Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций
Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.
При отсутствии оснований для применения меры пресечения от обвиняемого отбирается письменное обязательство о том, что он сообщит об изменении своего места пребывания, а также о том, что он явится к следователю и в суд по их вызову, (ч.2 и ч. З ст. 148 УПК).
При избрании меры пресечения должны учитываться тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (ст. 150 УПК).
Мера пресечения
в виде заключения под стражу применяется
не иначе как по мотивированному
решению суда (ст. 29 Конституции Украины).
Поскольку указанная норма
При наличии оснований, предусмотренных законом, санкцию на арест подозреваемого или обвиняемого дает прокурор. При решении вопроса о санкции на арест проку-рор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях (ч.1 ст. 157 УПК).
Право дачи санкции на арест лица принадлежит Генеральному прокурору Украины, прокурорам областей, приравненных к ним прокурорам и их заместителям, городским, районным и приравненным к ним прокурорам. Такое право предоставлено также заместителям прокуроров городов и районов с населением свыше 150 тысяч человек, если это оговорено специальным приказом Генерального прокурора Украины (ч.2 ст. 157 УПК).
После избрания меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть приняты меры попечения о несовершеннолетних детях арестованного, по охране его имущества, оставшихся без присмотра (ст.ст. 159 и 160 УПК).
Об аресте подозреваемого или обвиняемого и его месте пребывания извещаются его супруга (супруг) или иные родственники, а также сообщается по месту его работы.
Если обвиняемый является иностранным гражданином, то постановление об аресте направляется в Министерство иностранных дел Украины (ст. 161 УПК).
Мера пресечения отменяется или изменяется, когда отпадает необходимость в мерах пресечения вообще или в ранее избранной мере пресечения.
Отмена или изменение меры пресечения
производится по мотивированному постановлению
следователя, органа дознания или прокурора.
Копия постановления следовател
Прокурор вправе в письменной форме предложить следователю, органу дознания отменить избранную меру пресечения или заменить ее другой, либо избрать меру пресечения, если она не была избрана следователем, органом дознания. Такое указание прокурора для следователя, органа дознания является обязательным и его надлежит немедленно выполнить.
Меру пресечения, которая была избрана прокурором либо по его санкции или указанию, следователь, орган дознания могут отменить или изменить только с согласия прокурора.
Мера пресечения, избранная судом, может быть отменена или изменена судом, а в случае направления им дела для производства расследования — также прокурором либо с его согласия следователем, органом дознания (ст. 165 УПК).
50. Обжалование в суд санкции прокурора на арест и рассмотрение судьей жалобы
Санкция прокурора на арест может быть обжалована арестованным, его защитником, законным представителем в районный (городской) суд по местонахождению прокурора, давшего санкцию на арест.
Жалоба подается в суд непосредственно
или через администрацию мест
предварительного заключения, которая
обязана в течение суток
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Украины, содержащимся в постановлении N 10 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего обжалование в суд санкции прокурора на арест" от 30 сентября 1994 года, в суд может быть обжалована только санкция прокурора на арест подозреваемого или обвиняемого, а не постановление органа дознания, следователя, судьи, определение суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Не может быть обжаловано в суд и решение следователя о продлении сроков содержания под стражей на досудебном следствии.
Перечень лиц, которые вправе обжаловать санкцию прокурора на арест (ст. 23б3 УПК), является исчерпывающим. При этом обжаловать санкцию в суд и принимать участие в ее рассмотрении может только защитник, который был допущен к участию в деле.
Указанные лица имеют право обжаловать санкцию прокурора на арест в любой момент расследования дела до направления его прокурору с обвинительным заключением. Если на момент рассмотрения жалобы будет установлено, что досудебное следствие закончено или лицо уже освобождено из-под стражи, производство об обжаловании санкции прокурора на арест подлежит прекращению (п.п. 1 — 3 постановления Пленума).
Жалоба на санкцию прокурора на арест рассматривается судьей единолично. Получив жалобу, судья истребует материалы, на основании которых дана санкция на арест, и знакомится с ними.
Материалы, на основании которых была дана санкция на арест подозреваемого или обвиняемого, предоставляются суду прокурором, действия которого обжалуются, после получения требования со стороны суда,
При этом направляются заверенные надлежащим образом копии материалов, на основании которых была дана санкция на арест, в том числе обязательно: копии постановлений о возбуждении уголовного дела, привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, копии протоколов задержания и допросов подозреваемого или обвиняемого.
В необходимых случаях судья может истребовать другие материалы, которые могут иметь значение для разрешения жалобы, в частности, о семейном положении и состоянии здоровья арестованного и т.п.
Лица, указанные в ст. 23б3 УПК, имеют право вместе с жалобой предоставлять суду любые документы, которые, по их мнению, будут иметь значение для правильного и объективного рассмотрения жалобы.
Жалоба назначается к рассмотре
О времени рассмотрения жалобы судья уведомляет прокурора, который вправе принять участие в рассмотрении жалобы и высказать свои доводы.
Рассмотрев жалобу, судья в зависимости от того, были ли при даче санкции на арест соблюдены требования закона об основаниях, условиях и процессуальном порядке избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без
2) отменяет санкцию на арест.
