Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка
1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.
Иностранные граждане – только на праве аренды могут владеть зем.участками с/х назначения.
Размер арендной платы – по договору аренды.
Преимущественное право покупки участка арендатором в порядке, установленном для продажи долей (за искл. случаев – п.1ст36 ЗК)
При аренде на срок более
5 лет досрочное прекращение
В случае аренды доли – договор заключается со всеми уч-ками, либо с одним при наличии у него доверенностей от других.
Аренда с правом выкупа (или выплатой всей стоимости в счет арендной платы) – возможна с предусмотрением этих условий в договоре аренды (особенности – ст.8 и 10 ЗК РФ).
Предельная площадь арендованного участка у одного арендатора – не ограничена.
В настоящий момент обеспеченность сельхозтоваропроизводителей основными видами техники составляет менее 50%, списание техники в пять раз превышает ее обновление. Около 70% машинно-тракторного парка выработало свой срок службы. Лизинг на основе гос инвестиций является одним из наиболее перспективных методов материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, т.к. позволяет сельхозтоваропроизводителю приобрести необходимую ему дорогостоящую технику без единовременной мобилизации собственных средств или кредита, которые требуются для ее покупки. В соответствуй с ГК РФ и ст.2 Закона «О финансовой аренде (лизинге)» 1998г. по договору финансовой аренды (лизинга) лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
В связи с тем, что сельскохозяйственное производство отличается высокой капиталоемкостью, относительно низкой фондоотдачей, зависимостью от природно-климатических факторов, сезонностью производства, которые, в свою очередь, ведут к несовпадению по срокам периода затрат и получения доходов, а также характеризуют сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, которой присущи высокие риски невозврата вложенных инвестиций, то речь необходимо вести о лизинге сельскохозяйственной техники как виде государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Начало правовому
1995г. Минсельхозпродом РФ, Минфином РФ и АО «Росагроснаб» был утвержден Порядок обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе. В этом документе предусматривалось создание и постоянное пополнение специального (лизингового) фонда, который должен был формироваться за счет федеральных и региональных бюджетных ассигнований, средств машиностроительных предприятий, а также других разрешенных законом источников. Бюджетные ассигнования выделялись на возвратной основе Минсельхозпроду РФ, который "поручал АО «Росагроснаб» выполнение и координацию работ по проведению лизинговых операций. В соответствии с данным Порядком, Минсельхозпрод РФ утверждает номенклатуру и суммовые объемы поставок по лизингу машиностроительной продукции. В течение срока действия договора лизинга с лизингополучателя ежегодно взимается арендная плата в размере 3% от остаточной стоимости предмета лизинга. Индексация стоимости предмета лизинга для расчета лизинговых платежей не производится в течение всего срока действия лизингового договора.
В настоящее время на основании законов о фед бюджете на 2002.г., 2003 г. Минфин РФ признается распорядителем бюджетных средств, а лизинг с участием государства осуществляет ОАО «Росагролизинг». В связи с тем, что бюджетные средства, которые ранее ежегодно направлялись на формирование и пополнение лизингового фонда, с 2001 г. ежегодно направляются в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» на основании законов о фед бюджете и нормативных актов Правительства РФ. Все остальные правила, приведенные выше, которые были закреплены в Порядке обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе, продолжают действовать и сейчас, будучи закрепленными в принятых в разное время Постановлениях Правительства РФ и актах Минсельхоза РФ.
В соответствии с Законом «О государственном регулировании АПП» от 1997 г., лизинг в сфере АПП с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством АПП и органами исполнительной власти субъектов РФ. Этими же органами определяется и перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере АПП.
В отношениях, возникающих в связи с осуществлением гос регулирования лизинга в сельском хозяйстве можно выделить два момента: 1) направление государством бюджетных средств на финансирование лизинга в сфере сельского хозяйства, то есть осуществление государственной поддержки агролизинга; 2) определение государством субъектов лизинга и отдельных условий договора лизинга с участием государства. Во-вторых, это отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договора лизинга в сфере сельского хозяйства.
Осуществление государственной
поддержки агролизинга реализуе
Направляя финансовые средства в уставный капитал лизинговой компании, которая осуществляет лизинг в сфере сельского хозяйства, государство устанавливает некоторые обязательные условия заключаемых этой компанией договоров лизинга, то есть осуществляет в определенной мере организационную функцию, обеспечивающую оптимальные условия для реализации финансируемой им деятельности. Так, нормативными правовыми актами Правительства РФ определяется перечень имущества, которое может являться предметом лизинга, размеры вознаграждения и снабженческо-сбытовой наценки, которые вправе взимать лизингодатель. Актами Министерства сельского хозяйства РФ ежегодно утверждается реестр сельскохозяйственной техники, которая может быть передана по договору лизинга с участием государства, а также максимальные цены на нее.
Договор лизинга в сфере сельского хозяйства с участием государства, хотя и включает в себя отдельные условия, которые установлены императивными административно-правовыми нормами, по сути, не перестает быть гражданско-правовым договором и, соответственно, регулируется нормами гражданского права.
1. Общие положения
(отношения, регулируемые
предмет договора лизинга).
2. Правовые основы
деятельности государственной
3. Особенности содержания договора финансовой аренды (лизинга) (обязанности ОАО «Росагролизинг»: формировать заказы на машиностроительную продукцию для ее закупки с последующей передачей в лизинг; размещать сформированные заказы у поставщиков продукции машиностроения; осуществлять капитальный ремонт предмета лизинга или засчитывать часть стоимости произведенного лизингополучателем ремонта в счет лизинговых платежей; по желанию лизингополучателя взимать лизинговые платежи в форме сельскохозяйственной продукции; размер лизинговых платежей указывается в договоре в рублях и не подлежит изменению в сторону увеличения в течение всего срока договора; периодичность лизинговых платежей устанавливается с учетом сезонности сельскохозяйственного производства и др.).
4. Особенности ответственности сторон договора финансовой аренды (лизинга) (установление максимального размера санкций, подлежащих взысканию в случаях нарушения условий договора лизингополучателями; особенности предъявления требований продавцу предмета лизинга и др.).
5. Обеспечение исполнения
обязательств по договору
Деятельность судебных и арбитражных органов по разрешению экономических споров с\х коммерческих организаций с их контрагентами, рассмотрению дел о признании недействительными актов гос органов, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы с\х товаропроизводителей, имеет большое значение для правового регулирования аграрных отношений, стабилизации АПП и его дальнейшего развития.
Особо важную роль в регулировании общественных отношений на селе играют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения и руководящие указания судам по вопросам применения действующего законодательства и разрешения той или иной категории дел. Хотя такие акты не являются источниками права, они имеют большое значение в правовом регулировании аграрных отношений. Таково, например, Постановление Верховного Суда АПП от 22 апреля 1992 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе», в котором обобщена деятельность судов по разрешению споров в данной сфере отношений (вопросы , связанные с определением подведомственности заявленных требований, т. е. что подведеомственно арбитражному суду, а что судам).
Поскольку по действующему законодательству споры с\х формирований, а также граждан, занимающихся сельским хозяйством, садоводством, огородничеством, животноводством, разрешаются как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции, большое значение имеет четкое разграничение подведомственности этих дел судам и арбитражным судам. Этим проблемам посвящено Постановление Пленума Верховного Суда АПП и Пленума Высшего Арбитражного Суда АПП от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». В данном постановлении, в частности, говорится, что, когда в законодательстве подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться законодательными актами, определяющими компетенцию судов и арбитражных судов, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом. К юрисдикции арбитражных судов согласно действующему законодательству отнесено разрешение экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическим лицами, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности, гражданами-предпринимателями, а также споров в сфере управления.
Пленум Высшего Арбитражного Суда АПП в своем постановлении от 28 февраля 1995 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса АПП» разъяснил, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, а глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда АПП от 31 октября 1997 г. «О применении Арбитражного процессуального кодекса АПП при рассмотрении дел в суде первой инстанции», в частности, разъяснено, что наложение ареста на денежные средства или имущество затрагивает имущественные интересы как должника, так и его кредиторов. Поэтому арбитражному суду необходимо проверить аргументированность заявления о принятии таких мер обеспечения иска и принять эти меры, когда имеется реальная угроза невозможности в будущем исполнить судебный акт.
Постановление пленума «О некоторых вопросах подведемственности дел арбитражным судам» 1992.
«Обзор практики применения
арбитражными судами земельного законодательства»
. 2001 (Президиум высшего
Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве – воздействие правовыми средствами на трудовые отношения в с\х производственных и потребительских кооперативах, товариществах и обществах, гос и муниципальных унитарных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Ст. 7 Конституции установлено,
что в РФ труд и здоровье людей,
устанавливается
Согласно ст. 34 Конституции
каждый имеет право на свободное
использование своих
Ст. 37 Конституции: труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Трудовым кодексом РФ установлены следующие основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:
- свобода труда, включая право на труд;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;