Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………..…………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
1.1 Задачи государственного
мониторинга земель…………………….………6
1.2 Принципы ведения мониторинга
земель……………………………….…..11
1.3 Общая последовательность
разработки и осуществления мониторинга...14
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ……………………………………………………..19
РАЗДЕЛ 3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МОНИТОРИНГА
ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ…………………………………….…………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основ устойчивого развития
любой страны – организация рационального
использования и охраны природных ресурсов,
составной частью которых являются земли.
Принятию решений, связанных
с реализацией действий на земле, в обязательном
порядке должен предшествовать анализ
разноплановых данных о ее состоянии.
Все это определяет необходимость организации
периодических комплексных наблюдений
за состоянием земель. На всех этапах человеческого
развития благосостояние общества зависело
и зависит от его умения использовать
незаменимый природный ресурс - земельный.
В отличие от других факторов производства
земля пространственно ограничена, неперемещаема.
Земля является основой материальных
благ, важнейшим компонентом природной
среды; имеет территориальную, качественную
и количественную неоднородность, изменчивость
свойств.
Наблюдения за состоянием природной
среды с древних времен связаны с практической
деятельностью человека. Однако понятие
«мониторинг», определяющее систему целенаправленных
наблюдений за состоянием природной среды,
вошло в научный обиход лишь в 20 веке.
Необходимость подобных наблюдений возникла
в связи с возрастающим, часто отрицательным,
воздействием деятельности человека на
компоненты природы, что приводило к их
изменениям, в ряде случаев необратимым.
В определенном смысле, мониторинг – это
информационная система наблюдений для
оценки и прогноза изменений в состоянии
окружающей среды, созданная с целью выделения
антропогенной составляющей этих изменений
на фоне природных процессов.
Наиболее полно общественная значимость
земли раскрывается в сельском хозяйстве,
где процесс производства непосредственно
связан со свойствами земли. Земля служит
главным средством производства и выступает
в виде сельскохозяйственных угодий с
различным плодородием: естественным
и эффективным (экономическим). Как средство
труда земля характеризуется качеством
почв и продуктивностью растений, как
предмет труда - технико-технологическими
и пространственными свойствами. От правильного
использования почв зависит функционирование
всех отраслей народного хозяйства, благосостояние
общества.
Постоянно нарастает потребность в землях
для несельскохозяйственных целей. Лучшие
земли освоены практически полностью
или отчуждены под населенные пункты,
промышленные предприятия, аэродромы,
дороги, трубопроводы, линии связи, для
утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного
производств, бытовых отходов. Происходит
прямое уничтожение почв в результате
подземных и открытых разработок полезных
ископаемых.
Поэтому важнейшей задачей государственного
управления в сфере охраны окружающей
среды и рационального природопользования
в целом и земельными ресурсами, в частности,
является организация мониторинга земельных
ресурсов (земель), как комплексной системы
наблюдений за состоянием земельных ресурсов,
оценки и прогноза изменений их состояния
под воздействием антропогенных и природных
факторов. Цель — регулирование качества
окружающей среды, предотвращение загрязнения
земель, обеспечение их продуктивности.
Этому способствует организация системы
мер по дальнейшей интенсификации землепользования,
повышению плодородия почв, проведению
системы землеустроительных работ, а также
работ по снижению антропогенной нагрузки
на почвы.
Одной из главных задач в этом направлении
является создание эффективного мониторинга
земель на основе ГИС, позволяющего решить
задачи своевременного выявления изменений,
прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению
и устранению последствий негативного
воздействия на почвы, и обеспечивать
деятельность по ведению государственного
земельного кадастра.
Предмет курсовой работы - действующее
законодательство, регулирующее государственный
мониторинг земель.
Целью курсовой работы является оценка
состояния государственного мониторинга
земель в России, его организации на региональном
уровне и разработка предложений по совершенствованию.
В соответствии с целью поставлено решение
следующих задач: уяснить сущность и роль
государственного мониторинга земель
в системе управления земельными ресурсами.
Методологическую основу исследования
составляют работы отечественных ученых-экологов,
экономистов по проблемам охраны земельных
ресурсов и экологии землепользования,
публикации периодической печати, законодательные,
нормативные, методические документы.
Структура написания курсовой
работы введение, двух разделов, заключение,
источники литературы
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ
ГОСУДАРТСВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
- Задачи государственного
мониторинга земель
Систему повторяющихся наблюдений
одного и более элементов окружающей природной
среды в пространстве и во времени с определенными
целями и в соответствии с заранее подготовленной
программой было предложено назвать мониторингом.
Термин «мониторинг» появился
перед проведением Стокгольмской конференции
Организации Объединенных Наций по окружающей
среде (Стокгольм, 5-16 июня 1972г.). Первые
предложения по поводу такой системы были
разработаны экспертами специальной комиссии
СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей
природной среды) в 1971г. Упоминания об
этой системе можно найти в рекомендациях
Стокгольмской конференции. Сам термин
«мониторинг», по-видимому, появился в
противовес (или в дополнение) термину
«контроль», в трактовку которого включались
не только наблюдение и получение информации,
но и элементы активных действий, элементы
управления1.
В то время дискуссия велась
по мониторингу загрязнений, тогда как
мониторингу природных ресурсов уделялось
лишь небольшое внимание.
В нашей стране обсуждение системы
мониторинга активизировалось перед первым
межправительственным совещанием по мониторингу,
созванным в Найроби (Кения, февраль 1974г.)
Советом управляющих Программы ООН по
проблемам окружающей среды (ЮНЕП); нужно
подчеркнуть, однако, что наблюдения за
многими изменениями в биосфере осуществлялись
и ранее, в частности Гидрометеорологической
службой СССР.
Основные положения о создании
системы мониторинга были заложены на
межправительственном совещании по мониторингу,
где был определен список приоритетных
загрязнителей для их учета при организации
мониторинга:
было решено установить контроль
за параметрами, необходимыми для интерпретации
результатов измерения загрязнителей.
Был также принят ряд других решений по
данному вопросу. Большинство решений
этого совещания было одобрено на второй
сессии Совета управляющих ЮНЕП. Позднее
система мониторинга окружающей природной
среды была включена в уже функционирующую
службу наблюдений и контроля состояния
окружающей природной среды и мониторинг
стал обозначать систему наблюдений, оценки
и прогноза состояния окружающей природной
среды.
На сегодняшний момент в международной
практике мониторинг окружающей природной
среды рассматривается как комплекс выполняемых
по научно обоснованным программам наблюдений,
оценок, прогнозов и разрабатываемых на
их основе рекомендаций и вариантов управленческих
решений, необходимых и достаточных для
обеспечения управления состоянием окружающей
среды и экологической безопасности.
Важной и необходимой предпосылкой
рационального управления использованием
и охраной природных объектов и ресурсов
выступает их мониторинг. Объектами мониторинга
признаются все земли и другие природные
объекты, и ресурсы Российской Федерации.
Государственный мониторинг
земель представляет собой систему наблюдений
за их состоянием. Задачами государственного
мониторинга земель закон признает:
- своевременное выявление
изменений состояния земель, оценку
этих изменений, прогноз и выработку
рекомендаций о предупреждении
и об устранении последствий
негативных процессов;
- информационное обеспечение
государственного земельного кадастра,
государственного контроля за
использованием и охранной земель,
иных функций государственного и муниципального
управления земельными ресурсами, а также
землеустройства;
- обеспечение граждан
информацией о состоянии окружающей
среды, в частности о состоянии
земель.
Мониторинг земель Российской
Федерации включает в себя подпис-темы,
соответствующие категориям земель. Его
составными частями являются мониторинг
плодородия земель сельскохозяйственного
назначения и мониторинг мелиорированных
земель.2
Порядок осуществления государственного
мониторинга устанавливается Правительством
Российской Федерации. В настоящее время
действует Положение об осуществлении
государственного мониторинга земель,
утвержденное постановлением Правительством
РФ от 28 ноября 2002 г. №846.3
В зависимости от целей наблюдения
и наблюдаемой территории государственный
мониторинг земель может быть федеральным,
региональным и локальным. Он осуществляется
в соответствии с федеральными, региональными
и местными программами.
Мониторинг включает в себя
сбор информации о стоянии земель в Российской
Федерации, ее обработку и хранение; непрерывное
наблюдение за использованием земель
исходя из их целевого назначения и разрешительного
использования; анализ и оценку качественного
состояния земель с учетом воздействия
природных и антропогенных факторов.
Ведение государственного мониторинга
земель в настоящее время возложено на
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости. Оно функционирует в составе
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации.
Мониторинг объектов животного
мира, уникальной экономической системы
озера Байкал, континентального шельфа,
исключительной экономической зоны, внутренних
морских вод и территориального моря Российской
Федерации осуществляет Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования.
Ныне функционирует также Федеральная
служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды. Ее функции
и полномочия определены в Положении,
утвержденном постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 июля 2004 г.4 В пределах своей компетенции
Федеральная служба осуществляет государственный
учет поверхностных вод и ведение водного
кадастра в частности поверхностных водных
объектов в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. Данная служба ведет
Единый государственный фонд данных о
состоянии окружающей природной среды,
ее загрязнении и осуществляет в пределах
своей компетенции государственный мониторинг
атмосферного воздуха, водных объектов,
континентального шельфа, государственный
мониторинг исключительной экономической
зоны Российской Федерации.
При проведении мониторинга
информацию можно получить, используя
дистанционное зонирование (съемки и наблюдения
с космических аппаратов, самолетов, с
помощью средств малой авиации и др.); сети
постоянно действующих полигонов, эталонных
стационарных и иных участков, межевых
знаков и т.п.; наземные съемки, наблюдения
и обследования (сплошные и выборочные);
соответствующие фонды данных.
Наблюдение за состоянием земель
можно разделить на 3 группы (зависят от
сроков и периодичности проведения): базовые
(для получения данных о состоянии земель
на момент начала ведения мониторинга);
периодические (для получения данных о
состоянии земель за определенный период
– раз в 3 года и более); оперативные
(для получения данных о состоянии земель
на текущий момент).
По результатам оценки состояния
земель составляются оперативные сводки,
научные прогнозы и рекомендации с приложением
к ним тематических карт, диаграмм и таблиц,
характеризующих динамику и направление
развития изменений, в особенности имеющих
негативный характер.
Данные, полученные в ходе проведения
мониторинга, используются при подготовке
государственного (национального) доклада
о состоянии и использовании земель в
Российской Федерации, ежегодно представляемого
по согласованию с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти в Правительство Российской Федерации.