Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Лукин (2) правка.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Второй блок направлений  охватывает более широкий спектр вопросов, преимущественно имеющих значение для интересов оперативного подразделения. В их перечень входят:

- документирование новых  фактов преступной деятельности (в том числе фактов противодействия  предварительному расследованию);

- предупреждение готовящихся  преступлений;

- подбор, изучение и последующее привлечение различных лиц (независимо от статуса в рамках уголовного судопроизводства и причастности к нему) к конфиденциальному сотрудничеству с оперативным аппаратом, в том числе, при отсутствии ограничений, на контрактной основе;

- осуществление комбинаций  по выявлению, в том числе  в различных государственных  структурах, лиц, поддерживающих  контакты с криминальной средой, их последующее привлечение к  конфиденциальному содействию либо  использование таких лиц в  оперативно-тактической игре с организованными преступными структурами;

- установление местонахождения  лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия, прокуратуры,  суда, уклоняющихся от отбытия  наказания, лиц, без вести пропавших;

- в ряде случаев  ввод (вывод) негласного сотрудника (штатного или лица, оказывающего конфиденциальное содействие) в оперативную разработку вновь выявленной организованной преступной группы и т. п.;

- изучение сферы действий  организованной преступной среды  с соответствующим анализом конъюнктуры рынка по сбыту оружия и взрывчатых веществ, определяющего криминальные интересы;

- разработка и осуществление  комбинаций по созданию условий  для проявления активности преступных  сообществ, отдельных входящих  в них преступных группировок  под оперативным контролем с целью документирования преступной деятельности и их разгрома;

- обеспечение надлежащего  функционирования учреждений лишения  свободы;

- добывание информации  о событиях и действиях, создающих  угрозу военной, экономической,  экологической безопасности РФ;

- поиск иной информации  о лицах и фактах, представляющих  оперативный интерес.

Именно осуществление  оперативного сопровождения предварительного расследования, по преступлениям связанным  с легализацией преступных доходов, по всем указанным направлениям оперативными подразделениями, позволит не только решить главную задачу в борьбе с такими преступлениями – привлечение к уголовной ответственности организаторов и активных участников преступных группировок и сообществ, но и в целом действенным образом повлиять на состояние преступности в стране, так как взаимосвязь терроризма, общеуголовной, экономической и наркотической преступности на сегодняшний день является очевидной.

Одним из важных условий  оперативного сопровождения, на наш  взгляд, является совместное планирование проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий1, при расследовании конкретного уголовного дела связанного с легализацией преступных доходов.

Так, если установлено, что  размещение легализуемых денежных средств  осуществлялось под видом оплаты за якобы оказанные услуги в подконтрольные консалтинговые, аудиторские, юридические и другие подобные фирмы, то план расследования должен включать мероприятия, направленные на установление:

  • преступного происхождения легализуемых денежных средств;
  • фактической подконтрольности владельцу легализуемых денежных средств организаций, с использованием которых осуществлялось размещение этих средств;
  • фиктивности услуг, под видом оплаты которых произведено размещение легализуемых денежных средств;

- преднамеренности действий  по легализации денежных средств,  как их владельца, так и других  лиц, способствующих легализации  на этапе размещения;

  • времени и места размещения денежных средств, как первой фазы их легализации;
  • суммы легализуемых денежных средств;

-  обстоятельств, способствующих совершению преступления.

С этой целью в плане  расследования целесообразно предусмотреть  следующие вопросы подлежащие выяснению:

  1. кто фактически приобрел преступным путем денежные средства и другое имущество; в результате какого преступления;
  2. кто выполнял операции, направленные на легализацию преступных доходов;
  3. на каких условиях (вознаграждение или другие выгоды и преимущества) осуществлялись операции для владельца преступных доходов, направленные на их легализацию;
  4. в процессе или под видом каких именно операций осуществлялось размещение денежных средств;
  5. какими документами подтверждается размещение денежных средств в исследуемых организациях (наименование, дата, сумма, место составления);
  6. какими документами оформлено выполнение условий договоров контрактов по списанию на расходы перечисленных в процессе размещения денежных средств (наименование, дата, сумма, место составления);
  7. подтверждается ли фактическое оказание этих услуг (выполнение работ);
  8. какова общая сумма размещенных денежных средств;

9) какие обстоятельства  способствовали размещению денежных  средств именно данным способом, в данное время, в данном  месте и с помощью данных  лиц.

