Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Теоретической значимостью моей дипломной работы является анализ правотворчества и правоприменения, состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.
Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Генезис взяточничества и коррупции
1.1 Содержание понятия коррупции. Социальное значение
1.2 История возникновения и развития коррупции
Глава 2. Коррупция как проблема национальной безопасности
2.1 Проблемы и условия, порождающие коррупцию
2.1.1 Общие проблемы и специфические российские проблемы
2.1.2 Экономические условия коррупции
2.1.3 Условия для низовой коррупции
2.1.4 Социально-психологические условия коррупции
2.2 Проблемы, порождаемые коррупцией
2.3 Экономические потери от коррупции
Глава 3. Коррупция за рубежом
3.1 Проблема коррупции в развитых странах
3.2 Интернациональные аспекты коррупции
3.3 Некоторые статистические данные о коррупции в мире
4. Международный опыт борьбы с коррупцией
Глава 4. Исследование НПА на наличие коррупциогенности
4.1 Анализ ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года
4.2 Анализ коррупциогенности отдельных нормативно-правовых актов органов исполнительной власти
Заключение
Библиографический список
Список сокращений

Файлы: 1 файл

Борьба с коррупцией - Диплом.docx

— 130.64 Кб (Скачать файл)

3. Традиция  подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику  имеет в России корни более  древние, чем 70 лет коммунистического  режима. Это приводит к тому, что  попытки правового регулирования  вязнут в старой бюрократической  системе, продолжающей работать  по своим собственным законам,  установленным несколько столетий  тому назад. Следовательно, любая  антикоррупционная программа в  России должна быть сопряжена  с коренным реформированием системы  государственной службы.

 

2.1.2 Экономические условия коррупции

Государственная коррупция существует постольку, поскольку  государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. Проблема в том, что государство, реализуя свое предназначение, обязано  осуществлять это вмешательство, и  в том, насколько эффективно оно  осуществляется.

В экономической  сфере последние годы происходили  бурные изменения, появлялись новые  непривычные сферы и формы  активности, к чему труднее всего  приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Ниже приводится далеко не полный перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией17.

1. Приватизация государственной собственности везде служит серьезным источником коррупции. В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Еще на начальных стадиях около 30 % всех постановлений по приватизации, по данным правоохранительных органов, содержали нарушения норм действующего законодательства. Практиковалось включение чиновников в число акционеров. Наиболее распространенные нарушения - присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества.

К этому  придется добавить многочисленные случаи, не подпадающие под прямую уголовную  ответственность: оценивание приватизируемых  объектов по заниженным суммам, манипуляции  условиями конкурсов, скупка предприятий  чиновниками через доверенных лиц. Неслучайно именно приватизация стала  последнее время полем для  политических схваток, в которых  главное оружие - компрометирующие материалы и обвинения в коррупции.

2. Исполнение  бюджета и распределение бюджетных  средств - еще одна благодатная  сфера для коррупционеров. В числе  основных причин – слабая дисциплина  исполнения бюджета при почти  полном отсутствии реакции на  результаты контрольных проверок  Счетной палаты.

Наиболее  часто нарушения, наносящие ущерб  федеральному бюджету и нередко  сопряженные с коррупцией, возникают  при следующих обстоятельствах:

а) поступление  налогов и платежей в федеральный  бюджет;

б) денежные зачеты;

в) получение  связанных иностранных кредитов;

г) необоснованно  высокая просроченная дебиторская  задолженность;

д) нецелевое  и неэффективное использование  средств федерального бюджета.

По свидетельству  экспертов взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных  кредитов или распределения бюджетных  средств. Этому благоприятствует неуклюжая  налоговая система, согласно которой  деньги, собираемые в регионах, должны попасть в федеральный бюджет, а потом снова вернуться в  регион в виде трансфертов. Коррупцию  подстегивает нереальный и нереализуемый  бюджет, который позволяет чиновникам решать, кому сколько недодать, кому перевести деньги раньше, а кому позже. По той же причине недофинансирования создаются внебюджетные фонды различных ведомств, манипуляции с которыми также сопровождаются коррупцией. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в регионах питает коррупцию на этом уровне.

Распределение бюджетных средств происходит также через государственные заказы и закупки. До последнего времени и здесь царили закрытость и бесконтрольность, порождавшие безудержную коррупцию. Особенно разлагающе закрытость и неподконтрольность при распределении и использовании государственных средств действовали в Вооруженных Силах.

3. Предоставление  эксклюзивных прав (льгот, в том  числе - по экспорту и импорту,  налогам, лицензирование и т.п.) – благодатная почва для коррупции.  К этой же категории следует  отнести такие коррупционные  рычаги, как отсрочки налоговых  платежей, предоставление льгот  заемщикам бюджетных средств,  продление кредитных договоров,  предоставление государственных  гарантий. Региональные власти не  уступают федеральным в использовании права предоставления льгот для получения взяток.

4. Банковская  сфера в России начала преобразовываться  одной из первых - на рубеже 80-90 гг. фактически происходила ненормативная  приватизация существенной части  государственного банковского сектора.  Создание системы уполномоченных  банков, которым передавались в  управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции  было для последних источником  получения колоссальных прибылей. Естественно, что и здесь коррупция  пустила глубокие корни. 

Сотрудничество  чиновников с коммерческими банками  позволило цивилизовать формы получения  взяток и от традиционных конвертов (а затем - чемоданчиков) с наличностью  перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки раз процентам по вкладам и другим, более утонченным, формам благодарности.

 

2.1.3 Условия для низовой коррупции

Социологические исследования, показывающие, что 98 % автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ДПС, говорят не только о высокой степени коррумпированности этой службы. Данные свидетельствуют о широчайшей коррумпированности общественного сознания, о том, что низовая коррупция внедрена в общественную практику.

Привлекательность низовой коррупции в том, что  при минимальном риске для  обеих сторон она обладает специфической  ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для  взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые  проблемы; она же служит небольшой  платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций. Купюра, которую держит в документах владелец автомобиля, лежит там и  на те случаи, когда понадобится превысить скорость, проехать в автомобиле в состоянии опьянения.

Масштабная  низовая коррупция предельно  опасна, поскольку, во-первых, создает  благоприятный психологический  фон для существования остальных  форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Низовая коррупция в России возникает  почти везде, где рядовой гражданин  сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, - государство  считает уместным тревожить гражданина. Ниже перечисляются только основные сферы18.

1. Жилищно-коммунальная  сфера, как показывают социологические  опросы российского населения,  воспринимается им как самая  коррумпированная. Казалось бы, развитие  рынка жилья должно привести  к уменьшению коррупции в этой  сфере. Однако укорененность ее здесь чрезвычайно прочна. Это яркий пример того, что одних мер по ликвидации экономических условий коррупции может не хватать для борьбы с ней.

2. Правоохранительные  органы и, прежде всего, милиция,  находятся на втором месте.  В последнее время среди привлеченных  к ответственности за коррупцию  одну четверть составляют работники  правоохранительных органов. Как  уже упоминалось, наиболее весомый  вклад в этот высокий результат  вносит ДПС. Помимо дорог граждане  часто вступают в коррупционные  отношения с правоохранительными  органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.

3. Налоги  и таможенные сборы – прекрасная "питательная среда" для  низовой коррупции. Опросы многострадальных  российских "челноков" показали, что среди них практически  нет тех, кто хоть раз не  дал взятку таможеннику.

4. Призыв  на военную службу последние  годы сталкивается с постоянными  трудностями. В связи с этим  будет небезынтересно узнать, что,  по предварительным оценкам, более  половины молодых людей, освобожденных  от призыва в армию, добились  этого с помощью взяток.

В добавление к перечисленному упомянем еще ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой вероятностью соприкосновения с коррупцией:

а) сбор штрафов и иных платежей с населения  разными ведомствами;

б) выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;

в) разрешение на строительство и наделение  земельными участками;

г) контроль со стороны государственных служб (пожарные, санэпидемстанции и т.п.), от которого страдает малый бизнес в России.

Взаимодействие  власти с гражданином возникает  в двух случаях. Первый - когда власть должна предоставить ему некоторые  услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции  способствует (помимо перечисленного в предыдущих разделах):

а) сохранение широкой сферы государственных  услуг, охваченных разрешительным принципом;

б) незнание гражданами своих прав на получение  услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;

в) сокрытие чиновниками информации о своих  обязанностях и правах граждан;

г) усложненность  бюрократических процедур;

д) монополия  ведомств на предоставление услуг;

е) структурные  особенности органов власти, при  которых одно ведомство обладает полномочиями и принимать властные решения, и оказывать услуги.

Второй  случай, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая  обязательные платежи или налагая  штрафы за нарушение действующих  норм. В этих ситуациях коррупции  способствуют следующие условия (помимо перечисленного в предыдущих разделах):

а) отсутствие удобных процедур реализации гражданином  своих обязательств;

б) неадекватность шкал штрафов, способствующая уклонению  от их уплаты с помощью взяток.

 

2.1.4 Социально-психологические условия коррупции

Морально-психологическая  атмосфера в обществе серьезно влияет на уровень коррупции. Большинство чиновников рано или поздно сталкивается с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Появление этих обстоятельств зависит как от обсуждавшихся выше проблем и условий, порождающих коррупцию, так и от социально-психологических факторов. Поняв их природу, легче определить, что надо делать для борьбы с коррупцией.

Принятие  первого коррупционного решения  может облегчаться информационной средой, окружающей чиновника. Честный  чиновник, каждый день слышащий и читающий одно и то же: "У нас берут  все!", может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. Такому остается только дождаться "удачного случая".

Важная  особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной  моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается  общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную  тематику.

С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся  с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.

Чиновник  может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий "пограничного" характера  к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения19.

 

2.2 Проблемы, порождаемые коррупцией

 

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных  и общепринятых тезисов. Более 60 % респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее  влияние на все стороны жизни. Описываемые ниже негативные последствия  коррупции в большей или меньшей  степени уже проявляются в  России.

Экономические последствия:

1. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

Информация о работе Борьба с коррупцией