Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Лукин (2) правка.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

До возбуждения уголовного дела в результате проведения оперативно-розыскных  мероприятий могут быть получены данные о способах легализации преступных доходов, месте нахождения этих доходов, а также о лицах, причастных к названным деяниям, и иных обстоятельствах легализации. Другим направлением деятельности по выявлению фактов легализации доходов, полученных преступным путем, является оперативное сопровождение уголовных дел в начальной стадии расследования, выполнение поручений следователя.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, выявляют признаки легализации криминальных доходов путем проверки лиц, размещающих  доходы, полученные преступным путем, а также посредством обнаружения организаций, участвующих в их легализации.

Оперативные работники  должны принимать меры к установлению истинных владельцев денежных средств  или иного имущества, полученного  преступным путем, отождествлению личности проверяемых лиц с гражданами, непосредственно осуществляющими финансовые операции с признаками "отмывания", собирать документальные подтверждения совершения таких финансовых операций и сделок.

В процессе оперативно-розыскной  деятельности определяется окружение  проверяемого лица, принимаются меры к получению информации от работников финансовых учреждений, причастных к легализации преступных доходов, в том числе сотрудников служб безопасности, используются оперативно-технические возможности подразделений правоохранительных органов.

Большое значение для  установления местонахождения преступных доходов и причастности лиц к  совершению преступления имеет выявление  фирм, используемых в криминальных целях, которое осуществляется в  соответствии с особенностями их создания и функционирования, в частности:

1) регистрация подставных  фирм производится юридическими  конторами или предпринимателями  для последующей продажи заинтересованным  лицам, которые в дальнейшем  выступают в качестве участников  или руководителей организации.  В качестве организационно-правовой формы фиктивных компаний наиболее часто выбирается общество с ограниченной ответственностью, однако встречаются и закрытые акционерные общества. В документах указываются номинальные учредители (лица, утерявшие паспорт, умершие, не осведомленные о преступном характере деятельности (знакомые, подчиненные по службе, родственники), лица без определенного места жительства и т.п.), фактическое руководство организацией осуществляют заказчики регистрации;

2) другим способом  создания подставной фирмы является ее учреждение ранее зарегистрированными фиктивными компаниями. Один работник конторы-регистратора может быть одновременно номинальным директором, главным бухгалтером и учредителем нескольких фирм, за что получает вознаграждение. В качестве учредителей могут значиться фирмы, чьи реквизиты использованы регистраторами без их ведома. Уставный капитал формируется в минимальных размерах, например, в виде компьютера или компьютерной дискеты с программой. Перечень видов деятельности в учредительных документах составляется формально, основной вид и производственная деятельность отсутствуют. Для указания юридического адреса используются фиктивные договоры аренды, совместной деятельности, предоставления помещения, используется адрес компании-регистратора. Фирмы-"однодневки", как правило, не имеют своего офиса, а если он и есть, то сотрудники набираются только для создания видимости работы. Зарегистрированная подставная фирма заключает различные договоры банковского счета в одном или нескольких банках;

3) помимо регистрации, юридические конторы и индивидуальные предприниматели передают клиентам уже существующие фирмы путем внесения изменений в уставные документы. Для поиска лиц, согласных "продать" свою фирму, просматриваются объявления в Интернете, осуществляются выезды в другие регионы, опрашиваются знакомые и прежние клиенты. Таким лицам выплачивается определенная денежная сумма, после чего с их согласия в учредительные документы организации вносятся изменения или оформляется фиктивный протокол общего собрания учредителей, решением которого назначается новый номинальный директор. Изменения в учредительных документах регистрируются, об этом же уведомляется банк, где открыт счет организации, банковские документы переоформляются на новое руководство. От имени номинального директора легализатору может быть выдана доверенность на осуществление сделок, перевод денежных средств;

4) для целей легализации  преступных доходов создаются  и переоформляются не только  коммерческие, но общественные некоммерческие  организации. Такие организации  создаются юридическими конторами  путем регистрации в органах  юстиции. Для этого оформляются  фиктивные документы о проведении учредительного собрания, устав, заключается договор банковского счета. Общественная организация также может быть приобретена за определенную плату. После этого обеспечивается избрание "своего" человека руководителем организации, передаются учредительные документы, оформляется новая банковская карточка;

5) регистрацию подставных  юридических лиц за рубежом  осуществляют международные регистрирующие (секретарские) фирмы, специализирующиеся  на офшорном бизнесе. Представительства  таких компаний имеются и в России. Они осуществляют целый комплекс посреднических услуг в интересах покупателей: предоставляют свой юридический адрес, служат "почтовым ящиком", выполняя прием и пересылку почтовых отправлений для клиентов, выдают рекомендации и готовят документы для открытия банковских счетов офшорных компаний, являются плательщиками ежегодной пошлины "на поддержание компании", выполняют отдельные поручения по соглашениям с уже проданными компаниями. В документах международных регистрирующих фирм всегда хранятся данные о покупателях компании, произведенных ими платежах за приобретенную компанию и по упомянутой пошлине, а также за иные услуги. Некоторые фирмы предлагают регистрацию компаний с номинальными директорами. В этом случае имена реальных директоров не содержатся в списках соответствующих государственных органов, а специальные конфиденциальные договоры, заключенные между фактическими и номинальными директорами, хранятся в архивах таких фирм. Эти договоры обычно предусматривают снятие с номинальных директоров ответственности за деятельность офшорной компании.

Для осуществления контроля над офшорной компанией легализаторы могут выбрать один из следующих  способов: регистрация в качестве первых подписчиков (акционеров) во вновь  создаваемой компании; регистрация в качестве новых директоров и акционеров; приобретение контрольного пакета акций без регистрации в качестве директора; заключение договора с директорами офшорной компании без приобретения ее акций*(148).

