Лекции по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 14:46, курс лекций

Описание работы

1. Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.
Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Файлы: 1 файл

Земельное Право лекции на 1.01.2015.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

- земли, предоставленные  Вооруженным силам РФ, другим  войскам, воинским формированиям  и органам (п.10 ст. 1 ФЗ ОБ обороне)

- земли, предоставленные  внутренним войскам, военным образовательным  организациям высшего образования (ст. 5 ФЗ О внутренних войсках МВД РФ)

- земельный  участки органов ФСБ (ст. 7.1 ФЗ О ФСБ)

- земли заповедников (п.2 ст.6 ФЗ Об ООПТ)

- земельные  участки, находящиеся в оперативном  управлении фед. органов госуд. охраны (п.2 ст. 29 ФЗ О государственной охране)

- зем. участки, предоставленные для размещения  фед. ж/д транспорта, ограничиваемых  в обороте, а также зем. участки, на которых размещены ж/д станции и ж/д вокзалы (п.3 ст. 4 ФЗ Об особенностях управления и распоряжения имуществом ж/д транспорта)

- зем. участки, отведенные под соответствующую  госуд. наблюдательную сеть (п.1 ст. 13 ФЗ О гидрометеорологической службе)

- земли лесного фонда (ст. 8 ЛК РФ)

- земли, занятые  находящимися в федеральной собственности  водными объектами (ст. 8 ВК РФ)

- земли, занимаемые  предприятиями и (или) объектами, по  роду деятельности которых созданы  ЗАТО, включая зоны безопасности  и санитарно-защитные зоны (п. 2 ст. 6 Закона РФ О ЗАТО)

- зем. участки  Москвы, на которых расположены  здания, строения, сооружения, где размещены  высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти  РФ, ген.прокуратура РФ, ЦБ РФ, Пенсионный  фонд РФ (ст. 8 закона РФО статусе столицы РФ).

Субъекты:

В соответствии с п. 2 чт. 9 ЗК РФ вопросы, касающиеся федер. собственности на зем.участки относятся исключительно к полномочиям РФ.

Осуществляет управление федеральной собственность Правительство РФ (п.г ч.1 ст.114 Конституции РФ).

В соответствии со ст.5, 29 ЗК РФ управлять и распоряжаться зем.участками, находящимися в фед. собственности, вправе органы госуд. власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Региональная собственность на землю

 Субъектами  региональной собственности выступают  субъекты РФ. Перечень субъектов  РФ закреплен ст. 65 Конституции  РФ. Каждый из субъектов может  выступать собственником земли.

От имени субъекта РФ права собственника осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ, наделенные необходимой компетенцией

В соответствии со ст. 18 ЗК РФ основания приобретения региональной собственности на земли аналогичные федеральной (ст. 17 ЗК РФ). + которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В соответствии с п.2 ст. 3.1 ФЗ О введение в действие ЗК РФ, в собственности:

2. В целях разграничения государственной  собственности на землю к собственности  субъектов Российской Федерации  относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Примеры:

- земли ООПТ  регионального значения

- земли, занятые  водными объектами, находящимися  в региональной собственности

- земли, изъятые  для государственных (региональных  нужд)

Муниципальная собственность на землю

Основания возникновения (ст. 19 ЗК РФ)

Субъектов выступает муниципальное образование.- т.е. городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и иная территория.

От имени муници. образования права собственника осуществляют органы МС

Допускается возможность осуществления права муниципальной собственности непосредственно населением, но только в случаях предусмотренных законом субъекта РФ и мун.образования (п.2 ст. 29 ФЗ Об общих принципах самоуправления в РФ) – формы осуществления местного самоуправления – это местные референдумы, собрания (сходы) граждан.

Особенность ст. 19 ЗК РФ: зем. участки могут передать в муниц. собственность не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ.

П.3 ст.19 (ЗК РФ устанавливает что госуд. собственность на землю безвозмездно передается в мун. собственность  только для обеспечения развития муниципальных образований, причем как в его границах, так и за ее пределами).

В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы м/с самостоятельно управляют муниц. собственностью.

В соответствии с п.3 ст. 3.1 ФЗ О введение в действие ЗК РФ, в собственности:

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

 и 

иные.

 

 

4. Купля-продажа земельных участков (ст.37 ЗК РФ)

По договору купли-продажи (ст.454 ГК РФ) одна сторона (продавец) обязуется передать зем. участок в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять зем. участок и уплатить за него определенную денежную сумму.

В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно п.2 ст. 37 ЗК РФ недействительными являются следующие условия договора купли-продажи зем. участка:

  • устанавливающие право продавца выкупить зем. участок обратно по собственному желанию;
  • ограничивающие дальнейшее распоряжение зем. участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу зем. участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
  • ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на зем. участки третьими лицами.

При заключении договора должны быть указаны данные, позволяющие определить размер зем.участка, его местонахождение, перечень угодий, входящих в состав земельного участка, цель использования зем. участка, его кадастровую стоимость.

Для точного определения всех параметров зем. участка к договору купли-продажи прилагается кадастровый паспорт  и кадастровый план зем. участка.

Продавец обязан предоставить достоверную информацию об обременения и ограничениях земельного участка (например: сервитуте, залоге, аренде, аресте…).

Если данные сведения в договоре отсутствуют или предоставляется недостоверная информация, то в соответствии с ГК РФ договор считается незаключенным или сделка признается недействительной. Покупатель также вправе требовать  уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи зем.участка и возмещения причиненных убытков.

Договор купли-продажи заключается в письменной форме. Несоблюдение ее влечет недействительность.

Цена является существенным условием договора купли-продажи. Устанавливается по соглашению сторон. Не указание в законе влечет недействительность договора (ст.555 ГК РФ)

Считается заключенным с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.

 

5. Особенности купли-продажи земельных  участков сельскохозяйственного  назначения 

Ст. 8 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

 При продаже земельного участка  из земель сельскохозяйственного  назначения субъект Российской  Федерации или в случаях, установленных  законом субъекта Российской  Федерации, муниципальное образование  имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

 

 

Тема 4. Правовые формы использования земель

 

1. Понятие права пользования  землей и его общая характеристика.

Право пользования понимается в двух значениях:

1. в  объективном смысле титулы владения  и пользования зем. участками - это  правовой институт, а также совокупность  правовых норм, регулирующих данный вид отношений

2. в  субъективном смысле – это  совокупность правомочий субъектов  землепользования по владению  и пользованию земельными участками.

Объектами права пользования являются: зем. участки, части зем.участков, служебные наделы.

Субъектами: - государственные и муниципальные учреждения

    • казенные предприятия
    • органы государственной власти и м/с
    • физ. и юридические лица
    • работники предприятий
    • религиозные организации

- ЖСК 

- и ные

Участниками зем. отношений выступают: землевладельцы, землепользователи, арендаторы и обладатели сервитута

Содержание: владение и пользование зем. участков, которые неотделимы друг от друга, исключение составляет лишь сервитут. Распоряжение допускается лишь в строго установленных законом случаях: при аренде.

Виды права пользования землей:

    • постоянно (бессрочное) пользование земельным участком
    • пожизненное наследуемое владение
    • аренда
    • безвозмездное пользование
    • сервитут

Принципы права землепользования

  1. многообразие форм пользования землей
  2. строго целевое использование земельными участками
  3. рациональное использование
  4. равенство субъектов землепользования
  5. платность землепользования.

Информация о работе Лекции по "Земельное право"