, прокурором и судом к обвиняемому (подозреваемому), потерпевшему, свидетелю и другим субъектам судопроизводства с целью предотвращения или пресечения их неправомерного поведения, получения доказательств, а также обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества

Меры уголовно-процессуального  принуждения не одинаковы по своему характеру, их применение преследует различные цели. Указанные различия могут служить основанием для классификации мер уголовно-процессуального принуждения на такие, которые направлены на:

предотвращение  или пресечение неправомерного поведения  субъектов уголовного судопроизводства (например, меры пресечения — ст.ст. 148 — 165 УПК; отстранение обвиняемого от должности — ст. 147 УПК; привод — ст. 136 УПК; помещение несовершеннолетнего, достигшего 11-летнего возраста, но не достигшего возраста, с которого возможно его привлечение к уголовной ответственности, в приемник-распределитель — ст. 73 УПК и др.);

получение и проверку доказательств (например, изъятие или отобрание образцов для экспертного исследования —  ст. 199 УПК; принудительное помещение  обвиняемого в лечебное учреждение для стационарного экспертного исследования — ст. 205 УПК и т.п.);

обеспечение гражданского иска и возможной конфискации  имущества (например, наложение ареста на вклады, ценности и иное имущество  — ст. 126 УПК).

Разновидностью  мер уголовно-процессуального принуждения  являются меры пресечения.

Меры пресечения — это предусмотренные законом  меры процессуального принуждения, применяемые в установленном  законом порядке органом дознания, следователем, прокурором и судом  в отношении обвиняемых (осужденных), а в исключительных случаях — подозреваемых, заключающиеся в ограничении свободы этих лиц либо установлении за ними наблюдения (надзора) в целях обеспечения их участия в судопроизводстве и воспрепятствования их возможным попыткам скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины по делу или исполнению приговора, продолжить преступную деятельность.

Статья 149 УПК  предусматривает такие виды мер  пресечения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) поручительство общественной организации или трудового  коллектива, 4) залог; 5) заключение под стражу; 6) наблюдение командования воинской части. К несовершеннолетним обвиняемым, кроме мер пресечения, указанных в ст. 149 УПК, может применяться передача их под надзор родителей, опекунов или попечителей, а к несовершеннолетним, воспитывающимся в детском учреждении, — передача их под надзор администрации этого учреждения (ст. 436 УПК).

Меры пресечения могут применяться только при  наличии оснований и в порядке, предусмотренном законом. Основания  для применения мер пресечения регламентированы в ч. 1 ст. 148 УПК: "При наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, находясь на свободе, скроется от следствия и суда или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора следователь, прокурор вправе применить в отношении обвиняемого одну из мер пресечения". В отношении обвиняемых в совершении преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 155 УПК, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь опасности преступления.

Меры пресечения, при наличии для того достаточных  оснований, могут быть применены  при соблюдении ряда правовых условий:

1. Мера пресечения  может быть избрана лишь по  возбужденному уголовному делу. Нельзя применять меры пресечения при производстве доследственной проверки или составлении материалов протокольной формы.

2. Мера пресечения  может быть применена только  органом дознания, следователем, прокурором, судом, судьей.

3. Мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее лицу наказание. Так, заключение под стражу в качестве меры пресечения, по общему правилу, применяется по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года (ч. 1 ст. 155 УПК).

4.Мера пресечения  избирается, как правило, к обвиняемому,  а к подозреваемому — в исключительных  случаях. В этой ситуации обвинение  должно быть предъявлено лицу  не позднее десяти суток с  момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется (ч.4 ст. 148 УПК).

5. Мера пресечения  должна избираться в отношении  надлежащих субъектов. Так, например, нельзя применять меру пресечения  в виде заключения под стражу  к народному депутату Украины, предварительно не получив согласия Верховной Рады Украины. Не могут применяться меры пресечения в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого возможно привлечение их к уголовной ответственности.

О применении меры пресечения составляется постановление, в котором указывается фамилия, имя и отчество, возраст, место рождения обвиняемого, совершенное им преступление, статья уголовного закона, предусматривающая данное преступление, избранная мера пресечения и основания ее избрания. Постановление об избрании меры пресечения объявляется обвиняемому под расписку. В случае его отказа расписаться следователь отмечает это на постановлении.

Информация о работе Уголовный процесс в Украине