Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Лукин (2) правка.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Допускается представление  материалов в копиях, в том числе  с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в  этом случае хранятся в оперативном  подразделении до завершения судебного  разбирательства и вступления приговора  в законную силу.

При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов  ОРД должны быть приняты необходимые  защитные меры по сохранности и целостности  представляемых материалов при пересылке  их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также  при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической  безопасности Российской Федерации, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Представление результатов  ОРД, полученных при выполнении поручения  органа дознания, следователя, прокурора  или определения суда (постановления  судьи) о производстве оперативно-розыскных  мероприятий по находящимся в  их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с Инструкцией.

При отсутствии возможностей проведения оперативно-розыскных мероприятий  по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению  суда им в течение трех дней с  момента получения поручения  направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.

 

  1. Особенности представления и использования результатов оперативно-розыскной деятельности следователю при расследовании преступлений, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем.

 

Наставлением  МВД  РФ от 22.05.1996 года24 – определено, что проведением оперативно-разыскных мероприятий обеспечивается:

- получение и проверка  первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях;

- выявление лиц, осведомленных  о преступлениях, способах и  обстоятельствах их совершения;

- обнаружение, документирование, изъятие при необходимости и  сохранение имущества, денег и иных ценностей, добытых преступным путем, сведении, документов и других предметов, которые могут иметь доказательное значение по уголовным делам;

- установление лиц,  причастных к совершению преступлений, а также скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда Уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших;

- решение иных задач  по достижению целей оперативно-разыскной  деятельности, предусмотренных Федеральным  законом «Об оперативно-разыскной  деятельности».

Результаты оперативно-разыскной  деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а так же использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств25.

Исходя из анализа юридической литературы и ведомственных актов, результаты оперативно-разыскной деятельности, используемые в целях раскрытия легализации денежных средств или иного имущества, можно сгруппировать следующим образом:

- оперативно-разыскная информация полученная в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий (отражается в рапортах, справках, сводках, сообщениях конфиденциальных источников и т. п.);

- предметы и документы,  полученные  при  проведении  оперативно- разыскных мероприятий (оформляются актами, рапортами, справками, а также сообщениями негласных сотрудников);

- фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы, произведенные в процессе опера-тивно-технических мероприятий (фиксируются на физических носителях информации: фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках и т. п.).

Определяя документальное оформление результатов оперативно-разыскной деятельности о легализации денежных средств или иного имущества сотрудники оперативных подразделений традиционно составляют два вида документов отражающих результаты оперативно-разыскной деятельности, а именно документы, которые:

- должны быть обязательно составлены и приобщены к материалам, передаваемым следователю, расследующему уголовное дело о преступлении связанном с легализацией преступных доходов;

- должны быть составлены, но их передача невозможна в силу наличия сведений, составляющих государственную тайну26.

Анализ современного законодательства показал, что в ч.ч. 1 и 2 ст. 11 «Закона об ОРД» и в п. 4 Инструкции «о представлении результатов ОРД» определено, что результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

В части 1 ст. 140 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Среди них перечислены заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников. Исходя из анализа данного нормативного правового акта, к «иным источникам» могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности органов, в задачи которых входит борьба с преступностью, в том числе и оперативно-разыскной деятельности27.

Практика реализации результатов оперативно-разыскной деятельности в отношении лиц, совершивших легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, свидетельствует о том, что такие результаты целесообразно использовать при возбуждении уголовного дела, если:

- установлено первоначальное преступление, в результате которого денежным средствам или иному имуществу придается статус – преступного приобретения;

- для ст.174 УК РФ имеются сведения о заведомости преступного происхождения денежных средств или иного имущества у конкретного лица и о совершении им действий направленных на придание правомерного вида владению, распоряжению и пользованию указанным средствам;

- имеются достаточные данные, указывающие на признаки легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;

- выявлены лица, причастные к совершению названных преступлений, выяснена роль каждого из них в содеянном, их имущественное положение;

- установлены схема, способ совершения преступления связанного с легализацией денежных средств или иного имущества, нашедшие свое подтверждение в результате проведенной проверки;

- в достаточном объеме выявлены и задокументированы эпизоды преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении легализации денежных средств или иного имущества добытого преступным путем;

- проверены данные, которые предполагается использовать при возбуждении уголовного дела и производстве предварительного следствия, отсутствуют обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, и (или) привлечение разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;

- определено, какие материалы, полученные в результате оперативно-разыскной деятельности, можно использовать в ходе расследования по уголовному делу.

При этом оценить оперативно-разыскную информацию соответствующие должностные лица могут, изучив материалы с приложением обзорной справки-меморандума, в которой отражаются: факты противоправной деятельности объекта (объектов) документирования; имеющиеся фактические данные по каждому установленному эпизоду противоправной деятельности с указанием источника их получения с соблюдением требований конспирации и мер по защите государственной и иной охраняемой законом тайны, возможные пути и формы их использования в ходе предварительного следствия; установочные и характеризующие данные на объект (объекты) документирования, включая имущественное положение разрабатываемых (проверяемых) лиц.

Анализ практики борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем свидетельствует, что крайне редко документы, в которых отражены результаты оперативно-разыскной деятельности, на момент передачи их следователю содержат весь перечень этих сведений. Не всегда по результатам проведения оперативно-разыскных мероприятий имеются данные о всех соучастниках, о полной схеме совершения преступления и о всех предметах, документах отражающих следы совершения преступления и т. д.

Несмотря на огромное значение документов, как носителей  информации о рассматриваемом преступлении, о наличии признаков легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем могут также свидетельствовать следующие обстоятельства:

- отсутствие основных  и иных средств для осуществления  предусмотренной уставом деятельности;

- отсутствие лицензии, при указании в документах  на осуществляемый вид деятельности, подлежащей лицензированию;

- несоответствие уставного  капитала организации с планируемым  масштабом коммерческой деятельности;

- отсутствие необходимого  для осуществления предпринимательской или банковской деятельности оборудования, персонала;

- отсутствие каких-либо  материалов, сырья, готовой продукции,  свидетельствующих об осуществлении  предпринимательской деятельности;

- предоставляемые в  налоговые органы документы, свидетельствующие об отсутствии за отчетный период какой-либо деятельности;

- направление финансовых  средств организации не на  предпринимательскую (банковскую) деятельность, а на иные нужды (значительные  ссуды работникам, покупка материальных  ценностей непроизводственного назначения и т.д.)

- наличие нескольких  счетов в различных банках, с  использованием которых денежные  средства переадресовываются из  одного банка в другой с  последующим снятием наличных  сумм.

Кроме того, при расследовании  легализации денежных средств или иного имущества приобретенных преступным путем в качестве доказательств могут являться такие документы, как:

- учредительные документы  организации;

- документы, представляемые  в регистрирующие органы (подписанное  лицом заявление о государственной регистрации по форме, установленной Правительством России; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством России; документ об уплате государственной пошлины и др.);

- документы, представляемые в лицензирующие органы28 (заявление о предоставлении лицензии, копии учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора);

- производственные документы  (приказы, распоряжения) о приеме (увольнении) на работу, договора  на выполнение работ, контракты,  доверенности на право представления  фирмы, протоколы заседаний акционеров  и т. д.);

- иные документы (акты проверок и т.д.).

Отметим, что следовая картина преступления выявляется в  ходе сопоставления информации, содержащейся как в бухгалтерских, так и  других перечисленных документах путем  выявления несоответствия отраженных в них сведений. В таких случаях  важно определить связь звеньев в системе: «документ, -отраженный в нем факт, - исполнитель документа».

В последнее время  практически во всех организациях сведения о финансово-хозяйственной деятельности содержатся в памяти персональных компьютеров  или хранятся на магнитных носителях. В таких ситуациях, когда преступниками используется компьютер как средство совершения преступления, типичными следами при расследовании легализации денежных средств или иного имущества будут являться:

  • машинные носители информации (магнитные диски, оптические и магнитооптические диски, интегральные микросхемы и т.д.);
  • следы фальсификации первичных документов, отражающих движение машинных носителей информации (МНИ) и документированной компьютерной информации;
  • следы пальцев рук на средствах вычислительной техники (СВТ), клавиатуре, охранных и сигнальных устройствах;
  • уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информа<

Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе