Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа
Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.
До возбуждения уголовного дела в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены данные о способах легализации преступных доходов, месте нахождения этих доходов, а также о лицах, причастных к названным деяниям, и иных обстоятельствах легализации. Другим направлением деятельности по выявлению фактов легализации доходов, полученных преступным путем, является оперативное сопровождение уголовных дел в начальной стадии расследования, выполнение поручений следователя.
Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную
Оперативные работники должны принимать меры к установлению истинных владельцев денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем, отождествлению личности проверяемых лиц с гражданами, непосредственно осуществляющими финансовые операции с признаками "отмывания", собирать документальные подтверждения совершения таких финансовых операций и сделок.
В процессе оперативно-розыскной деятельности определяется окружение проверяемого лица, принимаются меры к получению информации от работников финансовых учреждений, причастных к легализации преступных доходов, в том числе сотрудников служб безопасности, используются оперативно-технические возможности подразделений правоохранительных органов.
Большое значение для установления местонахождения преступных доходов и причастности лиц к совершению преступления имеет выявление фирм, используемых в криминальных целях, которое осуществляется в соответствии с особенностями их создания и функционирования, в частности:
1) регистрация подставных
фирм производится
2) другим способом
создания подставной фирмы явля
3) помимо регистрации, юридические конторы и индивидуальные предприниматели передают клиентам уже существующие фирмы путем внесения изменений в уставные документы. Для поиска лиц, согласных "продать" свою фирму, просматриваются объявления в Интернете, осуществляются выезды в другие регионы, опрашиваются знакомые и прежние клиенты. Таким лицам выплачивается определенная денежная сумма, после чего с их согласия в учредительные документы организации вносятся изменения или оформляется фиктивный протокол общего собрания учредителей, решением которого назначается новый номинальный директор. Изменения в учредительных документах регистрируются, об этом же уведомляется банк, где открыт счет организации, банковские документы переоформляются на новое руководство. От имени номинального директора легализатору может быть выдана доверенность на осуществление сделок, перевод денежных средств;
4) для целей легализации
преступных доходов создаются
и переоформляются не только
коммерческие, но общественные
5) регистрацию подставных
юридических лиц за рубежом
осуществляют международные
Для осуществления контроля над офшорной компанией легализаторы могут выбрать один из следующих способов: регистрация в качестве первых подписчиков (акционеров) во вновь создаваемой компании; регистрация в качестве новых директоров и акционеров; приобретение контрольного пакета акций без регистрации в качестве директора; заключение договора с директорами офшорной компании без приобретения ее акций*(148).
Анализ деятельности таких организаций позволяется выявить признаки легализации преступных доходов в виде финансовых операций и сделок, не имеющих экономического смысла, имеющих запутанный характер, направленных на маскировку преступного источника приобретения доходов. На причастность организации к легализации преступных доходов могут указывать следующие обстоятельства:
- стоимость сделок, заключаемых
организацией, многократно превышает
ее активы и уставный капитал,
в договорах зачастую не
- денежные средства
накапливаются на счетах без
расходов на осуществление
- при осуществлении
предпринимательской
- денежные средства
перечисляются по крупному
- заключаются многочисленные
договоры с неблагонадежными
контрагентами, краткие сроки
исполнения которых не
- на крупные денежные суммы
приобретаются ценные бумаги, которые
реализуются в течение
- регулярно обналичиваются
- недвижимость приобретается в интересах третьих лиц с передачей во владение по доверенности, в качестве взноса в уставный капитал;
- получение сверхприбыли от
хозяйственной деятельности, не
соответствующей средней
- денежные выплаты сотрудникам значительно превышают среднюю заработную плату в данной сфере, численность работников незначительна при большом объеме перечисляемых денежных средств.
В качестве признаков легализации преступных доходов во внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие обстоятельства:
- плательщиками денежных
- платежи в пользу нерезидентов
по договорам об импорте
- операции по счетам резидентов-
- в договорах об
импорте товаров на условиях
коммерческого кредитования, заключенных
между резидентами и
- контрагентами юридических лиц - резидентов являются иностранные компании, государство - место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающих их иностранных банков;
- со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.
Выявлению операций, связанных с легализацией преступных доходов во внешнеторговой деятельности, способствует установление фиктивных таможенных деклараций посредством сопоставления данных информационной базы ФТС России о реальных декларациях со сведениями банков о перечисленных на основании таких деклараций денежных средств.
Сопоставление производится по следующим показателям:
а) регистрационный номер таможенной декларации;
б) дата принятия таможенной декларации, указанная в регистрационном номере таможенной декларации;
в) дата выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров, определяемая по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D");
г) код заявленного таможенного режима по классификатору таможенных процедур, указанный в графе 37 грузовой таможенной декларации;
д) 3-значный буквенный код валюты цены договора (сделки), указанный в графе 22 грузовой таможенной декларации;
е) общая сумма по счету, указанная в графе 22 грузовой таможенной декларации;
ж) статистическая стоимость товаров, указанная в графе 46 грузовой таможенной декларации.
О легализации преступных
доходов может
Решению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению легализации преступных доходов способствует применение таких мероприятий, как наблюдение, наведение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент, оперативное внедрение.
Наблюдение - это древнейшее средство разведки, контрразведывательной и оперативно-разведывательной деятельности, которое предполагает визуальное, электронное либо комплексное слежение. В процессе визуального слежения необходимо применять кино-, фото-, видеоаппаратуру или использовать возможности имеющихся в организации камер слежения. Это позволяет фиксировать связи наблюдаемого, нарушения банками, коммерческими организациями правил ведения банковской финансовой документации и установленного порядка проведения финансовых операций, работу обменных пунктов валюты, установленных в помещении банка в обход существующего порядка. Лицо, изъявившее желание конфиденциально оказывать помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью, посредством наблюдения может помочь выявить незаконные банковские операции, установить работников финансовой организации, причастных к "отмыванию", отследить перечисление денежных средств. Наблюдение с использованием специальных технических средств фиксации информации может быть применено при наличии между проверяемыми лицами устной договоренности о совместных действиях по легализации преступных доходов.
Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе