Уголовный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Успешное осуществление судебно-правовой реформы в Украине во многом зависит от обеспечения судов и правоохранительных органов государства высококвалифицированными, компетентными юридическими кадрами, способными воплотить демократические правовые идеи в жизнь. Подготовка таких специалистов — главная задача юридических вузов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

694.doc

— 999.00 Кб (Скачать файл)

1) вынесение постановления о направлении дела для производства досудебного следствия, которое утверждается прокурором,

2) вынесение постановления о  прекращении уголовного дела (ст. 109 УПК).

Отличия между видами дознания состоят  в том, что срок дознания по делам  о преступлениях, не являющихся тяжкими, исчисляется с момента установления лица, совершившего преступление, а по делам о тяжких преступлениях — с момента возбуждения уголовного дела. В случае неустановления лица, совершившего преступление, не являющееся тяжким, дознание приостанавливается по правилам ст. 209 УПК и в органы досудебного следствия не передается. Что же касается дел о тяжких преступлениях, то по истечении десятидневного срока, независимо от факта установления лица, орган дознания обязан направить дело для производства досудебного следствия.

59. Понятие и виды подследственности  в уголовном процессе

Подследственпость — это совокупность установленных законом признаков  уголовного дела, в соответствии с  которыми оно подлежит расследованию  тем или иным органом досудебного следствия. На основании правил о подследственности разграничивается компетенция между различными органами досудебного следствия.

В уголовном процессе Украины различают  такие виды подследственности:

1. Предметная или родовая. В  основу разграничения компетенции между различными органами досудебного следствия здесь положен такой признак уголовного дела. как характер совершенного преступления, его юридическая квалификация. Части 1,2 и 4 ст. 112 УПК Украины содержат перечень составов преступлений, дела о которых расследуются соответственно следователями прокуратуры, следователями службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями налоговой милиции. Из смысла ст. 112 УПК следует, что следователи прокуратуры могут принять к производству любое уголовное дело, которое подследственно другим органам досудебного следствия.

2. Территориальная. Критерием разграничения  компетенции между следователями  одного ведомства является место  совершения преступления. Согласно  ст. 116 УПК досудебное следствие производится в том районе, где совершено преступление. Если место совершения преступления неизвестно, а также в целях наиболее быстрого и полного расследования его, следствие может производиться по месту обнаружения преступления или по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого либо большинства свидетелей.

Следователь имеет право производить  следственные действия в других следственных районах и вправе поручить производство этих действий соответствующему следователю  или органу дознания, которые обязаны  выполнить отдельное поручение в десятидневный срок.

В пределах города или района, хотя и разделенного на несколько следственных участков, следователь обязан лично  производить все следственные действия (ст. 118 УПК).

3. Персональная или специальная.  Разграничение компетенции между органами досудебного следствия в данном случае осуществляется в зависимости от субъекта преступления. В соответствии с ч. 2 ст. 112 УПК по всем делам о преступлениях несовершеннолетних досудебное следствие производится следователями органов внутренних дел. Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения учебных сборов, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей либо в расположении части, соединения, учреждения Вооруженных Сил — следователями военной прокуратуры.

4. Альтернативная. По делам о  преступлениях, предусмотренных  ч. 2 ст. 80, ст. 80', 84, 86' УК Украины, досудебное  следствие производится тем органом,  который возбудил уголовное дело (ч.З ст. 112 УПК).

5. Подследственность по связи  дел. Если во время расследования  уголовных дел о преступлениях,  предусмотренных ч. 2 ст. 80, ст. 80', 84, 86' УК, будут установлены должностные  преступления (ст.ст. 165 — 172 УК), связанные  с преступлениями, по которым возбуждено дело, то они расследуются органом досудебного следствия, возбудившим уголовное дело (ч.З ст. 112 УПК).

Если во время расследования  преступлений, предусмотренных статьей 80', частями 2 и 3 ст. 148' УК будут установлены  преступления, предусмотренные ст.ст. 84, 861, 87, 148, 1483 - 1485, 153', 1563, 165 - 172, 194 УК Украины, связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, они рассматриваются следователями налоговой милиции (ч.4 ст. 112 УПК).

По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 178 — 182, 186, 187 УК Украины, досудебное следствие производится тем органом, которому подследственно основное уголовное дело (ч.5 ст. 112 УПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 116 УПК следователь, установив, что данное дело ему не подследственно, обязан произвести все неотложные действия, после чего передать дело прокурору для направления его по подследственности.

Споры о подследственности уголовных  дел между органами досудебного  следствия разрешаются соответствующими прокурорами (ст. 117 УПК).

60. Объединение и выделение уголовных дел

Основания и порядок объединения  и выделения уголовных дел  предусмотрены в ст. 26 УПК.

В одном производстве могут быть объединены дела:

1) по обвинению нескольких лиц  — соучастников совершения одного  или нескольких преступлений;

2) по обвинению одного лица  в совершении нескольких преступлений;

3) в случаях привлечения к  уголовной ответственности за  заранее не обещанное укрывательство  преступника и преступления (ст. 186 УК), за недонесение о преступлении (ст. 187 УК), а также в других случаях, когда имеет место подследственность по связи дел;

4) о встречных обвинениях по  делам частного обвинения (ч.З  ст. 251 УПК).

Объединение уголовных дел в  одно производство осуществляется с  целью всестороннего, полного и  объективного исследования обстоятельств каждого совершенного преступления, установления роли и степени виновности каждого из соучастников.Объединение уголовных дел в одно производство осуществляется по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи либо по определению суда (ч.З ст. 26 УПК). Объединенному уголовному делу присваивается номер основного уголовного дела.

Выделение дела в отдельное производство допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не может  отрицательно сказаться на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения дела, а именно:

1) если по делу привлечены  несколько обвиняемых и в отношении  одного или нескольких из них  производство расследования приостанавливается  в связи с неизвестностью  его местонахождения либо его тяжким психическим или иным заболеванием (ч.4 ст. 206 УПК);

2) если в совершении преступления  наряду со взрослыми принимал  участие несовершеннолетний (ст. 439 УПК);

3) относительно нерасследованых  преступлений в случае невозможности закончить расследование в полном объеме в предоставленный законом предельный срок содержания под стражей (полтора года) при отсутствии оснований для изменения меры пресечения (ч.4 ст. 156 УПК);

4) когда при расследовании дела  будет установлено, что другое преступление не имеет никакой связи с основным делом.

Выделение уголовного дела в отдельное  производство осуществляется по мотивированному  постановлению или определению  должностных лиц, ведущих процесс (ч.З ст. 26 УПК).

Неправильное выделение или  объединение уголовных дел является одним из оснований для возвращения дела на дополнительное расследование (п.5 ч. 1 ст. 246 УПК).

61. Сроки досудебного следствия  и сроки содержания под стражей  в уголовном процессе. Условия  и порядок их продления

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает предельного срока досудебного следствия. Оно должно производиться до тех пор, пока не будут надлежащим образом исследованы все обстоятельства, входящие в предмет доказывания. В то же время расследование должно производиться быстро, с тем, чтобы своевременно обнаружить и закрепить доказательства, необходимые для правильного разрешения уголовного дела. В связи с этим уголовно-процессуальный закон предусматривает довольно сжатые сроки досудебного следствия.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 УПК досудебное следствие по уголовным делам  должно быть закончено в течение  двух месяцев. В этот срок включается время с момента возбуждения  дела до направления его прокурору  с обвинительным заключением  или постановлением о передаче дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Если по делу не установлено лицо, совершившее преступление, то срок досудебного следствия начинает исчисляться с момента установления лица, т.е. появления в деле процессуальной фигуры подозреваемого или обвиняемого.