Анализ деятельности таких организаций позволяется выявить признаки легализации преступных доходов в виде финансовых операций и сделок, не имеющих экономического смысла, имеющих запутанный характер, направленных на маскировку преступного источника приобретения доходов. На причастность организации к легализации преступных доходов могут указывать следующие обстоятельства:

- стоимость сделок, заключаемых  организацией, многократно превышает  ее активы и уставный капитал,  в договорах зачастую не содержатся  существенные условия, гарантии исполнения обязательства, предпринимательская деятельность осуществляется только на бумаге, реальное движение товаров отсутствует;

- денежные средства  накапливаются на счетах без  расходов на осуществление коммерческой  деятельности, затем вся денежная сумма перечисляется на счета сторонних фирм;

- при осуществлении  предпринимательской деятельности  расчеты производятся через третьих  лиц, в организацию из различных  сомнительных источников поступают  значительные инвестиции, что не  соответствует ее положению на рынке;

- денежные средства  перечисляются по крупному контракту  при отсутствии соответствующей  хозяйственной базы;

- заключаются многочисленные  договоры с неблагонадежными  контрагентами, краткие сроки  исполнения которых не соответствуют  сложившейся хозяйственной практике;

- на крупные денежные суммы  приобретаются ценные бумаги, которые  реализуются в течение непродолжительного  периода времени;

- регулярно обналичиваются крупные  денежные суммы, что не соответствует  хозяйственной деятельности;

- недвижимость приобретается в интересах третьих лиц с передачей во владение по доверенности, в качестве взноса в уставный капитал;

- получение сверхприбыли от  хозяйственной деятельности, не  соответствующей средней доходности  в данной сфере экономики;

- денежные выплаты сотрудникам значительно превышают среднюю заработную плату в данной сфере, численность работников незначительна при большом объеме перечисляемых денежных средств.

В качестве признаков легализации  преступных доходов во внешнеэкономической  деятельности можно выделить следующие обстоятельства:

- плательщиками денежных средств  в иностранной валюте и рублях  в пользу нерезидентов являются  организации, начавшие проводить  операции, как правило, по истечении  3 месяцев после их государственной  регистрации. Такие организации, как правило, имеют минимально возможный в соответствии с действующим законодательством уставный капитал;

- платежи в пользу нерезидентов  по договорам об импорте товаров  на условиях коммерческого кредитования  резидентами осуществляются практически ежедневно, что не сочетается с общепринятой внешнеторговой практикой;

- операции по счетам резидентов-плательщиков  связаны с поступлением денежных  средств в рублях от значительного  числа других резидентов и  с последующим переводом (с  конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) их в полном объеме (либо их значительной части) в течение 1 или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов;

- в договорах об  импорте товаров на условиях  коммерческого кредитования, заключенных  между резидентами и нерезидентами,  предусмотрены длительные сроки  поставки товаров либо иные  условия, не соответствующие общепринятой  внешнеторговой практике;

- контрагентами юридических лиц - резидентов являются иностранные компании, государство - место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающих их иностранных банков;

- со счетов, используемых  для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.

Выявлению операций, связанных  с легализацией преступных доходов во внешнеторговой деятельности, способствует установление фиктивных таможенных деклараций посредством сопоставления данных информационной базы ФТС России о реальных декларациях со сведениями банков о перечисленных на основании таких деклараций денежных средств.

Сопоставление производится по следующим показателям:

а) регистрационный номер  таможенной декларации;

б) дата принятия таможенной декларации, указанная в регистрационном  номере таможенной декларации;

в) дата выпуска (условного  выпуска) таможенными органами товаров, определяемая по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D");

г) код заявленного  таможенного режима по классификатору таможенных процедур, указанный в графе 37 грузовой таможенной декларации;

д) 3-значный буквенный  код валюты цены договора (сделки), указанный  в графе 22 грузовой таможенной декларации;

е) общая сумма по счету, указанная в графе 22 грузовой таможенной декларации;

ж) статистическая стоимость  товаров, указанная в графе 46 грузовой таможенной декларации.

О легализации преступных доходов может свидетельствовать  оформление на разные наименования товарных позиций товарораспорядительных документов, грузовых таможенных деклараций и внешнеэкономических договоров (например, наименования товарных позиций в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) различаются в товарораспорядительных документах и внешнеэкономических договорах (контрактах); отсутствие в товарораспорядительных документах четкого, со ссылкой на ТН ВЭД, описания товаров, являющихся предметом внешнеэкономических контрактов.

Решению задач оперативно-розыскной  деятельности по выявлению легализации  преступных доходов способствует применение таких мероприятий, как наблюдение, наведение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент, оперативное внедрение.

Наблюдение - это древнейшее средство разведки, контрразведывательной  и оперативно-разведывательной деятельности, которое предполагает визуальное, электронное  либо комплексное слежение. В процессе визуального слежения необходимо применять кино-, фото-, видеоаппаратуру или использовать возможности имеющихся в организации камер слежения. Это позволяет фиксировать связи наблюдаемого, нарушения банками, коммерческими организациями правил ведения банковской финансовой документации и установленного порядка проведения финансовых операций, работу обменных пунктов валюты, установленных в помещении банка в обход существующего порядка. Лицо, изъявившее желание конфиденциально оказывать помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью, посредством наблюдения может помочь выявить незаконные банковские операции, установить работников финансовой организации, причастных к "отмыванию", отследить перечисление денежных средств. Наблюдение с использованием специальных технических средств фиксации информации может быть применено при наличии между проверяемыми лицами устной договоренности о совместных действиях по легализации преступных доходов.

Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе