Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа
Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая из неправомерного деяния зачастую превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на российскую экономику оказывают различные неформальные, зачастую родственные, кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов; каждая положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Значительный политический вес подобных полуфеодальных экономико-бюрократических образований блокирует работу контролирующих и правоохранительных органов. В результате причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях.
Информация о юридических лицах, их учредителях, местонахождении может быть получена из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, информация о юридических лицах содержится в базах данных Росстата, открытых базах данных органов государственной власти о проводимых конкурсах по государственным закупкам.
Сведения о недвижимом имуществе организации и лица можно получить в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. Выписки из Единого государственного реестра прав содержат описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
Сведения о наличии автомобилей следует запросить в подразделениях ГИБДД МВД России. Значительную помощь в проведении оперативной проверки могут оказать работники органов государственной власти, осведомленные о характере деятельности и обстоятельствах создания фирм-"однодневок" (например, работники Федеральной налоговой службы). Необходимо также использовать базы данных органов государственного контроля об организациях, регулярно нарушающих законодательство о противодействии легализации преступных доходов или имеющих признаки "однодневок".
Анализ поступившей информации о юридических лицах, их имуществе, сопоставление этой информации с данными оперативных учетов позволяет установить взаимосвязанные организации, выстроить схему маскировки перечисления денежных средств или передачи имущества, выявить противоправный источник поступления доходов, запланировать необходимые оперативно-розыскные мероприятия.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы дознания при проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления легализации преступных доходов лишены возможности получать сведения о банковских счетах до возбуждения уголовного дела; также затруднен доступ в кассовые помещения банков. В этом случае решение задач оперативно-розыскной деятельности во многом зависит от степени взаимодействия оперативных работников и Росфинмониторинга, а также подразделений Банка России.
По запросу
В рамках Соглашения о взаимодействии между МВД России и Банком России от 17 мая 2004 г. (п. 5.3) достигнута договоренность с руководством Банка России о проведении по письменным обращениям тематических проверок соблюдения банками кассовой дисциплины. Формально обследование банковских помещений, зданий, сооружений и проверка Банка России проводятся независимо друг от друга, на самом же деле обеспечивается реализация единого замысла на выявление не учтенных в соответствующих регистрах средств20.
В некоторых случаях
возможно рассмотреть вопрос об использовании
подразделений органов
Сведения о местонахождении предметов, документов, связях преступной группы могут быть получены также путем проведения прослушивания телефонных и иных переговоров, что допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении легализации преступных доходов средней тяжести, тяжкой или особо тяжкой, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, должны храниться в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограммы и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу о легализации преступных доходов в качестве вещественных доказательств.
Проведение оперативного
эксперимента допускается только в
целях выявления, предупреждения, пресечения
и раскрытия легализации престу
Экспериментальные действия включают создание, воспроизведение и использование условий для проявления преступных замыслов лиц, установления события легализации (отмывания) преступных доходов, проверку оперативной информации с последующей фиксацией событий, связанных с финансовыми операциями и сделками.
Оперативное внедрение позволяет выявить преступные группы, в том числе преступные сообщества, причастные к созданию криминальных капиталов и их легализации, установить членов таких групп и идентифицировать их, отследить движение преступных капиталов. Внедренное в преступную группу лицо может реализовать также иные оперативно-розыскные мероприятия (например, исследовать документы, снимать информацию с технических каналов связи). Полученные копии финансовых документов, технические записи, фотоснимки и негативы, электронные и другие носители информации оформляются рапортом, справкой, сообщением, запиской или иным оперативно-служебным документом. Оперативное внедрение может быть разовым мероприятием или длящимся процессом, системой организационных, тактических, разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых, как правило, негласными средствами и методами. С учетом этого наблюдение, опрос, оперативный эксперимент могут рассматриваться как вспомогательные элементы, составные части подготовки оперативного внедрения.
Результаты оперативно-
При наличии достаточных
данных для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела по факту
легализации преступных доходов
результаты оперативно-розыскной деятельно
Результаты ОРД оформляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. К ним могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами. При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в рапорте об обнаружении признаков преступления и (или) сообщении21
В случае необходимости описание индивидуальных признаков материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению, в котором отражаются задокументированные факты деятельности финансовых организаций по легализации преступных доходов, данные по каждому установленному эпизоду преступной деятельности с указанием источника их получения, сведения о лицах, причастных к отмыванию преступных доходов, и роль каждого из них, возможные пути и формы использования материалов, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности.
Проведение оперативно-
Оперативное внедрение, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также негласное исследование предметов и документов позволяют установить местонахождение предметов, документов, подлежащих изъятию.22
2) Результаты ОРД, используемые в доказывании.
При рассмотрении вопроса о значимости оперативно-разыскного сопровождения при расследовании преступлений, предусмотренных ст.ст.174, 174.1 УК РФ, считаем определить перечень задач подлежащих решению при осуществлении оперативно-разыскного сопровождения уголовных дел связанных с легализацией преступных доходов:
- установление схем
и способов легализации
- установление всех
участников преступной группы
и эпизодов их преступной
- проверке причастности подозреваемых (обвиняемых) к совершению нераскрытых, а также латентных преступлений;
- определение роли
каждого члена преступной
- обнаружение максимального объема вещественных доказательств, свидетельствующих о виновности подозреваемых, обвиняемых (например, изъятие бухгалтерских и иных документов отражающих следы преступления, изъятие оперативным аппаратом нелегальной переписки заключенного под стражу лица, в которой речь идет о местонахождении финансовых средств, не обнаруженных при обыске или осмотре, с целью сбора денег на подкуп должностных лиц и т. д.);
- оперативная проверка
относимости к расследуемому
событию различных
- выявление намерений лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и их связей по оказанию противодействия расследованию и их нейтрализации;
- выявление новых свидетелей,
ранее не известных следствию
по расследуемым эпизодам
- определение оптимального времени и тактики проведения следственных действий.
Направления деятельности определенные рамками уголовного дела.
В первую очередь в их число входят:
- поиск материальных
и идеальных следов
- установление местонахождения
и последующее задержание
- установление прежде неизвестных фактов преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ;
- выявление и устранение
причин и условий,
- обеспечение сохранности
и возможности использования
на последующих стадиях
Во вторую очередь, на наш взгляд, в данном блоке необходимо выделить:
- непосредственную помощь следователю в проведении следственных действий (осмотр места происшествия, обыск, проверка показаний на месте и др.);
- производство по отдельным
поручениям следователя,
а) требующих судебного разрешения и связанных с ограничением прав (обыск, контроль и запись переговоров, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка);
б) не требующих разрешения суда (допрос свидетеля, выемка, получение образцов для сравнительного исследования и др.);
- установление намерения
лиц, привлекаемых к уголовной
ответственности, относительно
- обеспечение защиты следователей, дознавателей, свидетелей, потерпевших и иных участников предварительного расследования со стороны обвинения от психического, физического и иного воздействия преступных структур.
Информация о работе Возможности использования результатов ОРД в уголовном процессе