Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Лукин (2) правка.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных условиях легализация преступных доходов  представляет опасность не только для  отдельных государств, но и для  всего международного сообщества. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, преступные организации  ежегодно легализуют от 0,5 до 1,5 трлн. долл., что составляет до 5% валового мирового продукта. Реагируя на вызовы, международное сообщество рассматривает противодействие легализации преступных доходов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и относит "отмывание" к преступлениям международного характера.

В научных работах  легализация преступных доходов  определяется как связующее звено  между криминальным сектором теневой  экономики и открытой экономикой, канал, посредством которого доходы, полученные от криминальной практики, переводятся в легальную сферу экономических отношений, поддерживая тем самым и легальный, и криминальный бизнес1*(1). При этом подчеркивается характер легализации преступных доходов как "процесса, при котором "грязные" деньги, обычно наличные, полученные в ходе преступной деятельности, пропускаются через банковскую систему таким образом, что превращаются в "чистые" деньги, т.е. им придается видимость законных доходов, в связи с чем не представляется возможным установить лицо, являющееся инициатором сделки, или преступное происхождение этих средств"2*(2).

Источником доходов  для целей "отмывания" является криминальный сектор теневой экономики. По данным Росстата, в результате кризисных явлений доля теневой экономики стала расти и достигла пятой части ВВП. Учитывая, что Росстат не включает в свои оценки криминальную экономику, эксперты оценивают реальную долю "теневой" экономики в 40-50% ВВП, а в некоторых отраслях - и до 70% 3*(3).

Для легализации преступных доходов характерен высокий уровень  латентности. По оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется 250-300 млрд. руб., при этом правоохранительными органами выявляется порядка 30 млрд. руб. легализованных криминальных доходов. Отмывание является одним из видов противоправного бизнеса, тесно связанного с деятельностью транснациональных преступных групп.

Говоря об общественной опасности легализации преступных доходов, приходится констатировать ее неочевидность для большинства населения, что зачастую приводит к недооценке важности противодействия "отмыванию". Между тем вред, причиняемый легализацией преступных доходов, значителен.Необходимость борьбы с легализацией преступных доходов осознается как на международном, так и на национальном уровнях.

Легализация преступных доходов криминализирована в  России сравнительно недавно в связи  с переходом к свободной экономике, и поэтому уголовно-правовые меры реализуются недостаточно эффективно. Стабильности правоприменительной практики не способствовали и частые изменения, вносимые в уголовный закон. Кроме того, правовые и институциональные основы противодействия легализации преступных доходов созданы уже после введения уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории, причем законодательство, регламентирующее деятельность организаций и органов государственного контроля в рассматриваемой сфере, не лишено некоторых пробелов и противоречий.

Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.

 

 

 

Глава 1. Возможности  использования результатов ОРД  в уголовном процессе.

 

  1. Понятие и сущность «легализации денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем»

 

Впервые в российском законодательстве уголовная ответственность  за отмывание имущества была установлена  ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие согласно       ст. 1 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ с 1 января 1997 г. С момента криминализации данного преступного деяния произошли существенные изменения в его уголовно-правовой характеристике. Так, в связи с принятием Федерального закона от        7 августа 2001 г. № 121-ФЗ ст. 174 УК РФ была изложена в новой редакции. Кроме того, Кодекс дополнен ст. 174¹, что в свою очередь обусловлено принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», направленного на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Однако, как показала практика, этого оказалось недостаточно для эффективной борьбы с рассматриваемым преступным деянием. Поэтому был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.         № 162-ФЗ, изложивший ст. 174 и 174¹ в новой редакции. Федеральным законом от 21 июля 2004 г. № 73-ФЗ путем внесения изменений в рассматриваемые статьи Кодекса была ужесточена санкция за отмывание имущества.

Следует отметить, что  ст. 174 и 174¹  УК РФ далеко не совершенны. Тем не менее в настоящее время  в распоряжении правоприменителя имеется возможность вполне однозначно трактовать данные нормы, поскольку, в отличие от первой редакции ст. 174 УК РФ, законодатель в диспозиции нормы определил, что для наличия состава легализации необходимо, чтобы имущество было приобретено именно преступным путем.

Говоря об оперативно-розыскной характеристике легализации преступных доходов, важно остановиться на уголовно-правовой сущности и юридическом составе преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174¹ УК РФ.

Объект и  предмет легализации. Традиционно под объектом преступления понимаются охраняемые уголовным законом отношения, которым в результате совершения преступления причиняется вред или для которых существует реальная угроза причинения такого вреда.

Исходя из местоположения ст. 174 и 1741 в Уголовном кодексе России, можно говорить, что родовым объектом легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, а видовым – общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.

Легализация дохода, приобретенного преступным путем, относится к числу  так называемых двухобъектных преступлений. Основной непосредственный объект – это те общественные отношения, для охраны которых создавалась конкретная уголовно-правовая норма. В данном случае таковыми будут выступать: а) общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления экономической деятельности в сфере финансового и имущественного оборота, основанные на добросовестности их участников и контролируемости государством источников владения имуществом; б) общественные отношения, связанные с инвестированием капитала в национальную экономику. Дополнительным непосредственным объектом легализации будут являться общественные отношения, связанные с интересами правосудия. Последние страдают в результате того, что затрудняется обнаружение преступно приобретенного имущества, могущего служить вещественным доказательством по делу, затрудняется его возврат потерпевшему или обращение в доход государства. Можно выделить также факультативный объект легализации – общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой, но терпящие вред не во всех случаях совершения данного преступления, т.е. это интересы потерпевших (физических лиц, предприятий, учреждений или организаций). Нередко материальный ущерб достигает значительных размеров и свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания4.

Предметом (вещами материального  мира, воздействуя на которые преступник нарушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом) рассматриваемых  составов преступлений являются денежные средства и иное имущество, приобретенные исключительно преступным путем. Следует отметить определенное различие между предметами преступлений указанных составов: в ст. 174 УК РФ речь идет о денежных средствах или ином имуществе, приобретенных преступным путем другими лицами, а в ст. 1741 УК РФ – о денежных средствах или ином имуществе, приобретенных непосредственно субъектом легализации в результате совершения им преступления.

При совершении легализации  преступных доходов происходит создание новых антиобщественных отношений в сфере экономической деятельности субъектов путем воздействия виновных лиц на денежные средства или иное имущество, добытые преступным путем. Такое воздействие выражается в том, что преступник стремится изменить социально-экономический статус преступно приобретенных доходов. Поэтому предметом легализации не могут являться материальные ценности, полностью изъятые из гражданского оборота, отчуждение которых не допускается, например отдельные виды вооружения.

Характеризуя предмет  преступления, следует остановиться на понятии денежных средств, под которыми понимаются прежде всего деньги (валюта). В соответствии со ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.

В понятие иностранной  валюты входят следующие элементы:

«Валютные ценности: а) иностранная валюта; б) ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Иностранная валюта: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах»5.

Законодатель выделил  ценные бумаги в самостоятельный класс объектов гражданских прав. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в ст. 1 также отграничивает ценные бумаги от валюты Российской Федерации и иностранной валюты и подразделяет их на ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, и ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, под которыми понимаются платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации или иностранной валюте.

Ценные бумаги не охватываются понятием «денежные средства», используемым в ст. 174, 1741 УК РФ, следовательно, легализацию ценных бумаг следует квалифицировать как легализацию иного имущества. Таким образом, под денежными средствами в ч. 1 ст. 174 и       ч. 1 ст. 1741 УК РФ понимаются наличные деньги в валюте РФ или иностранной валюте, а также безналичные денежные средства, депонированные на счетах банков.

Помимо денежных средств, в уголовном законе упоминается  понятие «иное имущество». Конвенция  Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» определяет термин «имущество» как «имущество любого рода, материальное или нематериальное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на такое имущество или получение выгоды от него»6. Российское гражданское законодательство термин «имущество» трактует по-разному. Так, в соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Возникает вопрос о том, относятся ли результаты интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага к предмету рассматриваемого преступления. Любой объект гражданских прав, полученный в результате совершения основного преступления, должен рассматриваться в качестве предмета легализации в случае использования его для совершения каких-либо финансовых операций и иных сделок7. Следовательно, можно говорить о том, что не сама интеллектуальная собственность является предметом преступлений, предусмотренных ст. 174, 174¹ УК РФ, а доходы, полученные от ее использования и применения, сами по себе нематериальные блага никак легализовать нельзя. Обоснованием сказанного может служить и то, что ряд статей УК РФ предусматривает ответственность за посягательства на охраняемую законом информацию (например, ст. 183 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). То есть такая информация может быть использована в целях легализации. Статья 146 УК РФ берет под охрану авторские и смежные права. Присвоение указанных прав может представлять коммерческий и материальный интерес и быть основанием для совершения деяний, предусмотренных ст. 174, 174¹ УК РФ.

В определении имущества, данном ст. 128 ГК РФ, встречается понятие  «услуги». Вообще, услуги являются неотъемлемой частью общества с рыночной экономикой и в повседневной жизни граждан встречаются постоянно. Но в законодательстве России нет четкого единого определения данного элемента, что, возможно, связанно с огромным многообразием услуг.

Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе