Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:46, дипломная работа
Теоретической значимостью моей дипломной работы является анализ правотворчества и правоприменения, состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.
Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.
Введение
Глава 1. Генезис взяточничества и коррупции
1.1 Содержание понятия коррупции. Социальное значение
1.2 История возникновения и развития коррупции
Глава 2. Коррупция как проблема национальной безопасности
2.1 Проблемы и условия, порождающие коррупцию
2.1.1 Общие проблемы и специфические российские проблемы
2.1.2 Экономические условия коррупции
2.1.3 Условия для низовой коррупции
2.1.4 Социально-психологические условия коррупции
2.2 Проблемы, порождаемые коррупцией
2.3 Экономические потери от коррупции
Глава 3. Коррупция за рубежом
3.1 Проблема коррупции в развитых странах
3.2 Интернациональные аспекты коррупции
3.3 Некоторые статистические данные о коррупции в мире
4. Международный опыт борьбы с коррупцией
Глава 4. Исследование НПА на наличие коррупциогенности
4.1 Анализ ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года
4.2 Анализ коррупциогенности отдельных нормативно-правовых актов органов исполнительной власти
Заключение
Библиографический список
Список сокращений
3. Традиция
подчинения чиновников не
2.1.2 Экономические условия коррупции
Государственная
коррупция существует постольку, поскольку
государство вмешивается в
В экономической сфере последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы активности, к чему труднее всего приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Ниже приводится далеко не полный перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией17.
1. Приватизация государственной собственности везде служит серьезным источником коррупции. В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Еще на начальных стадиях около 30 % всех постановлений по приватизации, по данным правоохранительных органов, содержали нарушения норм действующего законодательства. Практиковалось включение чиновников в число акционеров. Наиболее распространенные нарушения - присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества.
К этому
придется добавить многочисленные случаи,
не подпадающие под прямую уголовную
ответственность: оценивание приватизируемых
объектов по заниженным суммам, манипуляции
условиями конкурсов, скупка предприятий
чиновниками через доверенных лиц.
Неслучайно именно приватизация стала
последнее время полем для
политических схваток, в которых
главное оружие - компрометирующие
материалы и обвинения в
2. Исполнение
бюджета и распределение
Наиболее часто нарушения, наносящие ущерб федеральному бюджету и нередко сопряженные с коррупцией, возникают при следующих обстоятельствах:
а) поступление налогов и платежей в федеральный бюджет;
б) денежные зачеты;
в) получение
связанных иностранных
г) необоснованно высокая просроченная дебиторская задолженность;
д) нецелевое и неэффективное использование средств федерального бюджета.
По свидетельству
экспертов взяткой
Распределение бюджетных средств происходит также через государственные заказы и закупки. До последнего времени и здесь царили закрытость и бесконтрольность, порождавшие безудержную коррупцию. Особенно разлагающе закрытость и неподконтрольность при распределении и использовании государственных средств действовали в Вооруженных Силах.
3. Предоставление
эксклюзивных прав (льгот, в том
числе - по экспорту и импорту,
налогам, лицензирование и т.п.
4. Банковская
сфера в России начала
Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило цивилизовать формы получения взяток и от традиционных конвертов (а затем - чемоданчиков) с наличностью перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки раз процентам по вкладам и другим, более утонченным, формам благодарности.
2.1.3 Условия для низовой коррупции
Социологические исследования, показывающие, что 98 % автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ДПС, говорят не только о высокой степени коррумпированности этой службы. Данные свидетельствуют о широчайшей коррумпированности общественного сознания, о том, что низовая коррупция внедрена в общественную практику.
Привлекательность
низовой коррупции в том, что
при минимальном риске для
обеих сторон она обладает специфической
ценностью не только для получателя
(или вымогателя) взятки, но и для
взяткодателя. Взятка помогает решать
постоянно возникающие бытовые
проблемы; она же служит небольшой
платой за постоянную возможность мелких
нарушений законов и
Масштабная
низовая коррупция предельно
опасна, поскольку, во-первых, создает
благоприятный психологический
фон для существования
Низовая коррупция в России возникает почти везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, - государство считает уместным тревожить гражданина. Ниже перечисляются только основные сферы18.
1. Жилищно-коммунальная
сфера, как показывают
2. Правоохранительные
органы и, прежде всего,
3. Налоги
и таможенные сборы –
4. Призыв
на военную службу последние
годы сталкивается с
В добавление к перечисленному упомянем еще ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой вероятностью соприкосновения с коррупцией:
а) сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;
б) выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;
в) разрешение на строительство и наделение земельными участками;
г) контроль со стороны государственных служб (пожарные, санэпидемстанции и т.п.), от которого страдает малый бизнес в России.
Взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях. Первый - когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует (помимо перечисленного в предыдущих разделах):
а) сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;
б) незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;
в) сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;
г) усложненность бюрократических процедур;
д) монополия ведомств на предоставление услуг;
е) структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и принимать властные решения, и оказывать услуги.
Второй случай, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушение действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствуют следующие условия (помимо перечисленного в предыдущих разделах):
а) отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств;
б) неадекватность шкал штрафов, способствующая уклонению от их уплаты с помощью взяток.
2.1.4 Социально-психологические условия коррупции
Морально-психологическая атмосфера в обществе серьезно влияет на уровень коррупции. Большинство чиновников рано или поздно сталкивается с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Появление этих обстоятельств зависит как от обсуждавшихся выше проблем и условий, порождающих коррупцию, так и от социально-психологических факторов. Поняв их природу, легче определить, что надо делать для борьбы с коррупцией.
Принятие
первого коррупционного решения
может облегчаться
Важная
особенность социально-
С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.
Чиновник может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий "пограничного" характера к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения19.
2.2 Проблемы, порождаемые коррупцией
В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Более 60 % респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств.
Несомненно,
что коррупция оказывает
Экономические последствия:
1. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.