Договор коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в комплексном изучении договора коммерческой концессии, а также выработке предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства в рассматриваемой сфере, которая в настоящий момент приобретает особую актуальность и требует изучения.

Содержание работы

ведение………………………………………………………………………….3
1. Общие положения о договоре коммерческой концессии…………………..8
1.1 Становление договора коммерческой концессии...……...............8
1.2 Понятие и сущность договора коммерческой концессии………14
1.3 Место договора коммерческой концессии в системе
гражданско-правовых договоров……………………………………………...19
2. Элементы договора коммерческой концессии………………………….….35
2.1 Стороны и субъектный состав договора………………………...35
2.2 Предмет договора коммерческой концессии…………………....38
2.3 Цена и срок в договоре коммерческой концессии………………43
2.4 Форма и государственная регистрация договора
коммерческой концессии………………………………………………………47
3. Содержание договора коммерческой концессии…………………………..51
3.1. Существенные условия договора коммерческой
концессии…………………………………………………………………….... 51
3.2 Обязанности правообладателя по договору
коммерческой концессии……………………………………………………...62
3.3 Обязанности пользователя по договору коммерческой
концессии…………………………………………………………………….....67
Заключение……………………………………………………………………...77
Список использованных источников и литературы………………………….79

Файлы: 1 файл

Лебедев.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Общие положения о договоре коммерческой концессии…………………..8

1.1 Становление договора коммерческой концессии...……...............8

1.2 Понятие и сущность договора коммерческой концессии………14

1.3 Место договора коммерческой концессии в системе

 гражданско-правовых  договоров……………………………………………...19

2. Элементы договора коммерческой концессии………………………….….35

2.1 Стороны и субъектный состав договора………………………...35

2.2 Предмет договора коммерческой концессии…………………....38

2.3 Цена и срок в договоре коммерческой концессии………………43

2.4 Форма и государственная регистрация договора

коммерческой  концессии………………………………………………………47

3. Содержание договора коммерческой концессии…………………………..51

3.1. Существенные условия  договора коммерческой

 концессии…………………………………………………………………….... 51

3.2 Обязанности правообладателя  по договору

 коммерческой  концессии……………………………………………………...62

3.3 Обязанности  пользователя по договору коммерческой

 концессии…………………………………………………………………….....67

Заключение……………………………………………………………………...77

Список использованных источников и литературы………………………….79

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Институт коммерческой концессии оформляет отношения, позволяющие содействовать продвижению на рынок отдельных товаров, работ, услуг коммерческих организаций с известной репутацией.

Научный и практический интерес к договору коммерческой концессии обусловлен тем, что данная договорная форма является оптимальным  средством расширения бизнеса крупных  фирм и иных коммерческих организаций-правообладателей, обеспечивающих с помощь такого договора поддержание высоких стандартов результатов соответствующей предпринимательской деятельности. При этом использование коммерческой концессии избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые юридические лица, расширять штаты работников В то же время коммерческие организации-пользователи вливаются в единую интегрированную систему правообладателя и находятся в значительной экономической зависимости от последнего. Подобная схема взаимоотношений позволяет создавать в довольно короткие сроки разветвленную сеть бизнеса правообладателя.

Договор коммерческой концессии представляет иностранным  фирмам удобную форму вхождения  на российский рынок без необходимости создания совместного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это возможно при использовании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.

Актуальность  темы исследования обусловлена еще  и тем, что договор коммерческой концессии является одним из самых  сложных и недостаточно исследованных  договоров в гражданском праве. Стороны данного договора сталкиваются с достаточно существенными трудностями, как на этапе заключения договора, так и в ходе исполнения взятых на себя обязательств. Некоторые положения гл. 54 ГК РФ, регулирующей коммерческую концессию, не в полной мере сбалансированы с другими законодательными нормами. Содержание отдельных правовых категорий, употребляемых в нормах исследуемой главы, не раскрыто, что создает определенные трудности для правоприменителей. Кроме того, договор коммерческой концессии требует двойной регистрации в регистрирующем органе и в Патентном ведомстве, что вносит неудобство применения данного договора на практике.

Поскольку договор  коммерческой концессии появился в  российском законодательстве относительно недавно, в науке нет единого подхода к пониманию юридической природы данного договора, а также к терминологии, используемой для обозначения правоотношений, возникающих на его основе. Формировались различные точки зрения относительно сущности, признаков и элементов договора коммерческой концессии.

Именно тот  факт, что институт коммерческой концессии является новым для российского законодательства, обуславливает его актуальность для правовой науки. В этой связи для отечественной правовой науки может представлять интерес и международный опыт регулирования франчайзинга. До принятия второй части ГК РФ договор коммерческой концессии в России не являлся предметом специальных исследований в науке гражданского права. Необходимость исследования нового для отечественного законодательства договорного института - коммерческой концессии - предопределила выбор автором темы дипломной работы и его актуальность.

Степень разработанности  темы. До недавнего времени различные аспекты правового регулирования договора коммерческой концессии в отечественной науке рассматривались в большей степени специалистами в области экономики, организации и управления производством – В. В. Довганем, И. В. Рыковой, М. С. Шаховой, С.А. Силингом, И.Н. Герчиковой, Лебедевой С.Ю. и некоторыми другими.

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в комплексном изучении договора коммерческой концессии, а также выработке предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства в рассматриваемой сфере, которая в настоящий момент приобретает особую актуальность и требует изучения.

Для достижения поставленной цели в работе предпринята попытка решить следующие задачи:

- исследовать предпосылки возникновения и генезис правового регулирования договора коммерческой концессии,

- исследовать соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» в качестве основы для дальнейшего углубленного исследования,

- на основе анализа существующих воззрений рассмотреть правовую природу договора коммерческой концессии, выявить особенности договора коммерческой концессии, отличающие его от смежных с ней институтов,

- исследовать сущность, основные элементы, содержание данного договора, а также проанализировать особенности порядка оформления и регистрации договора коммерческой концессии;

- изучить динамику заключенного договора коммерческой концессии, выявить основания и порядок расторжения и изменения договора коммерческой концессии, изучить особенности ответственности сторон по названному договору,

- на основе анализа норм российского и зарубежного законодательства и практики его применения, сформулировать предложения по совершенствованию отечественного законодательства о коммерческой концессии.

Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами договора коммерческой концессии при его заключении, исполнении его условий и расторжении указанного соглашения.

Предметом работы является договор коммерческой концессии, а также нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие по поводу указанного договора.

Методологическая  основа работы базируется на положениях науки гражданского права и общей теории права. В качестве методов исследования применялись как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, диалектический и исторический методы, а также специальные юридические методы - сравнительно-правовой, технико-юридический, лингвистический.

Теоретическая основа работы. Теоретической базой дипломной работы являются труды ведущих дореволюционных, советских и современных цивилистов. В частности, над данной темой работали следующие ученые А. Е. Авилова, М. И. Брагинский, М. М. Богуславский, Н. А. Баринов, В. В. Витрянский, А. А. Иванов, А. П. Белов, Н. С. Малеин, Г. К. Матвеев, В. А. Хохлов, М. Мендельсон, Г. Ф. Шершеневич, М. И. Кулагин, В. А. Тархов, Е. А. Суханов, С. А. Сосна, Л. А. Трахтенгерц, Н. В. Месяшная, А. П. Сергеев, О. Н. Садиков, В. Евдокимова, И. П. Янушкевич, А. Цират, и др.

В процессе выполнения работы был изучен и проанализирован  ряд литературных источников, в числе  которых научные труды, диссертационные  исследования, статьи ведущих отечественных  и зарубежных специалистов, договорная и судебная практика, а также законодательные акты, посвященные вопросам правового регулирования коммерческой концессии

Научная новизна  работы состоит в комплексном подходе к исследованию теоретических и практических вопросов, связанных с договором коммерческой концессии Самостоятельный характер носят предложения, направленные на совершенствование норм действующего законодательства в области коммерческой концессии.

Структура  работы. Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена общему положению договора коммерческой концессии. Во второй главе исследуются элементы данного договора, в том числе стороны, субъектный состав, цена, срок, предмет, а также форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии. Третья глава раскрывает содержание договора, существенные условия и обязанности правообладателя и пользователя по договору коммерческой концессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

 

1.1 Становление договора коммерческой концессии

 

История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье.

В Оксфордском  словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что «franchising» — все права и свободы епископатов… пожалованные королевской короной в 1559 году, а «franchises» — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.

В свое время  в Британии король предоставлял баронам  право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные  услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

«В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор»1.

В Соединенных  Штатах Америки франчайзинг впервые  начал использоваться компанией  Зингера по производству швейных  машинок (Singer Sewing machine company). После окончания  гражданской войны в Америке  в середине XIX века Зингер развернул  серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

Аналогичная система  была разработана 1898 году компанией  Дженерал Моторс (General Motors), по которой  дилеры не имели права продавать  машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный  капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы — продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время.

Примеру Дженерал Моторс последовал Рексол (Rexall), который  удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

«Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап»2. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

В 20-х годах  в США идея франчайзинга как формы  ведения бизнеса сместилась в  сторону отношений «оптовик-розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчази, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

В конце 40-х годов  братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С  этой целью они сократили число  наименований блюд до трех, стандартизировали  технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «Макдональдс» (McDonald’s) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «Макдональдс» их ждет быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

Вплоть до 1950-х  годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали  франчайзинг как эффективный  метод распределения продукции  и услуг. Это примеры традиционного  франчайзинга, или франчайзинга первого  поколения.

Информация о работе Договор коммерческой концессии