Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:53, дипломная работа
Цель данного исследования состоит в комплексном изучении договора коммерческой концессии, а также выработке предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства в рассматриваемой сфере, которая в настоящий момент приобретает особую актуальность и требует изучения.
ведение………………………………………………………………………….3
1. Общие положения о договоре коммерческой концессии…………………..8
1.1 Становление договора коммерческой концессии...……...............8
1.2 Понятие и сущность договора коммерческой концессии………14
1.3 Место договора коммерческой концессии в системе
гражданско-правовых договоров……………………………………………...19
2. Элементы договора коммерческой концессии………………………….….35
2.1 Стороны и субъектный состав договора………………………...35
2.2 Предмет договора коммерческой концессии…………………....38
2.3 Цена и срок в договоре коммерческой концессии………………43
2.4 Форма и государственная регистрация договора
коммерческой концессии………………………………………………………47
3. Содержание договора коммерческой концессии…………………………..51
3.1. Существенные условия договора коммерческой
концессии…………………………………………………………………….... 51
3.2 Обязанности правообладателя по договору
коммерческой концессии……………………………………………………...62
3.3 Обязанности пользователя по договору коммерческой
концессии…………………………………………………………………….....67
Заключение……………………………………………………………………...77
Список использованных источников и литературы………………………….79
Общим для этих договоров является возможность внесения в качестве вклада (по договору о совместной деятельности) или передача (по договору коммерческой концессии) нематериальных благ.
Каждый участник договора простого товарищества в качестве вклада в общее дело может внести имущество, в том числе деньги, а также профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи (ст. 1042 ГК РФ). Наряду с этим вкладом признается выполнение определенных работ или услуг.
По договору коммерческой
концессии правообладатель
Оба эти договора могут заключаться на определенный срок или без указания срока (на неопределенный срок). Причем по договору коммерческой концессии пользователь, добросовестно исполнявший свои обязанности по договору, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок (ст. 1035 ГК РФ). Поскольку договор простого товарищества предполагает совместную деятельность товарищей, его исполнение носит длящийся, часто неопределенный по времени, характер. Договоры коммерческой концессии также носят долговременный характер и рассчитаны на продолжительное сотрудничество сторон.
Взаимоотношения сторон в
рамках рассматриваемых договоров
имеют лично-доверительный
Для договора простого товарищества решающее значение имеет обязательство сторон достичь совместными действиями общую цель (извлечение прибыли или достижение иной общей цели - ч. 1 ст. 1041 ГК РФ). Выгода для каждого участника образуется от самой совместной деятельности, а не от взаимного, встречного предоставления друг другу материальных благ. Вместе с тем совместная деятельность - не самоцель для товарищей, это средство для достижения желаемого результата, общей для всех участников цели.
Стабильность
состава играет важную роль и во
франчайзинговых отношениях. Совместная
деятельность, основанная на договоре
коммерческой концессии (франчайзинга),
представляет собой эффективную
форму предпринимательской
Для этих договоров
характерен высокий уровень
«В зарубежной практике вид ответственности товарищей зависит от природы обязательства: по договорным - товарищи (партнеры) отвечают совместно (jointly), а по деликтным - совместно и порознь (jointly and severally). В нашем законодательстве данным видам ответственности соответствуют понятия солидарной и субсидиарной ответственности»17.
Если сравнивать понятия «франчайзинг» и «товарищество», то и между ними можно отметить некое сходство. В частности, в настоящее время все больше термином «товарищество» обозначается не только и даже не столько договор, сколько некое объединение самостоятельных субъектов, чаще всего наделенное собственной правосубъектностью и имеющее свои интересы. Франчайзинг также предполагает объединение большого числа пользователей (франчайзи), связанных с «головной», «родительской» компанией, т.е. с правообладателем (франчайзером), на основе заключаемых между ними договоров. Это своего рода «сеть», форма стратегического альянса, функционирующая по единым принципам, под общей торговой маркой и использующая единые схемы и методы управления и организации своей деятельности.
Таким образом,
совместная предпринимательская
Различия между рассматриваемыми договорами состоят в следующем.
«Прежде всего, договор простого товарищества не является для отечественного законодательства новым правовым институтом. Внесение вкладов в совместную деятельность, правовой режим имущества товарищей, распределение прибылей и убытков были известны еще римскому праву. Так, Институции Гая, датируемые II в. н.э., содержали основные положения договора товарищества (societas). Эти договоры предполагали объединение не всего имущества товарищей, а лишь той его части, которая выступала в качестве вклада в товарищество»18.
Договором товарищества
назывался договор, по которому два
лица или несколько лиц объединялись
для достижения какой-либо общей
дозволенной хозяйственной
Единство сторон по договору простого товарищества обусловливает совпадение прав и обязанностей. Интересы товарищей устремлены к достижению общей для всех цели, т.е. однонаправленны. Наличие общей цели позволяет участвовать в договоре неограниченному числу лиц, каждое из которых является его самостоятельной частью. Ведение общих дел осуществляется товарищами совместно. И если в договоре простого товарищества такое сотрудничество имеет определяющее значение, то в договоре коммерческой концессии оно выступает лишь одним из элементов и носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в подчиненных, чем в партнерских отношениях с правообладателем. В отличие от других договоров, в которых интересы контрагентов противоположны, в товариществе они однонаправленны, тождественны.
В рамках договора коммерческой концессии стороны имеют, как правило, противоположные интересы, разные права и обязанности. Каждый из них стремится к извлечению максимальной прибыли за счет контрагента. А общей целью для сторон является расширение франчайзинговой системы, привлечение к ней как можно большего числа предпринимателей, но не в рамках одного договора, а путем заключения других договоров коммерческой концессии (или субконцессии). При этом общего имущества по договору коммерческой концессии не создается.
Вместе с тем получение выгод от совместной деятельности в рамках простого товарищества возможно лишь в случае заключения товарищами договоров с третьими лицами, т.е. когда эта совместная деятельность каким-либо образом реализуется вовне. В связи с этим Г.Ф. Шершеневич отмечал, что договор товарищества «не служит сам себе целью, как это замечается в отношении других договоров, например купли-продажи, займа, но имеет своею задачею заключение других договоров»19.
Субъектами договора коммерческой концессии могут выступать индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации. «Отличие товарищества или партнерства от предпринимательских организаций состоит и в том, что ни закон, ни практика не признают за ними статуса самостоятельного субъекта права (legal entity), за некоторыми исключениями, например в Шотландии партнерство является юридическим лицом. Между тем, несмотря на формальное отсутствие правосубъектности, товарищество все же обладает отдельными ее элементами: выступает в хозяйственном обороте от своего имени, заключает сделки, вправе быть истцом и ответчиком в суде»20.
Договор коммерческой
концессии и договор купли-
При заключении договора купли-продажи покупатель становится собственником вещи, а продавец утрачивает право собственности на данную вещь, т.е. происходит передача правового титула. Однако в случае передачи по договору коммерческой концессии комплекса исключительных прав правообладатель не утрачивает права собственности на указанные объекты, поскольку правообладатель передает пользователю не право собственности в полном его объеме, а только одно из его правомочий. Поэтому неверной представляется трактовка договора коммерческой концессии (франчайзинга) как договора, «по которому от одной стороны к другой передается право собственности на исключительные права» или «который позволяет покупателю продавать товар или услугу продавца».
Стремление российских правоведов обнаружить сходство и установить различия между договором коммерческой концессии и многими другими договорами В.В. Витрянский объясняет тем, что указанный договор появился в системе договорных обязательств сравнительно недавно, и, как и всякий новый гражданско-правовой договор, он впитал в себя элементы различных договоров
«Так, в договоре коммерческой концессии можно увидеть отдельные условия, присущие лицензионному договору (предоставление права на использование исключительных прав); договору простого товарищества (сотрудничество правообладателя и пользователя, направленное на достижение общего результата); договору комиссии и агентскому договору (совершение пользователем сделок и иных юридических и фактических действий, способствующих удовлетворению интересов правообладателя) и иным гражданско-правовым договорам»21.
Однако, несмотря
на внешнее сходство договора коммерческой
концессии с другими
2 ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
2.1 Стороны и субъектный состав договора
В соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК РФ сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Стороны договора коммерческой концессии – правообладатель и пользователь, причем каждый из них должен быть специальным субъектом.
Правообладатель - это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. В качестве правообладателя способна выступать фирма с добротной рыночной репутацией, высоким деловым авторитетом, мощным производственным или коммерческим потенциалом. При этом необходимо иметь в виду обстоятельство, верно подмеченное В.Евдокимовой, о том, что «правообладатель должен быть надлежащим образом легитимирован как обладатель этих прав. Это означает, что он использует принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Однако закон не требует, чтобы правообладатель и приобретал соответствующие права, будучи предпринимателем. Достаточно лишь, чтобы он официально был зарегистрирован как предприниматель к моменту заключения договора коммерческой концессии»22.
Пользователь – лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Пользователем может быть независимый субъект рынка, который отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, обладатель собственного, хотя и небольшого, капитала, осуществляющий коммерческую деятельность по своему усмотрению и на свой риск, несущий полную ответственность в пределах принятых обязательств.