Лекции по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 14:46, курс лекций

Описание работы

1. Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.
Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Файлы: 1 файл

Земельное Право лекции на 1.01.2015.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

 

Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. В случае, если соглашение  об установлении сервитута заключается  с уполномоченным органом, заинтересованное  лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление  и прилагаемые к нему документы  по выбору заявителя могут  быть поданы в порядке, установленном  для подачи заявлений о предоставлении  в письменной форме или в  форме электронных документов  земельных участков.

3. Уполномоченный орган  в срок не более чем тридцать  дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей  статьи, обязан выполнить одно  из следующих действий:

1) направить заявителю  уведомление о возможности заключения  соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю  предложение о заключении соглашения  об установлении сервитута в  иных границах с приложением  схемы границ сервитута на  кадастровом плане территории;

3) направить заявителю  подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;

4) принять решение об  отказе в установлении сервитута  и направить это решение заявителю  с указанием оснований такого  отказа.

4. Уполномоченный орган  принимает решение об отказе  в установлении сервитута в  следующих случаях:

1) заявление об установлении  сервитута направлено в орган  исполнительной власти или орган  местного самоуправления, которые  не вправе заключать соглашение  об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях  сервитута использование земельного  участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута  приведет к невозможности использовать  земельный участок в соответствии  с его разрешенным использованием  или к существенным затруднениям  в использовании земельного участка.

5. Лицо, которому направлено  уведомление о возможности заключения  соглашения об установлении сервитута  или предложение о заключении  соглашения об установлении сервитута  в иных границах, обеспечивает  проведение работ, в результате  которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.

6. В срок не более  чем тридцать дней со дня  представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.";

 

Тема 5. Экономико-правовой механизм рационального использования земель

    1. Плата за землю

ЗК РФ закрепляет две формы платы за землю: зем. налог и арендная плата.

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физ.лица, обладающие зем. участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования и праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физ.лица в отношении зем. участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования и аренды.

В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются зем. участки, расположенные в пределах муниц. образования (городов федерального значения Москва и С-Петербурга, Севастополя), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  1. Зем.участки, изъятые из оборота
  2. Зем. участки, ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
  3. Зем. участки, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда
  4. Зем. участки, ограниченные в обороте, занятые, находящимися в госуд. собственности водными объектами в составе водного фонда РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого зем. участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ст. 391 НК РФ устанавливает необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для следующих налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев  Российской Федерации, полных кавалеров  ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой  Отечественной войны, а также  ветеранов и инвалидов боевых  действий;

5) физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

6) физических лиц, принимавших в  составе подразделений особого  риска непосредственное участие  в испытаниях ядерного и термоядерного  оружия, ликвидации аварий ядерных  установок на средствах вооружения  и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или  перенесших лучевую болезнь или  ставших инвалидами в результате  испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами  ядерных установок, включая ядерное  оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы (10 000 рублей), превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных  участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Так как земельные налоги относятся главой 31 НК РФ к местным налогам, соответственно муниципальные образования вправе изменять налоговые ставки в сторону понижения:

Например - на территории г. Екатеринбурга:

0,15 % для земель личного подсобного хозяйства

0,18 % для садовых, огородных, дачных земельных участков

0,8 % для граждан потребительских  кооперативов

1,05 % для АЗС

1,05 % для автостоянок 

0,8 % для гаражей

На уровне Свердловской области максимальные ставки в некоторых муниципальных образованиях установлены ниже максимального (1,5) %.

Тугулым – 1%

Качканар – 1%

Карпинск – 0,75%

Красноуфимск – 1,5%

Биссертский городской округ – 0,9%

Рефтинский городской округ – 0,5%

Ст. 395 НК РФ определяет налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской

2) организации - в отношении земельных  участков, занятых государственными  автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации

5) общероссийские общественные  организации инвалидов 

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Тема 9. Правовая характеристика режима отдельных категорий земель

 

1. Понятие и особенности правового  режима земель с/х назначения

 В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ земли с/х назначения – это земли расположенные за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для данных целей.

Признаки земель с/х назначения:

1. Основным  критерием для отнесения земель  к землям с/х назначения является  предназначение их для с/х производства.

2. Земли  с/х назначения должны быть  расположены за чертой населенных  пунктов.

3. К  категории земель с/х назначения  входят лучшие плодородные земли, которые, прежде всего, используются как основное средство производство.

Земли с/х назначения имеют особенности правового режима, что определяется их ценностью.

П.8 ст. 1 ЗК РФ устанавливает принцип строго целевого использования данной категории земель.

 П.6 ст. 1 ЗК РФ устанавливает принцип  приоритета земель с/х назначения.

В соответствие со ст. 8 ЗК РФ решение о переводе земель с/х назначения в иную категорию принимается только на уровне РФ либо ее субъектов.

В соответствии со ст.3 ФЗ Об обороте земель с/х назначения данные земли не предоставляются на праве частной собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юр. лицам, а также юр. лицам в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юр. лиц составляет более 50%.

Ст.8 ФЗ Об обороте земель с/х назначения устанавливает право преимущественной покупки данной категории земель субъектов РФ либо с случаях предусмотренных законодательством субъектов РФ муниципальных образований, а также особый порядок их купли-продажи.

Ст. 45-46 ЗК РФ устанавливает одном из оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды: не использование зем. участка, предназначенного для с/х производства в данных целях в течение 3 лет.

Экологическое законодательство устанавливает повышенные требования к охране и рекультивации земель с/х назначения при разработке месторождений полезных ископаемых.

Ст. 79 ЗК РФ предусматривает особенности использования с/х угодий, т.е. земель являющихся особо ценными среди земель  с/х назначения.

 

 

 

2. Правовой режим земель  водного фонда

В соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:

    • покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
    • занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.

В соответствии с п.6 ст.6 ВК РФ вдоль береговой линии водного объекта общего пользования имеется береговая полоса (полоса земли), которая составляет 20 метров. Каждый гражданин праве пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой.

Информация о работе Лекции по "Земельное право"