В случае расслоения легализуемых денежных средств, размещенных в  подконтрольных аудиторских, бухгалтерских, юридических и иных организациях, осуществлялось посредством переводов ряду подконтрольных получателей, в том числе в оффшорных зонах, под видом расчетов за услуги, выполненные работы, проведенные исследования и тому подобное, то в плане расследования необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на установление:

  • связи перечисляемых на этапе расслоения легализуемых денежных средств с денежными средствами, полученными на этапе размещения;
  • фактической подконтрольности владельцу легализуемых денежных средств организаций, с использованием которых осуществлялось расслоение этих средств;
  • фиктивности услуг, под видом оплаты которых произведено расслоение ранее размещенных легализуемых денежных средств;
  • преднамеренности действий по легализации денежных средств лиц, способствующих легализации на этапе расслоения;
  • времени и места расслоения денежных средств как второй фазы их легализации;
  • общей суммы легализуемых денежных средств на этапе расслоения, в том числе по каждому из участников, способствовавших легализации на данном этапе;

-обстоятельств, способствующих расслоению исследуемым способом.

С этой целью в плане  расследования целесообразно предусмотреть  мероприятия проведение которых  должны установить:

  • источники и сумму имеющихся денежных средств на счетах в банках и в кассе у организации, в которой были размещены легализуемые денежные средства;
  • куда, когда, кому, в какой сумме переведены или выданы (наличные) денежные средства;
  • на основании каких документов (договоры, контракты, акты выполненных работ, счета-фактуры и др.) были списаны деньги со счетов или выданы наличными из кассы организации, в которой они размещены;
  • характер взаимоотношений владельца и получателей легализуемых денежных средств на этапе расслоения (устанавливается посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий);
  • фактическое выполнение договоров или контрактов, операций, указанных в актах выполненных работ, и тому подобного, под видом оплаты которых произведено расслоение легализуемых доходов;
  • на какие счета в бухгалтерском учете отнесены суммы у организаций -получателей легализуемых денежных средств на этапе их расслоения;
  • на основании каких документов выполнены данные учетные записи, доброкачественность этих документов (если в документах обнаружены подлоги, то необходимо установить лиц, причастных к их выполнению (это позволит получить доказательства преднамеренности операций по легализации доходов, полученных преступным путем);
  • какова общая сумма денежных средств, прошедших этап расслоения, с участием каких организаций и физических лиц, за какое время;
  • какие обстоятельства способствовали расслоению легализуемых денежных средств именно данным способом, в данное время и с участием данных организаций и лиц.23

Глава 2. Организация  и тактика использования результатов оперативно-розыскной деятельности  при расследовании преступлений, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем.

 

  1. Формы представления результатов оперативно-розыскной деятельности

 

Представление оперативными подразделениями  результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в  суд осуществляется на основании  постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и Инструкцией порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Перед представлением материалов эти  сведения либо подлежат рассекречиванию  на основании мотивированного постановления  руководителя органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Постановление о рассекречивании  утверждается руководителем, имеющим  на то соответствующие полномочия.

Представление результатов включает в себя:

– вынесение руководителем  органа, осуществляющего ОРД, постановления  о представлении результатов  ОРД органу дознания, следователю, прокурору  или в суд;

– вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании  отдельных оперативно-служебных  документов, содержащих государственную тайну;

– оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

В каждом конкретном случае возможность  представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Постановление о представлении  результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в  суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место  и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.

В описательной части  постановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и  какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

Описательная часть  постановления заканчивается ссылкой  на соответствующую часть ст.11 и  часть 4 ст.12 Федерального закона «Об  оперативно-розыскной деятельности».

В резолютивной части  постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится  план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

Постановление о представлении  результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается  руководителем органа и приобщается  к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

Результаты ОРД могут  представляться в виде обобщенного  официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих  оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы  должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия  в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения  видео– и аудиозаписей, кино– и  фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе