Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 14:46, курс лекций
1. Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.
Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.
Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
1. В случае, если соглашение
об установлении сервитута
Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.
2. Указанное в пункте
1 настоящей статьи заявление
и прилагаемые к нему
3. Уполномоченный орган
в срок не более чем тридцать
дней со дня получения
1) направить заявителю
уведомление о возможности
2) направить заявителю
предложение о заключении
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об
отказе в установлении
4. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:
1) заявление об установлении
сервитута направлено в орган
исполнительной власти или
2) планируемое на условиях
сервитута использование
3) установление сервитута
приведет к невозможности
5. Лицо, которому направлено
уведомление о возможности
6. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.";
Тема 5. Экономико-правовой механизм рационального использования земель
ЗК РФ закрепляет две формы платы за землю: зем. налог и арендная плата.
Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физ.лица, обладающие зем. участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования и праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физ.лица в отношении зем. участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования и аренды.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются зем. участки, расположенные в пределах муниц. образования (городов федерального значения Москва и С-Петербурга, Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
Налоговая база определяется в отношении каждого зем. участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Ст. 391 НК РФ устанавливает необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для следующих налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
6) физических лиц, принимавших в
составе подразделений особого
риска непосредственное
7) физических лиц, получивших или
перенесших лучевую болезнь
Если размер не облагаемой налогом суммы (10 000 рублей), превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Так как земельные налоги относятся главой 31 НК РФ к местным налогам, соответственно муниципальные образования вправе изменять налоговые ставки в сторону понижения:
Например - на территории г. Екатеринбурга:
0,15 % для земель личного подсобного хозяйства
0,18 % для садовых, огородных, дачных земельных участков
0,8 % для граждан потребительских кооперативов
1,05 % для АЗС
1,05 % для автостоянок
0,8 % для гаражей
На уровне Свердловской области максимальные ставки в некоторых муниципальных образованиях установлены ниже максимального (1,5) %.
Тугулым – 1%
Качканар – 1%
Карпинск – 0,75%
Красноуфимск – 1,5%
Биссертский городской округ – 0,9%
Рефтинский городской округ – 0,5%
Ст. 395 НК РФ определяет налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголо
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
4) религиозные организации
5) общероссийские общественные организации инвалидов
6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
7) коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Тема 9. Правовая характеристика режима отдельных категорий земель
1. Понятие и особенности
В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ земли с/х назначения – это земли расположенные за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для данных целей.
Признаки земель с/х назначения:
1. Основным
критерием для отнесения
2. Земли
с/х назначения должны быть
расположены за чертой
3. К
категории земель с/х
Земли с/х назначения имеют особенности правового режима, что определяется их ценностью.
П.8 ст. 1 ЗК РФ устанавливает принцип строго целевого использования данной категории земель.
П.6
ст. 1 ЗК РФ устанавливает принцип
приоритета земель с/х
В соответствие со ст. 8 ЗК РФ решение о переводе земель с/х назначения в иную категорию принимается только на уровне РФ либо ее субъектов.
В соответствии со ст.3 ФЗ Об обороте земель с/х назначения данные земли не предоставляются на праве частной собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юр. лицам, а также юр. лицам в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юр. лиц составляет более 50%.
Ст.8 ФЗ Об обороте земель с/х назначения устанавливает право преимущественной покупки данной категории земель субъектов РФ либо с случаях предусмотренных законодательством субъектов РФ муниципальных образований, а также особый порядок их купли-продажи.
Ст. 45-46 ЗК РФ устанавливает одном из оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды: не использование зем. участка, предназначенного для с/х производства в данных целях в течение 3 лет.
Экологическое законодательство устанавливает повышенные требования к охране и рекультивации земель с/х назначения при разработке месторождений полезных ископаемых.
Ст. 79 ЗК РФ предусматривает особенности использования с/х угодий, т.е. земель являющихся особо ценными среди земель с/х назначения.
2. Правовой режим земель водного фонда
В соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.
В соответствии с п.6 ст.6 ВК РФ вдоль береговой линии водного объекта общего пользования имеется береговая полоса (полоса земли), которая составляет 20 метров. Каждый гражданин праве пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой.