Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:46, дипломная работа
Теоретической значимостью моей дипломной работы является анализ правотворчества и правоприменения, состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.
Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.
Введение
Глава 1. Генезис взяточничества и коррупции
1.1 Содержание понятия коррупции. Социальное значение
1.2 История возникновения и развития коррупции
Глава 2. Коррупция как проблема национальной безопасности
2.1 Проблемы и условия, порождающие коррупцию
2.1.1 Общие проблемы и специфические российские проблемы
2.1.2 Экономические условия коррупции
2.1.3 Условия для низовой коррупции
2.1.4 Социально-психологические условия коррупции
2.2 Проблемы, порождаемые коррупцией
2.3 Экономические потери от коррупции
Глава 3. Коррупция за рубежом
3.1 Проблема коррупции в развитых странах
3.2 Интернациональные аспекты коррупции
3.3 Некоторые статистические данные о коррупции в мире
4. Международный опыт борьбы с коррупцией
Глава 4. Исследование НПА на наличие коррупциогенности
4.1 Анализ ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года
4.2 Анализ коррупциогенности отдельных нормативно-правовых актов органов исполнительной власти
Заключение
Библиографический список
Список сокращений
3.2 Интернациональные аспекты коррупции
Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Открываясь мировому сообществу, Россия также подвергается воздействию этой тенденции. Можно указать на следующие каналы международной коррупции.
Коррупция
в международных организациях существует
в силу общих тенденций: в них
также распределяются ресурсы (например
- помощь странам-участницам или клиентам
этих организаций); их распределяют чиновники,
не являющиеся собственниками этих ресурсов.
Кроме того, бюрократия в международных
организациях находится под менее
пристальным контролем по сравнению
с национальными, контролируемыми
общественными организациями
Коррупция
в международном экономическом
сотрудничестве проявляется при
создании предприятий с участием
иностранного капитала, при реализации
инвестиционных проектов и приватизации
государственной собственности, при
решении проблем раздела
В России сложилась странная ситуация. С одной стороны, многие иностранные бизнесмены оправданно сетуют на коррупцию чиновников, препятствующую нормальному экономическому сотрудничеству. Среди бизнесменов, имеющих дело с Россией и другими странами СНГ, более 70 % опрошенных убеждены в том, коррупция входит в число главных препятствий для развития нормального предпринимательства в России. Президент Всемирного банка Д. Вульфенсон сказал во время своего приезда в Москву в 1996 г.: "После окончания холодной войны коррупция стала главным тормозом на пути демократического развития"26.
С другой
стороны, многие представители иностранных
компаний не брезгуют взятками для
получения преимуществ в
Увод незаконных доходов за границу уменьшает риск коррупционных сделок и тем самым подстегивает коррупцию. От этого страдают многие страны. Известно немало случаев, когда лидеры развивающихся стран прятали в иностранных банках полученные в результате коррупционных действий доходы, исчисляющиеся миллиардами долларов.
В России
увод капиталов из страны давно стал
проблемой экономики и
В заключение следует упомянуть о наличии обратной связи – влиянии национальной коррупции на существенные обстоятельства международной жизни. Достаточно привести один пример: Адольф Гитлер пришел к власти, эксплуатируя, в числе прочего, лозунг коррумпированности Веймарской республики. То, что приход Гитлера к власти стал фактом не только внутригерманским, вряд ли нуждается в доказательстве.
3.3 Некоторые статистические данные о коррупции в мире
Положение России в «Индексе восприятия коррупции», который ежегодно составляет Transparency International, в очередной раз ухудшилось. Согласно опубликованному исследованию в 2008 году, Россия получила 2,1 балла и разделила 147-е место с Кенией и Сирией. В 2007 г. Россия получила 2,3 балла (143-е место). Ее соседи по прошлогоднему рейтингу Гамбия, Индонезия и Того. А в 2006 г. – 127е место поделила с Гондурасом, Непалом и Филиппинами при 2,5 баллах.
В 2004 г. Россия получила 2,8 балла (90-е место из 146 стран), а в 2005 г. — 2,4 балла (126-е место из 159 стран). «Индекс восприятия коррупции» составляется на основе опросов экспертов, оценивающих уровень коррупции в государственных секторах. В этом году в него включены 180 стран (в 2006 г. — 163). Страны ранжируются по шкале от 0 до 10 баллов: ноль обозначает наибольший уровень восприятия коррупции, 10 — наименьший. Первые три места с 9,4 балла поделили Дания, Финляндия и Новая Зеландия, на 4-м и 5-м местах с 9,3 балла расположились Сингапур и Швеция.
«Коррупция остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры, — заявила Угетт Лабелль, председатель правления Transparency International. — Страны, набравшие наименьшее количество баллов, должны… предпринять действия, направленные на усиление подотчетности в государственных учреждениях. Не менее важным условием должны стать действия со стороны благополучных стран, особенно в отношении борьбы с коррупционными явлениями в частном секторе».
Об остроте проблемы в развивающихся странах свидетельствует коррупционный скандал, разразившийся на Филиппинах. Председатель госкомиссии по высшему образованию Ромуло Нери заявил сегодня на слушаниях в сенате, что в бытность его министром экономического планирования ему предлагали взятку в $4,4 миллиона за помощь в получении контракта китайской ZTE Corp. Заседание транслировалось в прямом эфире по телевидению и радио. По утверждению Нери, председатель филиппинского Избиркома Бенджамин Абалос во время игры в гольф предложил ему 200 млн песо ($4,4 млн), чтобы он помог ZTE, одной из крупнейших телекоммуникационных компаний Китая, получить контракт на строительство сети широкополосной связи для госучреждений. Стоимость контракта оценивалась в 330 миллионов долларов27.