В случае отмены судьей решения об аресте арестованный подлежит немедленному освобождению из-под стражи, а лицо, в производстве которого находится дело, обязано в течение суток с момента получения постановления судьи решить вопрос об избрании другой меры пресечения.
Постановление судьи направляется лицу, в производстве которого находится дело, прокурору, давшему санкцию на арест, и лицу, подавшему жалобу (ст. 2364 УПК).
Отмена судом санкции на арест
и освобождение арестованного из-под
стражи не лишает лица, в производстве
которого находится дело, возможности
при наличии новых
Постановление судьи об отмене санкции прокурора на арест обжалованию в кассационном порядке не подлежит (ч.7 ст. 2364 УПК) и может быть опротестовано только в порядке надзора.
При рассмотрении жалобы на санкцию прокурора на арест судом заводится отдельное производство, в котором должны содержаться: жалоба (или жалобы), истребованные материалы, протокол судебного заседания, постановление судьи, а в случаях его опротестования — протест в порядке надзора, постановление суда вышестоящего звена и сведения об исполнении этих решений.
51. Содержание и форма
Движение уголовного дела было бы невозможным, если бы в каждую последующую стадию не передавались сведения, полученные на предыдущей стадии. Так, процессуальная деятельность участников судебного разбирательства, в том числе суда, была бы невозможной без материалов, собранных в ходе предварительного расследования. Без зафиксированной информации о ходе и результатах судебного разбирательства невозможно функционирование кассационной и надзорной инстанций. Без оперирования ранее полученной информацией стал бы невозможным и прокурорский надзор. Кроме того, для осуществления своих прав и выполнения процессуальных обязанностей участники процесса должны обладать сведениями об обстоятельствах дела. Таким образом, процесс производства по уголовному делу должен быть надлежащим образом задокументирован.
Процессуальные документы — это составляемые различными субъектами уголовного судопроизводства акты, в которых отражаются ход и содержание уголовно-процессуальной деятельности.
В зависимости от стадии, на которой находится уголовное дело, процессуальные документы подразделяются на следственные и судебные.
В зависимости от содержания все процессуальные документы подразделяются на протоколы, решения и другие документы.
Протокол является основным средством фиксации во всех стадиях уголовного судопроизводства. В стадии возбуждения уголовного дела ведутся протоколы устного заявления о преступлении (ст. 95 УПК), явки с повинной (ст. 96 УПК). На предварительном расследовании составляются протоколы следственных действий, в которых содержатся сведения о доказательственных фактах (ст. 85 УПК), и протоколы о выполнении процессуальных действий по обеспечению прав участников процесса (например, протокол об объявлении обвиняемому об окончании предварительного расследования и предъявление ему для ознакомления материалов уголовного дела — ч. 3 ст. 218 УПК). В судебных стадиях ведутся протоколы распорядительных заседаний (ст. 86 УПК), судебных заседаний при рассмотрении дела по существу (ст. 87), заседаний Пленума Верховного Суда Украины (ст. 84). Ведет протоколы в судебных стадиях секретарь судебного заседания.
Требования к содержанию и форме протоколов изложены в ст.ст. 85 — 88 УПК. Протокол состоит из двух частей: вводной и описательной.
Во вводной части протокола должны быть указаны: место и дата его составления; должности и фамилии лиц, производящих процессуальное действие; фамилии лиц, принимавших участие в процессуальном действии, их адреса;
время начала и окончания действия; сведения о разъяснении прав и обязанностей участников процессуального действия.
В описательной части излагается содержание и последовательность произведенных процессуальных действий, полученные результаты, а также все существенные для дела обстоятельства. С протоколом должны быть ознакомлены все участники процессуального действия, их замечания и дополнения заносятся в протокол. Протокол подписывается всеми участниками определенного процессуального действия.
Наряду с протоколами важную
часть следственного и
Все решения, за исключением обвинительного заключения, состоят из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.
Действующее законодательство предусматривает составление и других процессуальных документов при производстве по уголовному делу: повесток о вызове к следователю или в суд, поручений и указаний следователя органу дознания, представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления и т.п.
В ходе уголовного судопроизводства могут составляться процессуальные документы, которые обусловлены общими требованиями делопроизводства: сопроводительные письма, запросы, требования и т.п.
Правильное отражение
52. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
Возбуждение уголовного дела представляет собой начальный этап уголовно-процессуальной деятельности. Это самостоятельная стадия уголовного процесса, которую не может миновать ни одно уголовное дело.
Сущность данной стадии заключается в приеме, регистрации, учете и рассмотрении уполномоченными на то законом государственными органами и должностными лицами заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях с целью установления достаточных оснований для начала производства по уголовному делу.
Своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела является необходимой предпосылкой для быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, предотвращения преступлений и выполнения других задач уголовного судопроизводства.
Процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела сводится к следующему:
1. Только после принятия решения
о возбуждении уголовного дела
допускается производство
2. Данная стадия представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускается информация о различного рода деяниях, требующих реагирования в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. При этом происходит "отсеивание" информации о деяниях, не содержащих признаков преступления. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ч. 1 ст. 6 УПК), принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
3. В стадии возбуждения