В случае невозможности закончить  расследование в двухмесячный срок его может продлить прокурор района и приравненный к нему прокурор — до трех месяцев.

По особо сложным делам срок досудебного следствия может  быть продлен прокурором области  и приравненным к нему прокурором или его заместителем — до шести  месяцев.

Дальнейшее продление срока  досудебного следствия возможно лишь в исключительных случаях. Оно санкционируется Генеральным прокурором Украины или его заместителями, которые не ограничены законом в своих полномочиях на продление срока досудебного следствия (ч.2 и 3 ст. 120 УПК).

Время нахождения дела в суде в  срок досудебного следствия не засчитывается. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление указанного срока производится на общих основаниях (ч.4 ст. 120 УПК).

При объединении уголовных дел  в одно производство срок досудебного  следствия по объединенному делу необходимо исчислять со дня возбуждения дела, расследование которого началось раньше, либо с момента установления лица. При выделении уголовного дела в отдельное производство срок досудебного следствия по выделенному делу исчисляется с момента возбуждения основного уголовного дела либо с момента установления лица по основному делу. Если в отдельное производство выделяются материалы о преступлении, не связанном с теми, по которым возбуждено основное дело, срок досудебного следствия исчисляется с момента возбуждения нового уголовного дела.

Содержание под стражей при  расследовании преступлений по уголовным  делам не может продолжаться более  двух месяцев. Этот срок исчисляется  с момента задержания лица в порядке  ст.ст. 106, 115 УПК до направления дела прокурором в суд.

В случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения срок содержания под стражей может быть продлен прокурором района и приравненным к нему прокурором до трех месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь ввиду особой сложности дела прокурором области и приравненным к нему прокурором — до шести месяцев со дня заключения под стражу (ч.1 ст. 156 УПК).

Срок содержания под стражей  свыше шести месяцев может  быть продлен заместителем Генерального прокурора Украины — до одного года и Генеральным прокурором Украины — до полутора лет.

Дальнейшее продление срока  не допускается, содержащийся под стражей  обвиняемый подлежит немедленному освобождению

В случае невозможности закончить  расследование в полном объеме в  предоставленный законом срок содержания под стражей и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения Генеральный прокурор Украины или его заместитель дают согласие на направление дела в суд в части доказанного обвинения. Относительно нерасследованных преступлений дело выделяется в отдельное производство и заканчивается общим порядком.

При возвращении судом на новое  расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей  истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и в пределах, установленных ч. 1, 2 и 6 ст. 156 УПК.

При исчислении сроков досудебного  следствия и содержания под стражей  необходимо руководствоваться ст. 89 УПК.

Продление сроков досудебного следствия и содержания под стражей осуществляется по мотивированному постановлению следователя. Если одновременно со сроком досудебного следствия истекает и срок содержания обвиняемого под стражей и тот же прокурор вправе продлевать срок содержания под стражей, то следователь составляет единое постановление о возбуждении ходатайства о продлении сроков предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей.

В соответствии с ведомственными актами Генеральной прокуратуры, ходатайство  о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей должно направляться следователем прокурору района и приравненному к нему прокурору за 10 дней до истечения двухмесячного срока расследования; прокурору области и приравненному к нему прокурору — за 10 дней до истечения трехмесячного срока; заместителю Генерального прокурора и Генеральному прокурору Украины — за 20 дней до истечения шестимесячного срока расследования.

Указанные организационные сроки  необходимы соответствующим прокурорам для ознакомления с материалами дела с тем, чтобы обоснованно разрешить ходатайство следователя.

62. Деятельность следователя по  возмещению материального ущерба, причиненного преступлением, и  обеспечению исполнения приговора  в части конфискации имущества

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 29 УПК Украины принятие мер к обеспечению возможного или предъявленного гражданского иска, а также возможной конфискации имущества обвиняемого — это не право, а обязанность органа дознания, следователя, прокурора и суда.

Информация о работе Уголовный процесс в Украине