3.4 Международный опыт борьбы с коррупцией
Согласно международным исследованиям, за последние 15 лет положение России ухудшается с каждым годом. Надеясь на исправление этого прискорбного обстоятельства, полезно оценить опыт стран трех типов: не преодолевших коррупцию, болевших коррупцией в тяжелой форме, но умудрившихся существенно снизить ее; слабо коррумпированных стран, предпринимающих для этого серьезные усилия.
Одним из соседей России по статистическим данным является Китай, испытывающий те же трудности переходного периода, что и наша страна. Коррупция неоднократно объявлялась в Китае важнейшей национальной проблемой на партийных и государственных форумах, периодически начинались кампании борьбы с коррупцией, сводившиеся в основном к борьбе против коррупционеров. В итоге на непродолжительный срок коррупция пряталась, но вслед за тем возникала с новой силой.
Основная
причина неудач китайских антикоррупционных
кампаний уходит корнями в стратегию
реформирования экономики и политической
системы, избранную китайским
Китай – типичный пример страны с переходной экономикой, где сохраняется сильная централизованная власть, которая, однако, не может обуздать коррупцию в силу объективных обстоятельств, связанных с переходным периодом. Можно ожидать, что шанс на реальное ограничение коррупции в Китае появится только после серьезной реконструкции политической системы и изменения принципов государственного присутствия в экономике.
По различным экспертным оценкам Нигерия относится к числу самых коррумпированных стран. Согласно материалам Canadian Security Intelligence Service, "В конце 1970-х годов нигерийские бароны и их синдикаты (криминальные банды) в результате взлета цен на нефть получали огромную прибыль. Эти деньги могли бы, но не были пущены на пользу общества. Когда в конце 1980-х астрономические цены на нефть упали, синдикаты стали изыскивать новые пути для обогащения, и, как заметил высланный нигерийский академик Юлиус Ихонвбер, "единственными путями оказались поставка наркотиков, контрабанда валюты и т.д"28.
С 1994 г. London-based Economist Intelligence Unit дал Нигерии рейтинг одного из самых опасных для ведения бизнеса мест. Коррупция в Нигерии продолжала процветать, и некоторые экономисты предполагали, что ее доля в ВНП страны составляет 10%. Коррупция существовала и на нижних уровнях, где чиновники просили "подарки" за выполнение даже простой бумажной работы, впрочем, в основном из-за того, что им самим приходилось месяцами ожидать свою низкую зарплату. У иностранных бизнесменов при приезде в Нигерию (особенно в Лагос) обслуживающие чиновники и чиновники иммиграционной службы постоянно спрашивали, привезли ли те "подарки", особенно интересуясь американскими долларами. На высших правительственных уровнях Нигерии коррупционная практика стала практически институциональной, особенно при распределении контрактов на "супер-проекты" и на продажу лицензий для производства редких товаров потребления. Предполагается, что от 10 до 15% "переплат" на аукционах по продаже контрактов передается на иностранные банковские счета государственных чиновников. Другой практикой является "продажа" лицензий на импорт, особенно редких товаров, таких как лекарства, рис, растительное масло".
Экономика страны продолжает стагнировать, что постоянно подрывает внутреннюю стабильность страны и затрагивает экономику других стран. Все попытки демократизации и экономических реформ в Нигерии провалились.
Коррупция, сочетающаяся со слабостью государства, невыполнением им своих минимальных обязанностей, является серьезной проблемой для многих других развивающихся стран Африки, Латинской Америки, Азии. Для каждого из этих регионов можно привести примеры стран, где образовался "порочный круг" бедности, отсталости и коррупции.
Вместе с тем есть страны, начавшие преобразования и мало-помалу вышедшие на "благотворный цикл реформ". В таких странах удается обуздать коррупцию.
Уганда была клептократическим государством в первый постколониальный период. До 1967 г. режим правил страной без выборов и создал к 1971 г. предпосылки прихода к власти Иди Амина, при котором правительство практически превратилось в систему организованной преступности, которая наживалась за счет населения. Процветали поддержка экономически невыгодных проектов, чрезмерных военных расходов, взятки за получение государственных контрактов, грабительский контроль над экспортом, экспроприация собственности.
В ходе гражданской войны в 1986 г. под руководством Йовери Музевени было создано новое правительство, которое начало преобразования. Были предприняты реформы социально-экономической политики, менялись объем и способы государственного регулирования экономики для уменьшения базы извлечения коррупционных доходов. Реформировались государственные учреждения с целью упрощения бюрократических процедур; сокращался аппарат, улучшались оплата труда чиновников, их профессиональная подготовка; был создан жесткий этический кодекс. Кроме того, была укреплена служба Генерального инспектора, имеющего полномочия проводить расследования, выдвигать обвинения и привлекать к ответственности. Немалую роль сыграла организация кампании по связям с общественностью для консолидации общественных усилий, направленных на борьбу с коррупцией.
Действующая
в Гонконге «Независимая комиссия по
борьбе с коррупцией» (НКБК) является
одним из примеров института, успешно
реализующего решительные меры против
глубоко укорененной коррупции.
Основой для борьбы служит тщательный
мониторинг действий властей - как со
стороны официальных
Однако
у комиссии есть свои проблемы. Главная
из них та, что она отчитывается
только перед губернатором. А комиссия
по борьбе с коррупцией, отчитывающаяся
перед единоличным правителем, может
быть использована как инструмент репрессии
против политических противников; такие
обвинения делались и в адрес
НКБК. Ее проверяли несколько комиссий
по надзору и независимые судебные
инстанции, но без скандалов все
же не обошлось. Чтобы подобная организация
не вышла из-под контроля, она
должна отчитываться не перед главой
исполнительной власти, а перед законодателями,
как служба Генерального инспектора
в Уганде и Центральное финансово-