Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа
Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
При подготовке и оформлении
для передачи органу дознания, следователю,
прокурору или в суд
В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно-розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с Инструкцией.
При отсутствии возможностей
проведения оперативно-розыскных
Наставлением МВД РФ от 22.05.1996 года24 – определено, что проведением оперативно-разыскных мероприятий обеспечивается:
- получение и проверка первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях;
- выявление лиц, осведомленных о преступлениях, способах и обстоятельствах их совершения;
- обнаружение, документирование, изъятие при необходимости и сохранение имущества, денег и иных ценностей, добытых преступным путем, сведении, документов и других предметов, которые могут иметь доказательное значение по уголовным делам;
- установление лиц,
причастных к совершению
- решение иных задач
по достижению целей
Результаты оперативно-
Исходя из анализа юридической литературы и ведомственных актов, результаты оперативно-разыскной деятельности, используемые в целях раскрытия легализации денежных средств или иного имущества, можно сгруппировать следующим образом:
- оперативно-разыскная информация полученная в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий (отражается в рапортах, справках, сводках, сообщениях конфиденциальных источников и т. п.);
- предметы и документы, полученные при проведении оперативно- разыскных мероприятий (оформляются актами, рапортами, справками, а также сообщениями негласных сотрудников);
- фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы, произведенные в процессе опера-тивно-технических мероприятий (фиксируются на физических носителях информации: фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках и т. п.).
Определяя документальное оформление результатов оперативно-разыскной деятельности о легализации денежных средств или иного имущества сотрудники оперативных подразделений традиционно составляют два вида документов отражающих результаты оперативно-разыскной деятельности, а именно документы, которые:
- должны быть обязательно составлены и приобщены к материалам, передаваемым следователю, расследующему уголовное дело о преступлении связанном с легализацией преступных доходов;
- должны быть составлены, но их передача невозможна в силу наличия сведений, составляющих государственную тайну26.
Анализ современного законодательства показал, что в ч.ч. 1 и 2 ст. 11 «Закона об ОРД» и в п. 4 Инструкции «о представлении результатов ОРД» определено, что результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
В части 1 ст. 140 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Среди них перечислены заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников. Исходя из анализа данного нормативного правового акта, к «иным источникам» могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности органов, в задачи которых входит борьба с преступностью, в том числе и оперативно-разыскной деятельности27.
Практика реализации результатов оперативно-разыскной деятельности в отношении лиц, совершивших легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, свидетельствует о том, что такие результаты целесообразно использовать при возбуждении уголовного дела, если:
- установлено первоначальное преступление, в результате которого денежным средствам или иному имуществу придается статус – преступного приобретения;
- для ст.174 УК РФ имеются сведения о заведомости преступного происхождения денежных средств или иного имущества у конкретного лица и о совершении им действий направленных на придание правомерного вида владению, распоряжению и пользованию указанным средствам;
- имеются достаточные данные, указывающие на признаки легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;
- выявлены лица, причастные к совершению названных преступлений, выяснена роль каждого из них в содеянном, их имущественное положение;
- установлены схема, способ совершения преступления связанного с легализацией денежных средств или иного имущества, нашедшие свое подтверждение в результате проведенной проверки;
- в достаточном объеме выявлены и задокументированы эпизоды преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;
- проверены данные, которые предполагается использовать при возбуждении уголовного дела и производстве предварительного следствия, отсутствуют обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, и (или) привлечение разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;
- определено, какие материалы, полученные в результате оперативно-разыскной деятельности, можно использовать в ходе расследования по уголовному делу.
При этом оценить оперативно-разыскную информацию соответствующие должностные лица могут, изучив материалы с приложением обзорной справки-меморандума, в которой отражаются: факты противоправной деятельности объекта (объектов) документирования; имеющиеся фактические данные по каждому установленному эпизоду противоправной деятельности с указанием источника их получения с соблюдением требований конспирации и мер по защите государственной и иной охраняемой законом тайны, возможные пути и формы их использования в ходе предварительного следствия; установочные и характеризующие данные на объект (объекты) документирования, включая имущественное положение разрабатываемых (проверяемых) лиц.
Анализ практики борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем свидетельствует, что крайне редко документы, в которых отражены результаты оперативно-разыскной деятельности, на момент передачи их следователю содержат весь перечень этих сведений. Не всегда по результатам проведения оперативно-разыскных мероприятий имеются данные о всех соучастниках, о полной схеме совершения преступления и о всех предметах, документах отражающих следы совершения преступления и т. д.
Несмотря на огромное значение документов, как носителей информации о рассматриваемом преступлении, о наличии признаков легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем могут также свидетельствовать следующие обстоятельства:
- отсутствие основных
и иных средств для
- отсутствие лицензии,
при указании в документах
на осуществляемый вид
- несоответствие уставного
капитала организации с
- отсутствие необходимого для осуществления предпринимательской или банковской деятельности оборудования, персонала;
- отсутствие каких-либо
материалов, сырья, готовой продукции,
свидетельствующих об
- предоставляемые в налоговые органы документы, свидетельствующие об отсутствии за отчетный период какой-либо деятельности;
- направление финансовых
средств организации не на
предпринимательскую (
- наличие нескольких
счетов в различных банках, с
использованием которых
Кроме того, при расследовании легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем в качестве доказательств могут являться такие документы, как:
- учредительные документы организации;
- документы, представляемые
в регистрирующие органы (подписанное
лицом заявление о государствен
- документы, представляемые в лицензирующие органы28 (заявление о предоставлении лицензии, копии учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора);
- производственные документы
(приказы, распоряжения) о приеме
(увольнении) на работу, договора
на выполнение работ,
- иные документы (акты проверок и т.д.).
Отметим, что следовая картина преступления выявляется в ходе сопоставления информации, содержащейся как в бухгалтерских, так и других перечисленных документах путем выявления несоответствия отраженных в них сведений. В таких случаях важно определить связь звеньев в системе: «документ, -отраженный в нем факт, - исполнитель документа».
В последнее время
практически во всех организациях сведения
о финансово-хозяйственной
Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе